Ну что ж, дорогие родители, доставайте из шкафа тюбетейки и варите плов, ведь ваш ребёнок должен быть готов к празднику народного единства! Нет-нет, не торопитесь радоваться возможности приобщиться к культурному многообразию. Этот праздник, кажется, больше похож на фарс, где от русского национального костюма не осталось и следа, а вместо родного борща и блинов вас учат готовить восточные яства.
Так случилось в детском саду небольшого уральского городка Копейска, что в Челябинской области. Воспитательница, полная энтузиазма и, очевидно, вдохновлённая идеей многонационального братства, решила организовать для малышей праздник. Задача была проста: готовим плов и одеваем детей в тюбетейки и халаты. Вроде бы мелочь, но именно с таких мелочей начинается великий культурный переворот. И, о чудо, родители, как оказалось, вовсе не в восторге!
"Плов? Тюбетейки? Мы вообще-то в России!"
Как же могло произойти такое недоразумение? Воспитательница просто попросила помочь с приготовлением национальных блюд. Казалось бы, что тут особенного? Вроде праздник дружбы народов, и такая просьба должна была вызвать восторг. Но вот беда: это вовсе не русские костюмы, и уж точно не привычная еда. И это возмутило родителей до глубины души. Почему, спрашивают они, наши дети должны ходить в халатах и кушать плов на праздник, посвящённый единству народов России? Что ж, справедливый вопрос. Где славянская румяная барышня в кокошнике? Где парнишка в русско-народном картузе с цветком? Где родные блины и борщ?
И если уж говорить откровенно, то некоторые родители обратили внимание на пикантную деталь: национальность воспитательница написала с большой буквы, а название праздника — с маленькой. Вот такой вот скрытый посыл. Казалось бы, мелочь, но не для тех, кто верит, что дьявол кроется в деталях.
"Единство или слияние культур?"
Но что действительно возмущает родителей, так это сам факт того, что с детсадовского возраста детей заставляют надевать на себя чужие культуры. "Почему наших детей наряжают в тюбетейки, халаты и кормят чуждой нам едой?" — задаются они вопросом. Плов — это, конечно, вкусно, но почему-то блинов на этом празднике не предлагают. И возникает логичный вопрос: если единение народов России — это такая важная цель, то почему бы не представить богатство всех культур, начиная с коренных народов России? Башкиры, татары, чеченцы, буряты – что, они не заслуживают внимания?
Но на этом вопросы не заканчиваются. "А почему тогда не брататься с кубинцами, если уж на то пошло? Или, может, ввести австралийский день кенгуру в детских садах?".
"Казахская модель воспитания – к чему стремиться?"
Любопытно, что в соседнем Казахстане дети уже с рождения становятся носителями именно казахской культуры. Все праздники, все мероприятия пронизаны национальной идентичностью. Дети читают казахские сказки, танцуют казахские танцы, учат казахских писателей и поэтов. А в России? Кажется, русская культура постепенно уходит на второй план, уступая место "многонациональности", где вместо знакомых с детства сказок Пушкина звучат экзотические мотивы.
Один из комментаторов в Telegram-канале, возмущённый сложившейся ситуацией, вспоминал, как после переезда в Россию воспринимали русские народные танцы, песни и сказки как настоящий глоток свежего воздуха. Сегодня же им приходится наблюдать, как их дети на том самом "Дне народного единства" вынуждены надевать чужие костюмы и играть в ролевые игры, к которым у них, мягко говоря, не лежит душа.
"С кем едины?"
Но давайте не будем обманываться: подобные праздники не вчера появились, они были и 10 лет назад, и 20 лет назад. Но почему тогда родители раньше не возмущались, а сегодня их терпение лопнуло? Дело не в национальных костюмах, а в том, что идея "единства" стала извращённой формальностью. Вместо того чтобы показывать детям богатую и многообразную культуру России, нас приучают к тому, что родная культура должна растворяться в чужой. И если где-то 10 лет назад это было единичным случаем, сегодня же мы наблюдаем массовый культурный дрейф в сторону "политкорректности".
Но как далеко зайдёт этот дрейф? Если завтра на День народного единства предложат сменить традиционные образы русских сказочных персонажей на что-то более "многонациональное", а колядки заменят узбекскими народными песнями, кто-то должен будет встать и сказать: "Стоп!".
"День народного разобщения?"
Пока воспитатели усердно проводят программы, призванные привить детям толерантность и патриотизм, родители видят в этом совсем другое. Вместо гордости за свою культуру – навязывание чужой. Вместо празднования своих традиций – попытки стереть их границы, заменив экзотикой. И в итоге, вместо "Дня народного единства" мы получаем "День культурного разобщения", где под лозунгом объединения народов России пытаются стереть саму суть русской национальной идентичности.
Печально, но это не случайный произвол отдельно взятого детского сада. Это часть общей программы, которая, под благовидным предлогом, постепенно разрушает корни русской культуры, начиная с самых маленьких. И если кто-то думает, что это не так, пусть просто посмотрит на список блюд, которые предлагается приготовить на следующий праздник. Очевидно, борща там снова не будет.
"Не хотите плов – делайте выводы"
Что же в итоге? Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок с детства приучался носить тюбетейки и плов стал символом всех праздников, возможно, стоит задуматься. Не стоит ли заявить о своих правах на собственную культуру и собственные традиции? Или нам остаётся только молча наблюдать, как по кусочкам от нашего культурного наследия остаётся лишь дымящийся казан?
Рано или поздно, вместо кокошников и косынок, на праздниках русского единства может окончательно воцариться восточная экзотика.