Вчера в Общественной палате прошел круглый стол на тему «Семейные споры. Проблемы и перспективы». ⠀ ⠀
Слушали адвокатов, судебных экспертов, уполномоченного по правам ребёнка, психолога, судебного пристава и тд. Поднимали наболевшие вопросы, в том числе сложности исполнения решений судов по спорам, связанных с воспитанием детей, с конкретными предложениями пути решения проблем. ⠀ ⠀
Так, например, предлагается ввести уголовную ответственность за неисполнение решения суда об определении места жительства, поскольку имеющиеся инструменты (в настоящий момент предусмотрена только административная отвесность) не приносит профилактического эффекта, что позволяет родителю, действующему в противоречии с интересами ребёнка, продолжать нарушать закон. Кроме того, предлагается передать функции рассмотрения протоколов привлечения к ответственности по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ в компетенцию мировых судей. ⠀ Полностью поддерживаю эту инициативу.⠀
Хочу добавить, что и к имеющейся в законе мере ответственности привлечь нарушителя довольно сложно. Меня, как практикующего юриста, нередко удивляет не только безграмотность, но и бездействие некоторых сотрудников, в чьих руках находятся судьбы людей. Приставы часто отказывают в возбуждении исполнительного производства, особенно, если в решении суда и исполнительном листе отсутствует формулировка «отобрать/передать» и не важно, что на момент вынесения решения суда такой необходимости не было, ПДН нередковообще не в курсе, что уполномочены составлять протоколы по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, на заявление с просьбой привлечь к административной ответственности отказывают в привлечении к уголовной, о которой их не просили и тд . Я бы еще предложила провести работу в области регулярной аттестации действующих сотрудников и повышения их компетенции, дабы не ставить родителям, страдающим от произвола нарушителей, дополнительных барьеров к приведению правосудия.
Что касается процедуры привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата алиментов), так она тоже часто не обходится без препятствий. Например, если должник не проживает по адресу регистрации и не является в отдел ФССП, тогда судебный пристав-исполнитель не может составить протокол, должника неоднократно объявляют в розыск, выезжают по его адресу регистрации и разводят руками. Долг копится, совесть не грызет, папа прекрасно себя чувствует в реестре должников и там ему, надо сказать, не горячо и не холодно. Вместе с тем, зачастую, привлечение к ответственности является не просо превентивной мерой, а наличие Постановления по делу об административном правонарушении может быть стратегически важным документом в материалах дела по процессу об ограничении/лишении родительских прав.
Я бы вообще исключила составление протоколов, как процедуру. Прилетает же штраф за парковку в неположенном месте, почему бы не штрафовать за неуплату алиментов, без протоколов?
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" говорится, что пристав устанавливает и отражает в протоколе об административном правонарушении достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения с обязательным получением объяснения лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении. С моей точки зрения, установить достаточные данные можно и на основании Постановления с расчетом задолженности и отсутствия объяснения в материалах дела о наличии уважительных причинах от должника. Процедуру можно и нужно упрощать.
Именно такие сложности в применении превентивных мер на практике позволяют злостным неплательщикамбезнаказанно нарушать закон. У людей же в такие моменты теряется вера в правосудие, а такого не должно происходитьв Правовом государстве, поскольку нормы права должны существовать не только на бумаге, но и работать на практике.