Найти тему

Художник Алексей Харламов: история успеха и забвения

Оглавление

18 октября 1840 года в многодетной семье крепостного крестьянина Алексея Григорьева родился мальчик Алёша, в будущем — известный всей Европе художник Алексей Харламов. В собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге представлены две замечательные картины его авторства, которые неизменно обращают на себя внимание гостей музея. О том, как сын крепостного добился международного признания, и почему его имя было предано забвению на родине, читайте в нашей статье.

Видгоф Д.О. Портрет А.А. Харламова. Источник: Журнал "Огонёк", №21, 1903.
Видгоф Д.О. Портрет А.А. Харламова. Источник: Журнал "Огонёк", №21, 1903.

Из крепостных в Академию художеств

Через десять лет после рождения Алёши его родители получили вольную и переехали с детьми в Санкт-Петербург. Именно в этот момент отец семейства сменил фамилию «Григорьев» на «Харламов».

Ладюрнер Адольф. Торжественное собрание Академии художеств в 1839 году. 1840. Собрание Государственной Третьяковской галереи
Ладюрнер Адольф. Торжественное собрание Академии художеств в 1839 году. 1840. Собрание Государственной Третьяковской галереи

С 12 лет Алексей Харламов посещал Императорскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1854 г. он был зачислен в класс исторической живописи профессора А.Т. Маркова, представителя направления позднего классицизма. За период учебы юноша получил все существовавшие академические награды, главная из которых — Большая золотая медаль — была вручена ему в 1868 г. за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом». Награда давала художнику право на пенсионерскую поездку за границу. Так начался новый этап в жизни Алексея Харламова.

Париж, салоны и знакомство с Тургеневым

В 1869 г. Харламов в числе лучших учеников Академии отправляется в путешествие по Европе. На самый длительный срок он задержался в Париже, где брал частные уроки у модного французского художника Леона Бонна. Под влиянием Бонна и атмосферы буржуазных салонов Третьей Республики окончательно оформился стиль Алексея Харламова и его жанровые предпочтения. Всё большее место в работах художник отводит портрету.

Харламов А. Бабушка с внучком. 1869. Собрание Государственного Русского музея
Харламов А. Бабушка с внучком. 1869. Собрание Государственного Русского музея

В 1874 г. в Париже Алексей Харламов познакомился с Иваном Тургеневым, который высоко оценил талант художника и предрёк ему большое будущее. Во многом благодаря протекции писателя, карьера Харламова стремительно пошла в гору.

Излюбленная тема — портрет

Несмотря на то что Харламов активно предоставлял свои работы на выставки Товарищества передвижников и в 1874 г. получил звание Академика Императорской Академии художеств, местом для жизни он всё-таки выбрал не Петербург, а Париж. Свою парижскую квартиру Харламов превращает в модное ателье. Его творчество с этого момента и до самой смерти целиком посвящено портретному жанру. Его излюбленная тема — девушки и девочки итальянской или цыганской внешности.

Прелестные изображения девушек и девочек Харламова были столь хороши, что ими не только восхищались на выставках, их охотно заказывали в собственном парижском ателье художника. Среди клиентов были и именитые особы. Так, «Женскую головку» заказала в свою коллекцию российская императрица Мария Федоровна, а работа «Дети с цветами» пришлась по нраву королеве Великобритании Виктории.

Единственным полотном, явившимся ярким исключением в ряду довольно однообразных по стилю и сюжету картин, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Харламов А. Портрет писателя И. С. Тургенева. 1875. Собрание Государственного Русского музея.
Харламов А. Портрет писателя И. С. Тургенева. 1875. Собрание Государственного Русского музея.

Изменчивая мода и консервативный Харламов

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. У художника не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший его успеху, обернулся для него трагедией в начале XX века, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Последние годы жизни Алексей Харламов провёл в бедности и одиночестве. Он скончался весной 1925 года и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Живопись этого «русско-испанского француза», как язвительно называла Харламова русская критика, хотя и не отражала истинного состояния русского искусства того времени, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.

Выставочный зал Музея Фаберже, в котором представлены сегодня картины А. Харламова.
Выставочный зал Музея Фаберже, в котором представлены сегодня картины А. Харламова.

Ждём вас в Музее Фаберже!