В период нереста лососевых береговая охрана особенно пристально наблюдает за прибрежными акваториями и устьями рек. Ведь в это время активно начинают незаконную ловлю браконьеры. Главный вред они приносят установкой сетей. Любительская рыбалка с их использованием запрещена в любое время. Как морские пограничники находят и избавляются от хорошо замаскированных ловушек, и кто им в этом помогает?
С первыми лучами солнца, когда браконьеры отправляются проверять свои сети, береговая охрана выдвигается на собственную ловлю. Сейчас готовимся попрощаться с Владивостоком и встретить Барабаш. Ни одна сеть не уйдёт от острого взгляда.
Хотя когда все мосты остаются далеко позади, решаем пройти ещё дальше от первоначальной точки назначения. Рыбное место — устье реки Нарва. И браконьеры здесь — матерые. Никаких поплавков издалека не увидишь. Охота на сети требует предельно внимательного взгляда. А кто ищет, как известно, тот всегда найдёт. Самое время спасать улов.
Даниил Бойко, инспектор береговой охраны: «Семейство тихоокеанских лососей, вид — кета. Она оклемается, ей надо всегда движение. Если движения не будет — то она умрёт. Отпускается в естественную среду обитания».
Первую сеть уже обезвредили. Дилетантская работа — говорят инспекторы. Потому что поплавки было видно на поверхности. Настоящие эксперты свои сети притапливают так, что разглядеть их можно только в упор. Этим сейчас и занимаемся.
Искать такие ловушки приходится буквально у себя под носом. Из виду лучше не упускать — под углом разглядеть притопленную сеть — та ещё задача.
А дальше остаётся лишь заарканить подводную паутину крюком-кошкой. Буквально за 15 минут катера береговой охраны совокупно обезвреживают пол километра ловчей пряжи. Это ещё не так много — говорит команда. Дело в том, что до прибытия морских пограничников прибрежную акваторию Безверхово обследовал полицейский катер. МВД помогает сохранять порядок как на суше, так и на воде.
Алексей Михайлов, заместитель начальника полиции отдела МВД РФ по Хасанскому району: «Нас работает две группы — одна в морской акватории, вторая группа — сухопутная. Сейчас в данный момент занимается документированием противоправных действий. В рамках нынешних мероприятий уже у нас порядка восьми фактов зарегистрировано. Мероприятия практически повсеместно проводим совместно и с береговой охраной, пограничными органами, и с Росрыболовством».
Так что спокойной жизни браконьерам не видать. Тем более, береговая охрана не только сети ловит, но и за порядком следит. Могут, например, и документы проверить или улов. Всё-таки ловля лососевых не находится под полным запретом.
Даниил Бойко, инспектор береговой охраны: «Мероприятиями по охране водных биологических ресурсов занимаемся каждый день. В любительском рыболовстве запрещается использование составных, плавных, жаберных сетей. Законный способ добычи лососевых пород — это тролинг. 4 снаряженные удочки имеют право находиться на судне. Суточная норма подразумевает одну особь на одного человека».
Потому 15 человек в лодке, не считая спиннингов — явление вполне себе обыкновенное. Главное, что всё честно. Так штраф за вылов платить не придётся. А вот за фокусы с сетью нужно будет немало раскошелиться. Поэтому браконьеры нередко открещиваются от своих же ловушек, навсегда прощаясь не только с уловом, но и самой паутинкой.
Сергей Комаров, Андрей Толстихин, «Вести:Приморье».