Найти тему
OPEN OIL MARKET

Факторы спада производства нефтепродуктов в России

В 2024 году Росстат прекратил публикацию еженедельной и ежемесячной статистики производства автомобильного бензина и дизельного топлива в России. В результате этого участники отрасли вынуждены ориентироваться на косвенные показатели для оценки объемов производства.

Аналитики OPEN OIL MARKET провели анализ доступных данных и выявили следующие тенденции:

1. Морской экспорт нефтепродуктов в 2024 году сократился почти на 25%. Основные причины этого снижения включают внеплановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и различные внешнеполитические факторы.

Согласно данным S&Z Global Platts, морские поставки нефтепродуктов из России в сентябре 2024 года увеличились на 8%, достигнув 2,16 млн баррелей в сутки (б/с). Однако это всё ещё на 520 тыс. б/с меньше, чем в январе того же года, когда поставки составляли 2,68 млн б/с.

Эту разницу нельзя объяснить только запретом на экспорт бензина, так как до введения запрета объем его экспорта составлял менее 150 тыс. б/с.

2. Погрузка нефти и нефтепродуктов на сеть РЖД за первые девять месяцев 2024 года снизилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 155,6 млн тонн.

3. Объем поставок нефти на НПЗ за первые семь месяцев 2024 года снизился на 3,5%, составив 135,2 млн тонн, согласно данным ЦДУ ТЭК. В некоторых случаях, по сообщениям СМИ, снижение поставок на отдельных НПЗ превысило 30%.

4. Индекс производства нефтепродуктов, публикуемый Росстатом, без указания количественных данных, за первые восемь месяцев 2024 года снизился на 2,7%.

Сокращение производства нефтепродуктов продолжается, что усиливает давление на рынок бензина, где рост розничных цен значительно опережает общие темпы инфляции.

Основная причина снижения производства — внеплановые ремонты на НПЗ, завершение которых сложно предсказать из-за санкций, ограничивающих поставки оборудования для переработки нефти.

Эта ситуация является ключевым вызовом текущего топливного кризиса: для стабилизации рынка необходимо увеличить производство топлива, но ни компании, ни отраслевые участники не могут точно прогнозировать, сколько времени будут простаивать технологические установки, что усиливает рост ценовых ожиданий.