Найти тему

Вязни, Кий!

Оглавление

И оказалась неправа. Городок Владимирской области, раскинувшийся на берегу Клязьмы, – благодатное место для путешественников, которым по сердцу старинные купеческие особняки и намоленные храмы.

Венец – всем Вязникам начало

В древние времена чуть правее Вязников стоял город Ярополч-Залесский. В XIII веке он был сожжен войсками хана Батыя. В XVII веке его, как крепость, попытались возродить. Рядом же сформировалась Вязниковская торгово-промышленная слобода. Постепенно Вязники полностью поглотили Ярополч и в 1778 году указом Екатерины II получили статус уездного города.

Знакомство с городом рекомендую начать, конечно же, со смотровой площадки Венец. Это самая высокая часть Вязников, откуда открывается панорамный вид на Клязьму и ее заливные луга. Венец – потому, что в этом месте река делает очередной крутой поворот, по форме напоминающий девичье головное украшение. Фото здесь получаются такие – любо-дорого потом посмотреть. Бонусом станет неспешная прогулка по дорожке от балюстрады до детской площадки. Плюс березовая аллея и, конечно, раскидистые вязы – куда же без них.

И тут самое время вспомнить версии о происхождении названия города. По самой распространенной из них Вязники так называются из-за растущих здесь вязов (к слову, это дерево изображено и на гербе города). По другой – название произошло от вязкой болотистой местности: весной, когда Клязьма выходит из берегов, ближайшие луга превращаются в непроходимые топи.

-2

Ну и третья версия – самая занимательная. Давным-давно правил Ярополчем жестокий и несправедливый князь Кий. Однажды поехал князь на охоту и увяз в болоте. Жители округи, узнав об этом, прибежали посмотреть на тонущего князя, но никто не кинулся ему на помощь. Люди лишь смотрели, да приговаривали: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!».

«Сердце» города

«Сердце» Вязников – центральная площадь Соборная. Называется она так потому, что до революции (с середины XVII века) здесь стоял целый соборный комплекс, но после революции он был закрыт и разобран. И единственное, что уцелело от былого роскошества, – часовня XIX века, которая ютилась в углу соборной ограды. Местные говорят, что собор планируют возродить, но пока дальше разговоров дело не идет.

На Соборной площади, куда не кинь клин, то бишь взгляд, – сплошные памятники архитектуры и градостроительства. Жаль, что наша поездка была спонтанной. В противном случае обязательно бы взяли в историко-художественном музее пешую экскурсию.

Исторические здания обрамляют центральную площадь по всему периметру. В их списке – множество купеческих домов, пожарная часть (ей больше 130 лет и она – действующая) с современным памятником огнеборцу, торговые ряды. Последние украшены колоннадой, за что в народе их прозвали «магазин под столбами». К рядам примыкает двухэтажное здание из красного кирпича с часами на крыше (до сих пор работающими), в котором сейчас располагается универмаг.

Одним словом, гулять по Соборной площади (даже без экскурсовода) – сплошное удовольствие. Изо всех уголков история даже не выглядывает – смотрит твердым взглядом. Ну а желающим узнать подробности о зданиях – интернет в помощь.

«Посмотрел-послушал-пропел!»

Совершив променад по площади, останавливаемся возле дома Фатьяновых. Перед ним – памятник советскому поэту Алексею Фатьянову. Песни, написанные на его стихи, звучат в таких культовых кинолентах, как «Весна на Заречной улице», «Небесный тихоход», «Солдат Иван Бровкин», «Девчата» и другие. Он же – автор текста знаменитой песни «Соловьи», которую маршал Жуков ставил в один ряд со «Священной войной».

Вязниковцы бережно хранят память о знаменитом земляке. Вот уже 51 год подряд они организуют Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни, который стал визитной карточкой Вязников.

Однако вернемся к дому Фатьяновых. Он действительно принадлежал семье поэта, правда, к моменту его рождения уже был национализирован. В 2000 году в этом здании открыли Музей песни XX века. Решаем, коли приехали, заглянуть и вовнутрь. Доступ в музей, который расположен на втором этаже, по звонку домофона. Субботним днем мы были единственными посетителями. Стоимость билетов (двое взрослых и двое детей) и экскурсии – 1400 рублей.

Первое, что привлекает внимание – стена с автографами знаменитостей, посетивших музей. Кобзон, Зыкина, Толкунова, Газманов, Долина – этот список продолжать можно еще долго. На вопрос, как же здесь помещаются все подписи (всё-таки Фатьяновский фестиваль идет больше полувека), нам по секрету ответили, что автографы не очень популярных посетителей со временем… закрашиваются, дабы освободить место.

В музее два зала. Один посвящен, конечно, самому Алексею Фатьянову. Его личные вещи для «воссозданного» рабочего кабинета передала вдова поэта Галина Николаевна. Плюс здесь можно увидеть коллекцию музыкальных инструментов и звуковой техники прошлого века. Послушать кассетную запись «Ласкового мая» на «Легенде» (и вспомнить, как магнитофон «зажевывал» кассету) было весьма забавно.

-3

Второй зал передает историю страны через песню. Одна из представленных здесь экспозиций – «Семь нот ХХ века». Название каждого отдельного стенда, отражающего определенный исторический этап, включает какую-либо ноту: например «МИ»рное строительство» или «ФА»шизму сказали нет» и так далее. Экскурсия дополняется видеопрезентацией и… караоке. Предлагаемый материал, мне кажется, больше предназначен для детей, но и мы с мужем с удовольствием его послушали и с еще большей радостью попели песни. Тем самым полностью погрузившись в атмосферу музея, который работает по принципу «посмотрел-послушал-пропел!».

«Здесь Русью пахнет»

Паломниками нас назвать сложно. Поэтому следующую достопримечательность Вязников – кладбищенскую Крестовоздвиженскую церковь – просто проезжаем. Но успеваем восхититься ее ярко-красной красотой. А вот в Благовещенском женском монастыре побывали. Его архитектура дошла до нас почти в первозданном виде благодаря тому, что после революции монастырский комплекс был передан историко-краеведческому музею, который занимался реставрацией зданий. Свои двери как церковная обитель Благовещенский монастырь вновь открыл в 2000 году.

Ну и последняя наша остановка – Вязниковский историко-художественный музей. К слову, его территория – одно из излюбленных мест молодоженов. Белоснежная беседка, ажурные лавочки и качели – отличный фон для фотосессии. Увы, полноценную экскурсию нам здесь не предоставили, но просто сопровождающий по залам сотрудник тоже рассказала немало интересного. Цена входных билетов на четверых – 600 рублей.

Здание музея раньше было домом вязниковского городского головы (эту должность он занимал без малого сорок лет!), купца и фабриканта Владимира Елизарова. Простой люд обожал Владимира Васильевича – за честность и благородство. И во времена революционных депрессий его прятали, а потом и помогли бежать из города.

Здесь замечательно передана атмосфера богатого купеческого дома уездного города Вязники. Многое из интерьера подлинное – великолепные бело-голубые изразцовые печи, художественные обои, высокие двери и потолки, паркет. Вы насладитесь изяществом старинной мебели, посуды и нарядов, чарующим звучанием музыкальной шкатулки и коллекцией картин другого вязниковского фабриканта Сергея Сенькова. В отдельном павильоне хранится уникальный экспонат – паровая машина системы Уатта. Это была первая паровая машина на вязниковских фабриках, установленная в 60-х годах XIX века на фабрике Елизарова.

… Краткий итог нашей поездки. Вязники в очередной раз подтвердили принцип, которого я придерживаюсь давно. Чтобы получить новые впечатления, совсем не обязательно отправляться «за тридевять земель» и тратить много денег. Час езды на машине из Дзержинска (стоимость бензина – 2000 рублей туда и обратно) – и ты погружаешься в чудесную атмосферу провинциального городка, где «русский дух, где Русью пахнет»…

Напомним, две премьеры готовит Дзержинский театр драмы к 78-­му сезону, открытие которого запланировано на 19 октября.

Анастасия БЛАГУШИНА

Фото автора