Найти тему

Квадробинг: взгляд психоаналитика

Оглавление

Публичное пространство бурлит на тему квадробика (или квадробинга). Эта необычная деятельность детей вызывает противоречивую реакцию у взрослых: одни паникуют и пишут комментарии о необходимости запрета, видя в ней “начало расчеловечивания” молодого поколения, чуть ли не кафкианское превращение, другие относятся снисходительно и спокойно как к временному детскому увлечению.

Так что такое квадробика?

Название “квадробика” или “квадробинг” возникло от соединения латинского слова quattuor (четыре) и английского aerobics (аэробика). Главным элементом практики является передвижение на четвереньках с подражанием животным. Основателем тренда считается японец, который разработал технику бега, подражая обезьянам. Это увлечение было подхвачено другими и трансформировалось в движение с помощью социальных сетей. Квадроберы используют маски животных и различные аксессуары, такие как хвосты и перчатки.

Квадробика представляет собой пример субкультуры, сосредоточенной на телесном опыте и в этом ее отличие от других направлений. Визуальный характер этой практики сделал ее подходящим материалом для видео в социальных сетях, что способствовало быстрому распространению и популярности среди детей и подростков 7-14 лет.

На первый взгляд, это детская подвижная игра на открытом воздухе, обычно в компании: дети оторвались от экранов планшетов и бегают на лужайках, пусть и на четырех конечностях, но все же есть двигательная активность (прыжки) и социальные связи. В квадробинге кусаться и нападать на других людей или квадробиков считается внутри движения неприемлемым, это игра с мирным характером, хотя в интернете пишут о единичных случаях подобного поведения, но они не отражают суть самого квадробинга.

Помимо физической активности, квадробика содержит аспект творчества. Дети создают костюмы, раскрашивают маски, декорируют их мехом и другими элементами. Что примечательно, глаза масок закрываются сеткой или мешковиной. Объект-взгляд прикрыт. Это позволяет немного отодвинуть непрерывный взгляда Другого: повсеместное видеонаблюдение и отслеживание ребенка ради его безопасности, оценивающий взгляд родителей. Накидывается вуаль в желании скрыться от взгляда Другого.

Почему дети выбирают квадробик?

Видео с милыми котятами и щенятами, смешными енотами набирают миллионы просмотров и только восторженные комментарии от пользователей социальных сетей. К ним демонстративно проявляют любовь и умиление, множа мемы и стикеры с их изображениями, чего лишаются дети как раз возраста 7-14 лет, попадающие под систему оценок в школе, часто не зная, что оценивают не их самих, а лишь их знания.

-2

Субкультура квадробинга дает возможность примерить различные идентичности, что свойственно и карнавальным традициям: венецианский карнавал, бразильский фестиваль или известный Хэллоуин.

В квадробинге происходит исследование идентичности животного, что так встревожило некоторую часть общества. Квадробинг можно рассмотреть как ответ на современную культуру, что имманентно всем подростковыми течениями, так и проверкой пластичности идентичностей и поиском своего собственного места в безумном мире взрослых, где утро начинается с ежедневного транслирования насилия в новостях, военных конфликтов в различных уголках мира, нескончаемых потоков слов и взглядов с рекламных билбордов, объявлений на стенах, атакуется не только взгляд, но и ухо различными сообщениями, рекламой.

И тут возможность выйти из этого хаоса слов и ожиданий, отойти ненадолго от требования мира капитализма и семьи. Квадробинг позволяет им уйти на время в пространство своих фантазий, пытаясь преодолеть символический порядок и побыть теми, к кому требований почти нет и получить удовольствие от возможностей своего тела.

Последние несколько лет в интернете участники форума “Двач” популяризировали образ “кошки-жены”, выходили голливудские фильмы о женщине-кошке и об оборотнях, в мультфильмах реалистичные животные ведут себя как люди, в мифологии индейцев Центральной Америки есть верование в нагваля - духа-хранителя человека, двойника в виде ягуара, орла или койта, в древнем Египте боги изображались с головами животных, а бог древних греков Зевс любил перевоплощаться в быка или лебедя. То есть это неотъемлемая часть нашей цивилизации пытаться определить место человека в универсуме.

Само отношение к домашним животным за прошедшие десятилетия трансформировалось. Произошел сдвиг в политико-культурном пространстве: кошки и собаки у многих считаются за членов семьи, законы защищающие животных от жестокого обращения свидетельствует о развитии большей эмпатии и гуманизации.

Почему это так напугало часть взрослых?

-3

Когда поведение ребенка не поддается привычному подражанию или не соответствует социальной мимике, это может пугать или вызывать тревогу у других. Тут вспоминается немецкое слово Das Unheimlich [Жуткое], феномену которого Зигмунд Фрейд посвятил отдельную увлекательную работу. Сам разбор слова дает возможность проанализировать, что есть жуткое. Фрейд пишет:

“Немецкое слово «жуткое» (unheimlich) явно противоположно (3а счет отрицательной приставки «un» (не). — примеч. пер.) словам «уютное» (heimlich), «родное» (heimisch), «привычное», и напрашивается вывод: это то, что вызывает испуг, именно потому, что оно незнакомо и непривычно. Но, разумеется, пугает не все новое и непривычное; отношение необратимо. Можно только сказать, что своеобразное легко становится пугающим и жутким; но пугает только определенное своеобразие, а далеко не всякое…”*.

Далее Фрейд, ссылаясь на определение Шиллинга отмечает, что “жуткое — это нечто, что должно было бы оставаться в скрытом виде, но проявилось....”. Не пошатнувшаяся ли позиция Homo Sapiens в мире форклюзии Имени Отца, уже не по образу и подобию божию, в мире опрокинутых идеалов, вызывает опасение, что прежнего не вернуть и новое поколение откажется от того, что считалось человеческим?

Квадробик - игра, в который нет входа большинству взрослых: далеко не каждый взрослый способен на прыжки на четвереньках. Речь отбрасывается и вступает игра с звукоподражанием. Не способ ли это вернуться к тому самому наслаждению, что безвозвратно утеряно вошедшим в символическое, в мир языка?

Антрополог Маргарет Мид выделила три типа культур, которые различаются тем, как передается опыт от одного поколения к другому. И если раньше мы жили в постфигуративной культуре, где дети учатся у старших, традиции и опыт передаются из поколения в поколение, то сейчас наступила эпоха кофигуративной культуры в быстро меняющемся мире, где дети уже учатся у сверстников и ключевым навыком становится адаптация к новизне.

Дети играют в неизвестную прежним поколениям игру, которая может якобы расчеловечить и тут вопрос: что может быть прописано в человеческом мире такого, что будет желание скрыться из него, пусть и ненадолго, под маску животного? Не единственная ли эта возможность, продлить детство и побыть в веселой игре вне давления взрослых и вне их языка, пропитанным “успешным успехом” или семейными ссорами? Дети слышат больше, чем считают взрослые. Тревога взрослых по поводу квадробинга во многом связана с тем, что дети получают наслаждение вне привычных для взрослых рамок. И это наслаждение трудно контролировать или обозначить в привычных терминах.

Еще в сети есть мнение, что квадробик не полезен и не имеет смысла. Но как раз убеждение, что каждая минута должна быть осмыслена и проведена эффективно может вызвать тревожное расстройство. Вопрос, а что за польза имеется в виду? Безостановочная работа, учеба и, как следствие, - выгорание? Если квадробинг приносит удовольствие, социализацию, спортивные нагрузки - уже в этом есть польза. У любой игры есть ограничения как временные, так и пространственные. Если квадобринг не выходит за пределы самой игры, не занимая место других идентичностей - паниковать не стоит. Если ребенок настаивает на прогулке только на поводке и в образе животного и прекращает говорить, предпочитая мяукание - стоит прояснить, почему ребенку этот образ кажется столь привлекательным?

-4

В современном мире взрослые активно используют виртуальные маски в социальных сетях, пластические операции набирают распространение, меняя телесное по любому капризу, почти каждый пользователь социальной сети использует фильтры для окружающей действительности дабы привести ее в соответствие навязанных рекламной индустрией глянцевых идеалов - это мир, где символический порядок становится пластичным, а реальное скрывается под неустойчивыми виртуальными образами. Юное поколение изучает возможности своего тела, раскрашивают маски вручную, в то время как взрослые используют нейросети, заменяющие человека во многих процессах. Дети выбирают иной путь — возвращение к телу и игре, в то время как взрослые стремятся уйти в виртуальность.

*Фрейд 3. Художник и фантазирование (сборник работ), — М.: Республика, 1995, стр. 265-281. 

#Квадробинг #ПодростковаяПсихология #Психоанализ #Идентичность #Квадробика #Квадробика #Жуткое #Игра #Психология