Найти в Дзене
Ликбез

Сущность политических ценностей

Проблема онтологического статуса политических ценностей есть не что иное, как конкретизация проблемы онтологического статуса любых ценностей. Специфическим в этом случае является вопрос о месте политических ценностей среди множества социальных ценностей (говоря о «месте», мы имеем в виду как основания вычленения названных ценностей, так и их функцию в отношении остальных). Политический характер специфических социальных ценностей мы связываем с двойным критерием: 1) особым типом субъекта (большая социальная группа как окончательный субъект политики); 2) особым типом потребностей (специфическим для данного тина субъекта). Политическими ценностями для нас будут те идеи социальных потребностей, которые относятся к потребностям больших социальных групп и общества в целом. Суть проблемы онтологического статуса политических ценностей можно выразить следующим образом: являются ли все социальные ценности, функционирующие в политической сфере общественной жизни (в политическом сознании, обусловл

Проблема онтологического статуса политических ценностей есть не что иное, как конкретизация проблемы онтологического статуса любых ценностей. Специфическим в этом случае является вопрос о месте политических ценностей среди множества социальных ценностей (говоря о «месте», мы имеем в виду как основания вычленения названных ценностей, так и их функцию в отношении остальных).

Политический характер специфических социальных ценностей мы связываем с двойным критерием: 1) особым типом субъекта (большая социальная группа как окончательный субъект политики); 2) особым типом потребностей (специфическим для данного тина субъекта). Политическими ценностями для нас будут те идеи социальных потребностей, которые относятся к потребностям больших социальных групп и общества в целом. Суть проблемы онтологического статуса политических ценностей можно выразить следующим образом: являются ли все социальные ценности, функционирующие в политической сфере общественной жизни (в политическом сознании, обусловливающем политические действия), одинаково значимыми и определяющими для политических действий или же они фиксируют существование и определяющее влияние лишь некоторого типа ценностей, особого и специфического именно для политической сферы общественной жизни?

Иногда вычленяют политические ценности, указывая на их надындивидуальный характер. Это верный критерий, но при условии, что мы достаточно строго определяем надындивидуальный характер. Ибо при самом широком понимании любые ценности имеют надындивидуальный характер, генезис, функции, содержание, что вытекает из их природы как явлений и продуктов культуры, а в сознании индивидов они функционируют благодаря интериоризации. «Субъективный» критерий вычленения политических ценностей проникает глубоко за поверхность явлений, которая становится очевидной в описании («связь с существованием и деятельностью больших социальных групп и их институтов»). Данный критерий субъективен в том смысле, что касается субъекта потребностей, выраженных в ценностях, которые мы желаем назвать «политическими». Политические ценности выделяются не столько тем фактом, что их носителем и творцом оказываются не индивиды, а большие социальные группы, представителями которых являются индивиды, сколько фактом, что независимо даже от наиболее индивидуализированных интерпретаций, подчиненных действиям индивидов, они отражают жизненные потребности данных групп как неделимых целостностей и общества в целом.

В политических сочинениях творцов исторического материализма можно реконструировать три основных свойства социальных явлений, которые позволяют судить об их политическом характере.

Во-первых, характер этих явлений общесоциален как с точки зрения охвата (они выступают на макросоциальном уровне, что придает проблеме политическую окраску), так и с позиции социальной значимости. Второй показатель есть качественный определитель общесоциального и политического характера явлений. Если явление в своем процессе и следствиях функционально или дисфункционально в отношении потребностей всего общества, то оно имеет политический характер. Добавим, однако, что общесоциальная значимость не всегда связана с общесоциальным охватом явления. Неоднократно локальные по охвату явления влияют на функционирование всего общества.

Во-вторых, критерием политического характера явлений служит их значение для существования больших социальных групп в целом и их влияния на возможность удовлетворения существенных потребностей. Поэтому политические явления связаны с формированием, преобразованием, выражением потребностей больших социальных групп в целом.

В-третьих, политическим признается явление, вплетенное в отношения, взаимодействия и в первую очередь в борьбу между большими социальными группами, существующими в рамках данного общества. Особенно высокий политический фактор присущ тем явлениям, которые представляют собой выражение или источник противоречий между большими социальными группами, угрожающими существованию и развитию всего общества.

Только целостное использование указанных трех критериев характеризует сущность социальных явлений как политических. Их вплетенность в потребности больших социальных групп — при различиях и противоречиях этих потребностей — влияет на степень интеграции и динамического равновесия общества.

Политические идеи (политические ценности), мотивирующие действия субъектов политики, служащие направлению и обоснованию названных действий и деятельности, возникают, распространяются, укрепляются и приходят в упадок внутри всего общества, в рамках его духовной культуры. Они отражают состояние социальных потребностей и их развития, а также потребностей общества в целом. Однако это отражение более или менее субъективированно и пристрастно. Поэтому политические ценности есть выражение различных и противоположных потребностей частей данного общества на разных этапах его развития. Политические ценности функционируют как абстрактные идеи в единой культуре всего общества. Одновременно каждый социальный класс и строй, каждое политическое движение, представляющее определенные группы, по-разному интерпретирует указанные абстрактные идеи, постоянно конкретизирует их с исторической и классовой точек зрения. Следовательно, идеи демократии, справедливости, равенства, правопорядка, суверенности государства и т. п. в системе политических ценностей пролетариата, мелкой буржуазии и крупного капитала означают разные вещи. Не случайно Ленин говорил о «двух культурах» внутри одной нации. Это относится и к культуре политической. Такая релятивизация есть отражение неидентичного прочтения и аргументации потребностей всего общества со стороны борющихся групп.

Итак, можно утверждать, что политические ценности выполняют роль идей потребностей всего общества, замутненных, впрочем, субъективными интересами его частей. Не существует самостоятельных надклассовых и надысторических идей потребностей общества в целом, свободных от данного «партикуляризма», вопреки иллюзиям интеллигенции, воображающей себя носителем надклассовых ценностей. Идеи потребностей всего общества существуют лишь вторично, как «фон» идеи потребностей больших социальных групп. Конечно, данная зависимость двухсторонняя, т. е. политические ценности как идеи потребностей больших социальных групп всегда выступают одновременно определенной формой осознания потребностей всего общества. Социальная программа класса, вступающего на политическую арену, всегда обусловлена изложением потребностей общества в целом.

Политические ценности отличаются двойственностью, которая служит источником их внутренней противоречивости, преодолеваемой на основе системы политических ценностей. Системы политических ценностей отражают: 1. Сознание потребностей больших социальных групп (их самосознание, сознание своих потребностей, а также сознание потребностей других — союзнических, враждебных, колеблющихся — групп). 2. Сознание потребностей всего общества и их интерпретация через призму своих потребностей и представлений об общественных отношениях. 3. Сознание связи между собственными групповыми потребностями и потребностями всего общества. Речь идет одновременно о сознании существования данной связи и представлений о ней. Отсюда вытекает точка зрения класса на способ согласования одних и других.

Таким образом, система политических ценностей есть всегда система ценностей того или иного класса или слоя. Сама по себе она не является выражением потребностей только данной группы или только потребностей всего общества, но выражает представления и знания класса о том, каким способом он может реализовать свои собственные потребности вместе с потребностями всего общества, сформировать отношение собственных потребностей и потребностей других групп в рамках, определенных потребностями общества в целом. Потребности всего общества (как объективные, так и в сознании группы) фиксируют историческую границу самореализации рабочего класса, большой социальной группы. Вслед за этим они устанавливают также историческую границу политической субъективности группы. Дилемма гармонизации собственных потребностей с потребностями общества в целом принадлежит к основным историческим задачам любой большой социальной группы.

В заключение можно сформулировать наиболее адекватную дефиницию политических ценностей (по отношению к описанным закономерностям). Политические ценности — это идеи, выражающие отношение больших социальных групп как социальных целостностей к потребностям других больших социальных групп и потребностям общества в целом с точки зрения осознания своих собственных потребностей.

Мирослав Карват, Влодзимеж Милановский. Политические ценности. Элементы теории политики под ред. В.П. Макаренко. Ростов-на-Дону: ИРУ, 1991.