1. Римляне пили разбавленное вино.
Вино было распространенным напитком во времена римской Империи, и те, кто не мог себе этого позволить, пили воду из общественных фонтанов. Вино почти всегда разбавляли водой, обычно разводя одну часть вина на две части воды. Они считали, что неразбавленное вино подходит варварам или сельским жителям. Разбавленное вино также позволяло римлянам максимально использовать вино, не пьянея, и увеличивать его запасы. Существовало множество способов разнообразить вино, приправленное медом, специями, смолой или даже морской водой, и к нему относились как к источнику полезных веществ.
2. Многие люди жили в многоквартирных домах.
Пространство в Риме ценилось, и, чтобы максимально использовать его при таком большом населении, многие горожане жили в insulae, комплексе из шести-восьми многоквартирных домов с внутренним двором. В квартирах на первом этаже часто размещались магазины и предприятия, и каждый островок обычно вмещал до 40 человек или около того.
3. У них не было помидоров.
Древнеримская еда, нарисованная помпейским художником около 70 года нашей эры.
Еда древних римлян сильно отличалась от современной итальянской кухни, хотя оливковое масло было частью ежедневного рациона большинства римлян. Помидоры, которые сейчас являются одним из самых распространенных и наиболее известных ингредиентов итальянских блюд, появились в Южной Америке. Вместо этого римляне использовали крупы, хлеб и местные овощи в своем ежедневном рационе – бедняки зависели от ежемесячной нормы зерна, бездомные ели прогорклые хлопья и кашу, а богатые наслаждались импортными специями. Мясо редко было доступно небогатым людям. Сони были одним из самых популярных видов мяса, их даже выращивали для личного потребления.
4. Совместное купание было нормой и поощрялось.
Большинство римлян мылись один или два раза в неделю в общественных банях, где они могли пообщаться и заняться бизнесом. Бани были относительно дешевыми, и ими можно было пользоваться бесплатно в праздничные дни. При входе в баню посетитель попадал либо в тепидарий (теплое помещение), либо во фригидарий (холодную комнату). Холодная вода во фригидариуме, возможно, также служила бассейном. В тепидарии иногда был только теплый воздух, но иногда можно было окунуться в теплую ванну, и часто предлагали массаж с маслами. Далее был кальдарий (горячая комната), помещение с очень горячей ванной и горячим воздухом, где посетители могли помыться оливковым маслом. В некоторых местах также были лаконики, сухие парилки, похожие на сауну. Тепидарий можно посетить дважды – один раз, чтобы разогреть тело, и второй раз, чтобы освежиться в кальдарии, прежде чем выйти на более холодный воздух снаружи.
5. У римлян было много форм развлечений.
После ужина римляне часто проводили время за такими досуговыми занятиями, как искусство, танцы, музыка и спорт. У них также были настольные игры (римские шахматы, кости, крестики-нолики, шашки и многое другое) и игры с мячом, такие как футбол, гандбол и бейсбол. Река Тибр также была популярным местом для купания, и в некоторых общественных банях также было место для купания во фригидарии или внутреннем дворе. Спектакли, гонки на колесницах и гладиаторские бои были одними из самых популярных развлечений в Риме и собирали огромные толпы.
6. Римские дети ходили в школу каждый день недели.
В школе не было выходных, хотя было много государственных праздников. У учеников также были выходные в базарный день, и, к счастью, у них все еще были летние каникулы. Дети в возрасте от семи лет каждый школьный день тратили часы на то, чтобы научиться читать, писать и пользоваться математическими счетами, вплоть до 11-12 лет. Их день начинался с восходом солнца и не заканчивался до заката, они работали весь день, за исключением короткого обеда.
7. О маленьких детях часто заботились няни и гувернеры.
Кормилицы по всему Риму ухаживали за новорожденными, и ожидалось, что они станут подходящими образцами для подражания для детей из-за того, что оказали большое влияние на их детство. Сирот и младенцев, брошенных родителями, часто воспитывали кормилицы, а некоторые работорговцы даже нанимали кормилиц для ухода за найденными младенцами. Педагогами были мужчины-наставники, нанятые для обучения детей этикету и жизненным навыкам. Педагоги и кормилицы могли быть рабами или вольноотпущенниками и, как правило, заботились обо всех детях своего хозяина или работодателя на протяжении многих лет.
8. Большинство рабочих работали всего шесть часов в день.
Многие профессии не требовали работы после полудня. Сельское хозяйство, выпечка, строительство, торговля и пошив одежды были наиболее распространенными занятиями, так же как и военная. Другие могли стать врачами, юристами, писателями, учителями или репетиторами. Людям могли платить за их труд монетами или едой, кровом или товарами.
9. Большой цирк собрал больше зрителей, чем Суперкубок.
Большой цирк, самая большая гоночная трасса для колесниц в Риме, вмещал не менее 150 000 зрителей, хотя Плиний Старший оценивал аудиторию в 250 000 человек. Каждый сентябрь здесь проводились такие мероприятия, как Ludi Romani (Римские игры), охота на диких животных, публичные казни и бои гладиаторов. Публика в Большом цирке также может быть похожа на футбольную толпу, подбадривающую гонщиков или комбатантов и поддерживающую выбранную ими команду. Греческий оратор Дион Хрисостом отметил, что аудитория будет прыгать, восторгаться и вообще давать волю своему языку.
10. Римские школы наказывали учеников тростями и кнутами.
Дисциплина в школах была строгой, поскольку считалось, что ученики будут учиться лучше, если будут бояться, что их накажут, если они будут неправы. Книги были слишком дорогими, а обучение основывалось на запоминании того, что правильно, а не на понимании того, почему это правильно. Даже рабы и наемные наставники могли применять телесные наказания к ученикам..
11. Продолжительность часа зависела от времени года и широты
Римское хронометражирование было переменным, и изначально они делили день пополам между ante meridiem и post meridiem, или до и после полудня. С использованием солнечных часов время между восходом и заходом солнца было разделено на двенадцать часов. Они знали, что зимние дни короче, а летние длиннее, поэтому часы были скорректированы соответствующим образом. Солнечные часы также можно было использовать для калибровки водяных часов, которые работали в помещении без солнечного света.