18 октября 1840 года в многодетной семье крепостного крестьянина Алексея Григорьева родился мальчик Алёша, в будущем — известный всей Европе художник Алексей Харламов. В собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге представлены две замечательные картины его авторства, которые неизменно обращают на себя внимание гостей музея. О том, как сын крепостного добился международного признания, и почему его имя было предано забвению на родине, читайте в нашей статье.
Из крепостных в Академию художеств
Через десять лет после рождения Алёши его родители получили вольную и переехали с детьми в Санкт-Петербург. Именно в этот момент отец семейства сменил фамилию «Григорьев» на «Харламов».
С 12 лет Алексей Харламов посещал Императорскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1854 г. он был зачислен в класс исторической живописи профессора А.Т. Маркова, представителя направления позднего классицизма. За период учебы юноша получил все существовавшие академические награды, главная из которых — Большая золотая медаль — была вручена ему в 1868 г. за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом». Награда давала художнику право на пенсионерскую поездку за границу. Так начался новый этап в жизни Алексея Харламова.
Париж, салоны и знакомство с Тургеневым
В 1869 г. Харламов в числе лучших учеников Академии отправляется в путешествие по Европе. На самый длительный срок он задержался в Париже, где брал частные уроки у модного французского художника Леона Бонна. Под влиянием Бонна и атмосферы буржуазных салонов Третьей Республики окончательно оформился стиль Алексея Харламова и его жанровые предпочтения. Всё большее место в работах художник отводит портрету.
В 1874 г. в Париже Алексей Харламов познакомился с Иваном Тургеневым, который высоко оценил талант художника и предрёк ему большое будущее. Во многом благодаря протекции писателя, карьера Харламова стремительно пошла в гору.
Излюбленная тема — портрет
Несмотря на то что Харламов активно предоставлял свои работы на выставки Товарищества передвижников и в 1874 г. получил звание Академика Императорской Академии художеств, местом для жизни он всё-таки выбрал не Петербург, а Париж. Свою парижскую квартиру Харламов превращает в модное ателье. Его творчество с этого момента и до самой смерти целиком посвящено портретному жанру. Его излюбленная тема — девушки и девочки итальянской или цыганской внешности.
Прелестные изображения девушек и девочек Харламова были столь хороши, что ими не только восхищались на выставках, их охотно заказывали в собственном парижском ателье художника. Среди клиентов были и именитые особы. Так, «Женскую головку» заказала в свою коллекцию российская императрица Мария Федоровна, а работа «Дети с цветами» пришлась по нраву королеве Великобритании Виктории.
Единственным полотном, явившимся ярким исключением в ряду довольно однообразных по стилю и сюжету картин, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».
Изменчивая мода и консервативный Харламов
Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. У художника не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший его успеху, обернулся для него трагедией в начале XX века, когда художественные вкусы общества значительно изменились.
Последние годы жизни Алексей Харламов провёл в бедности и одиночестве. Он скончался весной 1925 года и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Живопись этого «русско-испанского француза», как язвительно называла Харламова русская критика, хотя и не отражала истинного состояния русского искусства того времени, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.