Как-то давным-давно, сидя с отцом за рюмкой чая, разговорились про интеллект животных. И как-то подошли к разговору о крысах. Вот тут он и поведал мне одну интересную историю. Звучала она как сказка; слушал и, понятно, не очень верил в это. На вопрос, где он узнал её, ответил: "В газете писали". И надолго забыл про эту историю, пока не увидел где-то статью про такую же крысу, только таскала она какую-то ерунду. Правда, оригинал статьи не нашёл, но на просторах интернета гуляет эта история. Вот её и хочу пересказать.
Петрович, как представитель трудового класса любимой Родины, ничем особо не выделялся: всегда побрит, не пьян, но водкой разит. Профессии издержки считал запои; всё потому, что расчёт валютой в той стране была бутылка. Ну как не пить, когда кругом без водки шагу не ступить? Запои называл он просто «штопор». Доходило до встречи с «белкой», с которой рядом был всегда зачем-то участковый. Создавалось такое впечатление, что служат они вместе. Как не разлей вода, внезапно появлялись и, выпив с хозяином квартиры вместе, исчезали. Так день за днём тянулись, и прозябая в своей квартире, он не заметил, как приручил крысенка. Серого, положенного всем грызунам цвета, размера среднего — крысенок как крысенок. Единственное, что могло броситься в глаза — это белое левое ушко как знак той уникальности природного творения, которое изменило всю жизнь и судьбу героя. Подкармливая салом грызуна, дал кличку ему «Вася», сдружились так, как участковый с белкой — что не разлей вода.
Однажды утром на похмелье заметил «Васи» мордочку, торчащую из дырки плинтуса; то снова исчезающую. Серый друг жил своей жизнью в крысиной суете и был явно чем-то занят. Мордочка то появлялась, то исчезала; и вдруг «Вася» выбежал из дырки и притащил что-то к дивану, на котором страдал Петрович — похожее на красную бумажку. Петрович, наблюдая за крысиной суетой, смотрел и думал: "Что это может быть?" Протирая свои глаза и не веря им, всматриваясь в бумажку и узнавая в ней червонец, громко завопил:
— «Вася! Хороший мой! Ты где нашел такое счастье? Червонец настоящий! Ну чудеса! Возьми сальца, покушай...»
Восторгу не было предела: червонец равен трём бутылкам водки. Весь день пропил с друзьями, которые рассказ про «Васю» обсмеяли; червонец был, конечно, быстренько пропит. Но утром повторилось всё: «Вася» принёс сначала трешник, потом покушав с аппетитом льва сальца — принёс ещё червонец. По времени пора было начать «завязку», у Петровича был «штопор» по расписанию. Как ни странно все события с крысенком «Васей» заставили задуматься и отрезветь. Как не отрезвеешь, когда такое чудо происходит?
Петрович явно был всем этим потрясён; не зная как воспринимать подарки крысы в догадках разобрал полы и искал источник своего богатства. Но и намека не нашёл на клад; лишь новые вопросы: откуда «Вася» приносит ему деньги? А тот стабильно каждый день покушав сала носил купюры разного достоинства: полтинник, четвертак; пришёл момент — появился стольник. Вся жизнь сантехника вдруг резко изменилась: стал меньше пить; точнее — был завязан «штопор». Сам изменился так, что все лишь удивлялись и спрашивали частенько друг у друга: "Но не больной ли наш сантехник?"
Прошло время — почти полгода — как грызун по кличке «Вася» принёс Петровичу первую купюру. В советском государстве работа гражданина на производстве во благо Родины имела судьбоносное значение; статья в уголовном кодексе за тунеядство тому яркое подтверждение. Многое прощалось властями; работа с явными признаками халтуры и распитие спиртных напитков могли остаться незамеченными — но только не тунеядство. Петрович ошарашенный своим другом из семейства крыс стал относиться к работе с явным пренебрежением; которое и раньше могло существовать — но не было столь ярко выражено. Имея средства в виде советских купюр — доставляемых серым другом — на удивление быстро научился сглаживать и утрясать все скользкие вопросы как с начальством так и с участковым. Подружка «белка» у милиционера всё росла и росла; в чем Петрович ему сильно помогал. Мысли о том откуда Вася носит деньги наш герой оставил в стороне и старался больше к ним не возвращаться; хотя они конечно не давали ему покоя. Удивительней всего была сама колоссальная перемена в человеке; если сравнить как деньги меняют личность — то нет достойного примера разве только власть. То помогло Петровичу что он не был жадным и сильно роскошь не любил; как любят те кто потеряв голову шикуют на фоне скудной жизни всех людей.
Последний свой конфликт на работе Петрович разрешил полюбовно; но был вынужден взять отпуск за свой счёт. «Вася» трудился что часы; поняв все тонкости характера крысы Петрович делал колоссальный успех как дрессировщик. Все денежные движения проходили утром; трудно понять с чем это связано: или с желанием перекусить Васи или с другими причинами — но от двух до четырёх ходок трудолюбивой крысы можно было рассчитывать как на курьера. Привыкают быстро ко всему такому что есть приятное и тем паче денежное. Петрович накопил достаточно чтобы съездить в Крым; где он давно мечтал побывать. Но как поехать? Как оставить Васю? Кому доверить? Решил договориться с другом; которым вместе раньше много пил — знал хорошо его и был уверен что тот всё сохранит как есть; и Васю не обидит.
Друг Сеня всё ясно понял; пронаблюдав картину трудовой деятельности крысы предложил Петровичу найти тайник.
— Ох Сеня! Сеня! Всё перелопатил! Два раза разбирал тут всё! Нету и намека откуда «Вася» денежку таскает!
После нескольких дней адаптации друг к другу крысенка и приятеля Сени наш герой с тревогой вперемежку с радостью и другими непонятными новыми чувствами упаковав чемодан всем необходимым для курортника сел в поезд и махнув рукой стоящему на перроне Сене укатил загорать на Чёрное море. Так началась новая жизнь у приятеля Петровича; что характерно «Васе» ровным счетом было безразлично кому таскать купюры хоть папе Римскому. Папе конечно это всё добро не нужно; но вот Сеня был весь как минимум на седьмом небе. Пересмотрев всё своё отношение к природе грызунов в целом лелеял «Васю» и всем сердцем полюбил его. Ещё бы! Как тут не полюбишь? Грей пузо на диване корми салом «Васю», будь ласковым и жди когда ещё деньжат подкинет! Прожил так Сеня десять дней: счастливых радостных веселых! Но так как законы природы ещё никто не отменял — а именно тот что хорошее всё когда-нибудь заканчивается — тут пришёл конец.
Все дело в том что «Вася» почему-то стал приносить чуть больше половинки купюры! Обгрызание явно прослеживалось при внимательном осмотре денег! Это поведение крысы в утренние похмельные часы доводило Сеню до бешенства! Как только Сеня не просил своего кормильца одуматься и не вредить типа законному хозяину производства на котором выходит трудился «Вася», слезно умоляя одуматься на протяжении двух-трёх дней всё было напрасно! Крыса наевшись сала издевательским образом приносила испорченные купюры! Очередной раз пересмотрев своё отношение к природе грызунам в целом Сеня просто взял и тупо кулаком прибил «Васю»!
Петрович загорая на пляжах Крыма под теплым ласковым солнцем рисовал в своём сознании картины будущей шикарной жизни мечтая обо всём таком приятном возвышенном вдруг неожиданно для себя подскочил от резкой боли кольнуло сердце.
— Вася! Ой Вася!
У него не было сомнений что что-то случилось с его волшебной крысой! Он ясно понял пришла беда! Купив билеты на поезд раньше времени вернулся домой! Дверь была открыта; на диване спал в доску пьяный Сеня а в углу валялся дохлый «Вася». Удивительна психология человека а конкретно у Петровича: всё что он имел до полугода после появления крысы воспринимал как своё от рождения положенное постоянное неотъемлемое от своей жизни напрочь не воспринимая само поведение крысы как что-то неестественное временное! Он так был уверен в своей дальнейшей жизни забыв полностью о прошлом себя видел не как сантехник а как значимый человек с великими правами полномочиями!
Глядя на спящего дружка Сеню явно ощущал волну гнева заполняющую всё его естество щекотанием в желудке рождающим мысли о возмездии уверенность что только этот спящий человек на диване причина краха всех его мечтаний глядя на топор стоящий в углу комнаты и на Сеню стал рабом гнева! Взяв топор в руки нанес удар по голове убив мгновенно! Брызги крови включили внутри что-то звериное; удары совершались без остановки до тех пор пока он не упал на пол потеряв сознание! Так смешная история в начале превратилась в трагедию в конце.
Петрович был счастлив: в его палате жил и лечился «Вася». Он кормил его хлебом приговаривая:
— «Вася покушай сала»,
и всё ждал когда грызун живущий в его голове принесёт ему денежку чтобы они поехали в Крым только теперь он «Васю» никому не оставит!