Иметь свой дом в центре города — хорошо и комфортно. Только если рядом нет стройки. «Семнадцать мешков строительного мусора я собрал только в мае. Обрезки и крошка от пенопласта, куски минваты, камни, пескогравий — всё это летело в мой огород. На мои просьбы и обращения к прорабу застройщик не реагировал. Почему у нас так: одни возводят квадратные метры на продажу, а другие должны страдать от их бизнеса?» — возмущен житель Благовещенска Василий Блащук. Проблему жителей частного сектора, рядом с которыми ведется стройка, он озвучил «Амурской правде», которую читает уже много лет.
— Я живу на улице Заводской возле торгового центра «Реал». С прошлого октября возле нас начали строить многоквартирные дома. Активная стройка стартовала в мае, и сразу же в мой огород полетел строительный мусор. За неделю я собрал 17 мешков мусора. Пошел к прорабу, говорю: «Что будем делать? Вы засоряете мой огород». Он мне в ответ: «Вон шеф идет — поговорим, в понедельник решим, забор поставим». Проходит понедельник, потом май, всё лето, а мусор сыплется и сыплется. Обещанного забора четыре месяца ждал. Да, опоры для него поставили, но металлом закрыли только в сентябре. Хотя мусор с верхних строящихся этажей так и продолжает лететь. А пенопластовую крошку ведь сложно убирать с грядок — она рассеивается по всему участку, — рассказывает Василий Блащук.
Василий Андреевич признается: все его жалобы на то, что собственник земельного участка не должен наносить вред окружающей среде, остаются незамеченными. Хотя в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса России собственники, осуществляющие строительство на земельных участках, обязаны не допускать их загрязнения и негативного воздействия.
— Я не знаю, почему контролирующие органы не следят за ситуацией на наших стройках. А здесь строители еще и подняли почти на метр земельный участок — отсыпали песчано-гравийной смесью территорию, не сделав при этом нормального водоотведения. Теперь в сильные дожди мой огород будет еще и затапливать. Подобная ситуация была у нас с другими соседями — когда построили рядом трехэтажку с гостинками, — продолжает благовещенец, которому не повезло с соседями.
По словам Василия Блащука, там застройщик тоже приподнял территорию, но не поставил подпорную стену между участками. И весь отсыпанный грунт в итоге стал осыпаться в огород мужчины. Пять лет пожилой горожанин не мог достучаться до застройщика. В итоге ему пришлось за свой счет ставить забор из профиля, укреплять бетонированными тумбами — чтобы грунт не смывало.
— Понимаете, я сам всю жизнь отработал строителем, был бригадиром, мы возводили дома в Тамбовке, Свободном, строили казармы военным, минсклады, водонапорные башни, жилье. Но всегда соблюдали все нормы и правила, не загрязняли соседние участки. Сделали кладку — всё: леса убираем, вычищаем, раствор же падал. Конечно, такого материала, как сейчас — минваты и пенополистирола, тогда не использовали, но мы в любом случае после себя оставляли порядок. Культура производства должна быть! А тут этого нет. Я лично против стройки ничего не имею — город растет, но убирать же за собой надо! — сетует пожилой житель Благовещенска.
Для Василия Андреевича земельный участок — не просто собственность, это огород-кормилец. На нем пенсионер выращивает овощные и ягодные культуры, цветы. «У меня здесь растет всё: малина, смородина, ирга, клубника. Спаржевую фасоль я очень люблю, кабачки. Невестка моя занимается розами — четверть огорода ее палисадник, она по профессии учитель. Мы живем, никому не мешая, угощаем соседских детей ягодами. Так почему же должны страдать из-за других?», — возмущен горожанин.