В первой части мы начали разговор о развитии рук и влиянии этого развития на общее физическое развитие. Для того, чтобы малыш развивался полноценно и правильно, его психическое развитие было полным и правильным, необходимо, чтоб малыш умело управлялся со своими руками.
В развитии нервной системы важная роль отводится взаимодействию анализаторов – зрительного и слухового, а также соотнесение их с движениями рук. То есть, ребенок должен увидеть или услышать погремушку, найти ее взглядом и скоординировать движение рук так, чтобы взять игрушку и ею манипулировать.
По мере совершенствования движений рукой и кистью руки, происходит активная стимуляция особой зоны в коре головного мозга – в речевом центре. То есть, активная работа рук помогает ребенку раньше начать говорить и быстрее освоить речевые навыки.
Почему от рук сильно зависит речь и мыслительные способности? В коре головного мозга ребенка есть особые зоны, возбуждающиеся от стимулов, которые поступают с кожи, органов чувств и в том числе и с поверхностей ладошек. У малыша поверхность ладошки проецируется примерно на 60% площади коры головного мозга – это очень значительный объем. То есть, по сути, малыш постигает весь окружающий мир с помощью рук и помогают ему в этом глаза и уши, они направляют руки в нужном направлении.
Причем из этих 60% самую обширную площадь будут занимать проекции действия с кисти и подушечек пальцев, а также работа большого пальца руки. При проведении длительных наблюдений было выяснено, что степень развития речи детей находится в непосредственной зависимости от того, насколько рано будет сформирована мелкая моторика пальчиков рук.
Наши прабабушки, конечно, не знали об этих исследованиях, но давно было замечено, что активные действия с пальцами и специальные игры с ручками малыша помогают ему стать более развитым. С детьми играют в ладушки, различные пальчиковые игры по типу «мальчик-пальчик», «сорока-сорока», а также многие другие.
Что умеют пальчики в разном возрасте?
Давайте составим своего рода табличку, что ручки должны уметь в определенном возрасте. Итак:
- в возрасте до 2 месяцев – движения рук некоординированные, хаотичные, могут быть раскидывания при резких звуках или вспышках света,
- в возрасте около 3 месяцев – малыш, лежа на спине, может подносить ручки к ротику, обсасывать их, разглядывать,
- в возрасте 3-4 месяцев может захватывать предметы, которые вкладывают ему в ручки, может удерживать их и трясти, может внимательно смотреть на движения своих ручек,
- в возрасте 3.5-4 месяцев - малыш полностью раскрывает кисти, может тянуться к подвешенным на уровне груди предметам одной ручкой или обеими, пытается их схватить,
- в возрасте 4 -5 месяцев – лежа в кроватке на спине может хватать игрушки одной рукой, тянуть их и дергать,
- в возрасте около полугода - перекладывает игрушку из одной ручки в другую, трясет игрушками, грызет их, придерживает себя ручками, пытаясь садиться,
- в возрасте 7-8 месяцев – может вращать ручками, держа игрушки в зажатом кулачке,
- в возрасте 9 месяцев - может хлопать в ладошки, указывать ручкой на предмет, который хочет взять,
- в 10-12 месяцев – может брать щипковым захватом, то есть двумя пальцами – указательным и большим, предметы с пола или ровной поверхности.
Что рекомендуется?
Врачами и физиологами активно поддерживается необходимость раннего речевого развития малышей через стимуляцию их ладоней и проведение активных движений с пальцами рук. Начиная с возраста в полгодика, необходимо проведение ежедневных массажей пальчиков и всей кисти, сопровождая все эти действия песенками, стишками или потешками.
Нужно поглаживать и легонько разминать каждый пальчик, а затем и всю область кисти примерно по 2-3 минуты, можно применять массажный мячик с шипиками. Полезно давать ребенку разные по фактуре предметы – полотняные плотные мешочки с горохом и фасолью, перышки, бусики, разные по фактуре ткани и бумагу – шуршащую и гладкую, бархатную. Все свои действия сопровождайте словесными характеристиками – «это теплое», «это мягкое и пушистое» и т.д.
С возраста 10-12 месяцев необходимо расширять возможности для творчества и действий пальчиками. Учите малыша катать ладошкой небольшие шарики, складывать колечки, разминать и плющить шарики из пластилина или теста, стройте кубики разных размеров, перекладывайте предметы из одной коробки в другую, играйте с крупой – в тарелке с горошком (фасолью, гречкой, рисом) спрячьте мячик ищите его, запуская руку в крупу. Можно дать малышу плотный шнурок и крупные бусины – учитесь нанизывать бусины на шнурок, можно передвигать костяшки на счетах, сортировать крупные пуговицы.
К годику
В конце первого года необходимо учить малыша пользоваться своими ручками «по назначению» - учиться держать ложку и кушать ею, учиться рисовать карандашами и мелками, нажимать кнопки на телефоне и пульте. Только предложите ему для игр специальный детский телефон, если не хотите, чтоб ребенок звонил во все страны мира.
Сегодня есть в продаже и специальные детские ноутбуки с развивающими функциями и программами – помимо мелкой моторик они развивают и интеллект – учат цветам, формам и даже могут изучать буквы и цифры. К этому возрасту можно научить малыша держать кружку и пить из нее, рисовать пальчиковыми красками. Чтоб не пачкать ими всю квартиру, отлично рисовать ими на кафеле в ванне или прямо на стенках самой ванны, после сеанса творчества помоете ребенка и губкой и душем смоете все художества.
Полезны игры с застежками, кнопками и молниями, но они должны быть крупными – можно нашить их на развивающий коврик и дать малышу. Можно отдать для игр и старую мамину сумку. Полезны игры на природе и на даче – собирание камушков, рассматривание и ощупывание травки и листочков, цветов и плодов. Только следите за безопасностью, не давая класть все эти вещи в рот. Важны игры с песком и водой, это необходимо для того, чтобы руки стимулировались разными предметами и закаливались.
После года можно заниматься более сложными заданиями – плести из веревочек, ленточек, завязывать узелки, играть с конструктором из крупных деталей, лепить, играть в мозаику. Полезно рвать и клеить бумагу, создавая причудливые аппликации. Учиться рисовать карандашами или красками. Упражнения не должны быть длительными, достаточно 5-10 минут в день, но делать это нужно регулярно.
Попробуйте перебирать фасоль, разбирая темную от светлой из чашки, где вы ее смешали. Можно заменить фасоль на орехи или горох, можно сортировать мелкие игрушки. Но, опять же следите за тем, чтобы они не попали в рот к малышу. Можно дать малышу ложку и попросить пересыпать крупу из одной тарелки в другую при помощи ложки.
Ближе к двум годам можно пробовать застегать крупные пуговицы на кукольной одежде или вашем халате, полезны и игры-шнуровки, в которых последовательно нужно продеть цветные шнурки в отверстия, составив картинку.
Всегда хвалите ребенка за удачно выполненные операции, но никогда не ругайте и не раздражайтесь, если не получается – возможно ему еще рано проделывать такие действия, временно отложите данный вид занятий на 1-2 месяца и вернитесь к нему позже. За это время центры дозреют, и потом получится лучше.
Нужно, чтобы обучение было интересным и игровым, не утомляло малыша и не раздражало, не стоит его заставлять делать что-то насильно. Если ребенок не в настроении делать задание, не настаивайте. Проведите другое или отложите его на завтра, поиграв во что-то другое. Хорошо помогает активная работа в коллективе, можно ходить на занятия в специальные центры или приглашать в гости друзей с детьми.
С двух лет до трех
В это время мелкая моторика рук совершенствуется еще активнее, поэтому необходимо постепенно усложнять задания. Отлично в этом возрасте для развития ловкости и силы подходят игры с мячиками. Это полезные и забавные тренажеры для рук. Можно расставить по комнате игрушки и попросить малыша попасть в них мячиком и сбить, можно докатить мячик до игрушки, попасть им в корзину или коробку.
Можно купить несколько мячиков разных размеров и фактур – тогда ребенок будет учиться удерживать в руках мячики разными способами. Один из них можно держать и кидать одной рукой, другой – только двумя руками, что может быть сложнее. С мячом нужно играть не только в комнате, но и в ванной, на природе. Зимой полезно лепить снеговиков и снежки, мастерить снежные городки и поделки.
К каждому празднику возьмите себе за правило делать с малышом поделки для родных и близких – это будет отличным стимулом к занятиям и усидчивости. Не старайтесь сделать поделку за один раз, можно делать ее этапами. Можно сделать открытку с аппликацией, черепашку из половинки скорлупы ореха и пластилина, можно сделать цветочки из салфеток и многое другое.
Примеры поделок можно найти без труда. Но!!! Не сильно помогайте малышу или не делайте все за него, суть занятий в том, чтобы самому сделать поделку, пусть и не очень ровно и красиво! Ваша цель не выставка поделок, а развитие мелкой моторики и работы пальчиков.
Можно придумать множество вариантов для творчества и развития, главное – это систематичность и разнообразие занятий.