Продолжаем нашу рубрику «Семейная реликвия». Сегодня наша постоянная читательница из Ханты-Мансийска Наталья Пахомова рассказывает о главной семейной реликвии – старинной иконе.
Религия – опиум для народа
– До Великой Октябрьской социалистической революции в России основные праздники были церковные, – рассказывает Наталья. – Но все резко изменилось 1 мая 1919 года. Председатель совнаркома (совета народных комиссаров) В. Ульянов (Ленин) и председатель ВЦИК М. Калинин отправили председателю ВЧК тов. Ф. Дзержинскому указание, в котором написано следующее: «В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады». Несмотря на это указание, некоторые россияне, как и предки Натальи, продолжали верить в Бога.
– Наша семья православная. Моя мама Мария Гавриловна Коннова (в девичестве Кайдалова) родилась 95 лет назад в Сургуте. Она вспоминает, что у ее родителей Евдокии Михайловны и Гавриила Дмитриевича было много икон, которые после указа они спрятали на чердаке дома. Колхоз отобрал у них дом, землю, хлеб, лошадей и другой скот, оставили лишь одну корову, – делится фактами из истории семьи наша читательница. – С переездом в другой дом Кайдаловы взяли одну икону с собой. Ту, которой мою бабушку Евдокию Силину в 1911 году родители благословили на венчание с сургутским мещанином Гавриилом Кайдаловым. Она называется «Вседержитель с державой и скипетром» и была в серебряном окладе. Венчание Евдокии Силиной и Гавриила Кайдалова проходило в Сургутском Троицком соборе.
Наталья Пахомова провела исследование и выяснила, что 12 марта 1930 года этот храм был закрыт, а в 1935-м здание продали Сургутскому райпотребсоюзу под пекарню. После пожара в пекарне-церкви ее разобрали на кирпичи, которые погрузили на две баржи и хотели вывезти для строительства какого-то объекта. Но на Оби разыгрался сильный шторм, баржи накрыло волной, и кирпичи затонули.
Шестилетняя Мария – дочь Кайдаловых запомнила, как разрушали этот храм, ведь ее отец Гавриил Дмитриевич был церковным старостой, а по-советски: председателем церковного совета.
О чем говорят документы
Дважды в год религиозные общины обязаны были представлять в административный отдел Сургутского РИКа списки верующих в трех экземплярах. Советская власть хотела «…знать поименно всех, кто не хочет отказаться от пережитков прошлого, кто ходит в активистах церкви, является потенциальным ее врагом».
В государственном архиве Югры автору письма предоставили списки верующих за 1923–1929 гг. В деле № 10 на небольшом листке пожелтевшей бумаги под № 325 обнаружилось заявление.
– В правом углу напечатано на пишущей машинке «копия». А ниже: «Начальнику районной администрации от гр-на Кайдалова Гавриила Дмитриевича. Несмотря на мои отказы, собрание насильно выбрало меня председателем церковного совета. Так как я не хочу быть на этой работе и так как я крестьянин трудящийся, прошу Вас отвести меня из состава церковного совета». На заявлении стоит дата 25 февраля 1930 года, – рассказывает исследователь.
В списке верующих вышеназванной церкви за 1923 год, насчитывающем 466 человек, кроме родителей Марии Гавриловны, приведены фамилии еще семи ее близких родственников.
– Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел в книге «Русская Голгофа: Политические репрессии в Югре» пишет: «Мы можем только догадываться о методах получения этих заявлений». Я думаю, что мой дед написал заявление об отказе быть председателем церковного совета под давлением работников НКВД, а возможно, оно было напечатано за него. Через два дня, 27 февраля собрание верующих приняло решение о роспуске общины. Священник Трофим Ворокосов написал заявление о снятии с него сана. Вскоре после этих событий отец Марии – дед Натальи умер.
Икона под подушкой
Маша осталась с мамой, которая стала работать в колхозе. Жили они в избушке в низине, которую сколотили им на скорую руку из досок их же бывшего амбара. В избушке были одинарные окошки, которые не держали тепло неправильно сложенной печки. Может, эти условия жизни приблизили кончину раскулаченной Евдокии Кайдаловой, а может, непосильный труд во время войны. В 1942 году Мария стала сиротой. Худо-бедно перебивалась 12-летняя девочка у тетки, держались на молоке – все-таки у них оставалась корова. Но и тетя вскоре умерла. Мария молила Вседержителя о спасении. И вскоре сироту определили в детдом для детей из блокадного Ленинграда, который открыли в Сургуте. Корову она передала колхозу.
– Пока мама жила в детдоме, икона «Вседержитель с державой и скипетром» была спрятана в сундуке в той самой избушке, – говорит Наталья. – Когда детдом распустили, колхоз вернул ей корову, которую она продала. На вырученные деньги купила кое-что из одежды и поехала в Тобольск поступать в педучилище. Избушку оставила, а икону взяла с собой. Девушка вынуждена была вынуть «Вседержителя» из оклада, дальнейшая судьба его неизвестна. В дороге она прятала святыню под одежду, а живя в общежитии, – под подушку. В училище по карточкам выдавали хлеб, печенный наполовину с горохом. Он был очень твердый. Мария отрезала от пайки часть и шла на рынок – меняла его на картошку, которую ели всей комнатой (14 человек). Спустя какое-то время студентка заболела, в больнице ее навещала преподаватель, немного занималась с больной и приносила хлеб, положенный Марии по карточкам.
Но сессию девушка не сдала и вернулась в Сургут. Стала жить в своей избушке по улице Красных Партизан и устроилась на работу в рыбоконсервный комбинат. В ее отчем доме к тому времени разместился Дом просвещения. Икона снова была с ней.
Поворот судьбы
Когда Марии исполнилось 18 лет, она впервые пришла на избирательный участок голосовать за народных депутатов. Председателем участка был Николай Николаевич Кайдалов – ответственный редактор сургутской газеты «Колхозник». (О Николае Кайдалове мы рассказывали в 2023 году в статье «Как сибиряки Кайдаловы Кремль защищали».)
– Он спросил маму: «Кто тебе будет дядя Ганя?» Она ответила: «Отец». Тогда Николай повел маму к своей жене Розе и сказал ей, что нашел свою троюродную сестру. У них дедушки – родные братья. Из казаков Кайдаловых, которые основали Сургут. Николай Николаевич устроил маму в культпросветучилище. В июле 1951 года она на пароходе отправилась на учебу в Салехард. Пароход сделал остановку в Ханты-Мансийске, на пристани она зашла в столовую, встретила подругу детства, поговорила с ней и осталась здесь жить. Устроилась на работу в окружную контору министерства связи, где проработала до пенсии, – описывает маршрут иконы до окружной столицы наша собеседница. Сейчас икону можно не прятать. И она занимает почетное место в доме Пахомовых, бережет их семью от бед и греховных мыслей.
Справка
Икона «Вседержитель с державой и скипетром» писана в XIX веке на деревянной доске размером 26,8 см х 22 см и толщиной 2 см. Первоначально она была в окладе. На ней изображен Иисус Христос с поднятой вверх правой рукой, а в левой он держит скипетр и державу. По углам икона имеет надписи с левой стороны IИС (Иисус), а с правой – ХРС (Христос). Чудодейственный образ помогает воздерживаться от плохих и греховных мыслей.
К сведению
Ликвидация Сургутского Троицкого собора
По материалам архивных дел Сургутского Троицкого собора, которые датируются 1923–1930 годами.
Сургутская церковь во имя Живоначальной Троицы была основана в 1594 году, всего на год позже Березовской Богородице-Рождественской церкви. В 1782 (89) году был построен каменный Троицкий собор. В начале XX века в сургутском Троицком соборе было три престола: во имя Святой Троицы, введения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Рядом с Троицким собором стояла часовня во имя Николая Чудотворца.
Читать в источнике
Как девочка Маша сберегла венчальную икону своей матери
17 октября 202417 окт 2024
4
6 мин