Представьте себе разговор мамы с ребенком:
— Ешь суп, Ваня.
— Не хочу суп! Хочу конфету!
— Ты же знаешь, сладкое у нас только после обеда.
— Не хочу обедать! Дай мне конфету!
— Когда ты съешь суп, я дам тебе вот такую вкусную конфету, смотри.
— Нет, такую не буду! Она в красной обертке, а я хочу в зеленой! А-а-а!
Что это за капризный, упрямый ребенок, который по любому поводу спорит и кричит "Нет"? Правильный ответ — трехлетний. Неслучайно статья начинается с этого маленького диалога, ведь он очень ярко демонстрирует, как ведет себя малыш в период кризиса трех лет.
В англоязычной литературе кризису трех лет придумали специальное название — "ужасные три" ("the terrible threes"), показывающее, насколько родителей пугает его наступление. Неудивительно: ребенок, еще вчера ласковый и сговорчивый, вдруг становится неуправляемым "нехочухой", топает ногами, бросает игрушки и отказывается выполнять элементарные просьбы.
Действительно ли все так страшно? Разберем этот этап в развитии детской личности и найдем способы, как его преодолеть без последствий для психики и ребенка, и родителей.
Сроки кризиса
Принято считать, что кризис проявляется около 2,5 лет и длится примерно до 3,5-4 лет. Эти временные границы довольно условны, поэтому вполне нормально, если у ребенка кризис начнется чуть раньше или позже.
Через кризис трех лет проходят абсолютно все дети, но у малышей с холерическим типом темперамента и повышенной чувствительностью он может начаться раньше и протекать более эмоционально. Переживать не стоит — это особенность нервной системы, а не болезнь. Зная о ней, можно морально подготовить себя и близких к наступлению кризиса у малыша, а значит, пережить его легче и проще.
Как распознать кризис у ребенка?
Кризис трех лет, пожалуй, самый яркий и интенсивный из всех в плане внешних проявлений. Психологи считают, что по силе и остроте эмоций сравнить его можно разве что с подростковым.
Основные признаки трехлетнего кризиса впервые были выделены австрийским педагогом и психологом Э. Келер, а позднее описаны советским исследователем возрастных кризисов Л.С. Выготским.
1. Негативизм
На любую просьбу или вопрос взрослых ребенок отвечает категоричным "Нет". Диалог из начала статьи как раз пример негативизма. Причем ребенку не так важно, чего именно от него хотят родители, он может быть даже согласен пойти погулять или пообедать, но важно именно отказать старшим и сделать наоборот.
Это не манипуляция, а способ ребенка понять, что он отдельная личность и может действовать не так, как хотят старшие. Обычно негативизм проявляется избирательно: ребенок не слушается только маму/папу, а с бабушкой или воспитателем в садике ведет себя более покладисто.
2. Упрямство
Как и в случае с негативизмом, ребенок настаивает на своем просто потому, что уже об этом заявил и теперь не хочет идти на попятный. Не стоит путать это с целеустремленностью: у требований упрямого малыша чаще всего нет разумного объяснения, но он продолжает их придерживаться и не меняет своего решения. Например, может до последнего отказываться идти спать, даже если уже закрываются глаза.
3. Строптивость
Ребенок отрицает любые привычные действия и нормы поведения, сложившиеся в семье. В отличие от негативизма, строптивость направлена не на конкретного взрослого, а в целом против любых правил воспитания: убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой и т.д. Это связано с развитием осознанности: ребенок больше не согласен выполнять требования только потому, что они исходят от родителей, он хочет знать, почему это нужно делать.
4. Своеволие
В лексиконе трехлетнего малыша все чаще звучит фраза "Я сам!". Ему важно все делать самостоятельно, без взрослых: есть, одеваться, купаться. Если что-то не получается в силу возраста и нехватки опыта, малыш будет кричать, злиться, но сам ни за что не попросит о помощи. Так он проверяет свои силы и возможности, учится быть самостоятельным и осваивает мир по-новому — не только наблюдая, как раньше, но и активно действуя.
5. Бунт и протест
Малыш ссорится и воюет с родителями по любому поводу, кричит, обзывается, ничего не хочет слушать, может ударить. Кажется, он делает это назло, чтобы вывести родителей из себя, но это не так. Просто он еще не умеет действовать более мирными методами и по-другому справляться со своими эмоциями. Он бунтует, потому что хочет признания своей независимости, самостоятельности, права на собственные желания и потребности.
6. Деспотизм
Ребенок хочет чувствовать себя главным в семье, пытается установить свои правила и требует их выполнения: когда и что он будет есть, пойдет ли гулять, что можно и нельзя делать родителям. А когда они отказываются идти у него на поводу, маленький "тиран " закатывает истерики. Таким образом он проверяет на прочность границы взрослых, узнает, как он могут отреагировать на его слова и поведение.
Если в семье больше одного ребенка, деспотизм сопровождается ревностью. Малыш может проявлять нетерпимость и агрессию по отношению к брату или сестре, пытаться командовать ими.
7. Обесценивание
Ему подвергается все, что раньше было важно, интересно и дорого ребенку. Малыш ломает любимые игрушки, отказывается от вкусной еды, рвет книги, обижает и оскорбляет родителей, говорит, что не любит их.
Можно сказать, что обесценивание "запускает" сам механизм кризиса и способствует возникновению перечисленных выше признаков. Так, строптивость появляется в ответ на обесценивание существующих правил, негативизм — на обесценивание мнения родителей, а своеволие — на обесценивание помощи взрослых. Это часть процесса взросления и перехода на новую ступень развития.
Совсем не обязательно, что у ребенка проявятся все семь признаков кризиса. Ярко выражены могут быть всего 2-3 из них, например, своеволие и упрямство или протест и обесценивание.
Если же нет никаких негативных проявлений в поведении ребенка, это тоже не значит, что с его развитием что-то не так. Важно не то, насколько бурно или спокойно этот этап протекает, а то, какие новые умения и качества сформируются у ребенка в итоге.
Причины кризиса
В основе детских возрастных кризисов лежат три "кита": изменение социальной ситуации развития, смена ведущего вида деятельности и появление психических новообразований.
1. Социальная ситуация
До 3 лет круг общения ребенка обычно ограничен ближайшими родственниками: мамой, папой, бабушкой и дедушкой. И схема взаимодействия с миром в этом возрасте выглядит так: "Ребенок — предмет — взрослый". В возрасте 3 лет эта модель распадается и появляется новая: "Я и другие".
Малыш идет в садик, окружение меняется, и его начинают интересовать сверстники. Он учится взаимодействовать с ними, играть вместе, договариваться. Дети ведут себя иначе, чем взрослые, поэтому малышу приходится перестраивать свое поведение и общаться с ними по-новому, что провоцирует обострение кризиса.
Что касается взаимодействия с родителями, его характер тоже меняется. Если в год ребенок учится ходить и стремится к буквальной, физической сепарации от родителей, то в 3 года сепарация становится психологической. Он все еще смотрит на родителей, их эмоции в разных ситуациях, но больше не равняется на них безусловно, а все чаще стремится к самостоятельным решениям.
Трехлетний ребенок осознает себя отдельной личностью, у которой могут быть свои желания, мысли и потребности, не такие, как у мамы; личностью, способной действовать и проявлять свою волю. Этот период очень важен для формирования таких качеств, как уверенность в себе, активность, настойчивость в достижении целей, умение гордиться своими достижениями.
Противоречие, лежащее в основе кризиса, заключается в том, что ребенок хочет быть взрослым, но пока не может: в этом возрасте ему еще нужна помощь и поддержка взрослых во многих делах. О несоответствии желаний и возможностей ему говорят и собственные неудачи, и реакция родителей на его действия — чаще всего негативная.
Ребенку многое запрещают, ограничивают, чересчур опекают, а за попытки быть самостоятельным наказывают. Это, в свою очередь, порождает конфликты, в которых ребенок использует доступные ему методы влияния, от негативизма до обесценивания.
Состояние ребенка в этот период удачно иллюстрирует метафора, подобранная психологом Викторией Шиманской, написавшей книгу "Детские кризисы". Суть в том, что трехлетний ребенок чувствует себя примерно так же, как человек, не умеющий водить машину и вдруг оказавшийся за рулем. Ему страшно, сложно, непонятно, что делать дальше, отсюда и поведение, которое окружающие считают странным и неадекватным.
2. Ведущая деятельность — игра
Игра приходит на смену предметно-орудийной деятельности, характерной для детей 1-3 лет. Раньше для ребенка главной задачей было научиться взаимодействовать с разными предметами (книги, посуда, игрушки и т.д.).
Теперь же на первый план выходит сюжетно-ролевая игра. С ее помощью происходит активное развитие всех психических процессов (мышления, внимания, памяти, речи), формируется личность ребенка, закладываются основы нравственности.
Кроме того, игра выступает как способ освоения норм поведения в обществе и коммуникации с другими людьми. Именно в игре ребенок учится выстраивать межличностные отношения, вести диалог, понимать эмоции других людей.
При этом малыш начинает действовать уже не в реальной ситуации, а в воображаемой. Он следует правилам игры, примеряет на себя разные роли и разыгрывает их, имитирует эмоции и действия своих персонажей, превращает обычные предметы в игровые (например, листья, палочки и камни могут стать продуктами, из которых малыш "готовит" еду). В сюжетах часто присутствует подражание взрослым: дети играют в магазин, больницу, уборку дома, ремонт машины и т.д. В этом заключается важное отличие игр дошкольников от игр детей раннего возраста, которые воспринимают мир конкретно и пока не могут мыслить образами.
3. Психические новообразования
Наряду с новыми социальными навыками, о которых мы поговорили выше (независимость, воля, отстаивание своих границ, умение делать выбор, способность к обучению и самоорганизации), появляются и другие особенности развития. К ним относятся:
- выход на новый уровень самосознания;
- формирование половой идентификации;
- развитие речи, усиление ее роли в процессе познания;
- повышение двигательной активности, совершенствование мелкой моторики и координации движений;
- развитие наглядно-образного мышления;
- усвоение первоначальных моральных норм и правил;
- формирование самооценки, потребность в признании успехов;
- повышенная эмоциональная возбудимость, перепады настроения;
- усложнение взаимодействия со взрослыми, внеситуативное и партнерское общение.
Таким образом, во время кризиса трех лет в психике происходят важные процессы: закладываются модели поведения, ценности, основы характера, появляется опыт выхода из конфликтов, формируются защитные механизмы и другие черты личности, от которых во многом зависит, каким взрослым станет ребенок.
В следующей части разберемся, как справляться с кризисом трех лет.
Читайте также
Возрастные кризисы у ребенка: что нужно знать родителям?
Оригинал статьи на kidsincamp.ru
Поделитесь в комментариях, а как у вашего ребенка проявлялся кризис трех лет?
И не забудьте подписаться на наш канал!