Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа психологом в детском саду. Плюсы и минусы.

Здравствуйте. Эта статья будет посвящена работе психологом в детском саду. Плюсы и минусы работы психологом в детском садике. Подводные камни и возможности, которые можно использовать для своего профессионального и финансового роста.

На форуме b17 иногда появляются темы про работу психолога в садике. В основном спрашивают, стоит ли идти работать в садик психологом. В этой статье я опишу свой опыт, опишу почему я ушла из садика и почему очень сильно не хотела уходить. И напишу немного про знакомых психологов, которые работают или работали в садиках.

Итак, начнем.

1. Стоит ли молодому специалисту сразу после ВУЗа идти работать в муниципальный детский садик.

Мой ответ: однозначно НЕТ.

В муниципальный сад без положительного опыта работы с детьми лучше не ходить. Сначала желательно поработать в частном детском саду или в частном детском развивающем центре.

Дело в том, что в частных садиках и развивающих центрах совсем другой подход к работе с детьми. У них маленькие группы, поэтому можно работать качественно. Кроме того, они финансово заинтересованы в том, чтобы детям у них нравилось. Соответственно, отношение к детям, можно сказать, развивающее, а не ограничивающее, как в муниципальном садике.

В частных организациях педагог получает от своей работы положительные эмоции, а в муниципальном педагоги быстро выгорают и превращаются в орущих злых теток-надзирательниц.

В частном садике педагог видит результаты своей работы, видит отдачу от детей. Дети педагогом воспринимаются как удивительно умные граждане, а не стадо баранов, которые "ничего не хотят".

Это будет как прививка от маразма, до сих пор царящего в некоторых государственных садиках.

Если идти без "прививки" ( без конструктивного опыта работы с детьми), то есть риск обучиться в садике такому деструктиву, что и психологическое образование не поможет.

В этом случае можно будет забыть про профессиональное развитие и на годы оказаться в педагогическом болоте.

Приведу пример: молодой специалист приходит на работу в детский сад, имея большие розовые очки. Он думает, что в муниципальных садиках работают профессионально. И, естественно, начинает активно перенимать "секреты мастерства".

Вот только молодой специалист думает, что то, чему его учат- это по инструкциям. Но, к сожалению, не всегда это так. В некоторых садах вообще на инструкции плевать хотели. И на всякие целевые ориентиры тоже. Ну не читают они их и всё тут. Читают только календарный план занятий. Даже образовательную программу не читают. И понятия не имеют, чему они в своем садике учат детей.

( аргуменитируется игнорирование инструкций тем, что инструкции постоянно меняются. Чего их читать? Они и так знают как с детьми работать. Вот 20 лет проработали и нормально же...).

И работают в таких садиках не по инструкциям, а по своему собственному разумению. А основывается такое разумение на трех китах:

1. Кит N1. Запугать детей. Чтобы заранее боялись и сразу слушались. Запугать- это орать на детей, запирать непокорных в туалете, оставлять плакать в группе тех, кто не успел собраться на прогулку и еще много разных вариантов вплоть до того, что выбирают одного ребенка-жертву и на его примере показывают всей группе, что бывает с теми, кто не слушает воспитателя. На эту тему я потом напишу отдельную статью с реальным примером.

2. Кит N2. Лишний раз с детьми не разговаривать. А то потом с разговорами замучают. Лишний раз не улыбаться, не помогать, не сочувствовать. Чтобы дети сразу поняли куда попали и что никто под их дудку плясать не будет.

И вообще, улыбаться и помогать- это детей портить. Ведь бояться перестанут. И как же тогда работать?

3. Кит N3. С детьми надо строго. Учим цифры- с суровым лицом. Учим буквы- посвирепее вращаем глазами. На занятиях дети должны дрожжать. Иначе им ничего не запомнится.

Думаю, подход понятен.

И вот этими "премудростями" в садике начинают делиться с новоиспеченным психологом.

Если психолог соглашается с такими методами работы, то его примут в свой теплый коллектив. И похвалят, и по голове погладят, и тортом угостят на 8 марта.

Если психолог не соглашается с таким подходом к работе, то ему будут хамить, отговаривать родителей идти на консультацию и т.д.

Как правило, молодежь выбирает первый путь. Они наивно полагают, что стоит потерпеть ради опыта и профессионального развития.

Но полученный опыт будет деструктивный, а профессионального развития не будет вообще. Звучит странно, но очень часто так и бывает.

Молодому специалисту в таком деструктивном садике просто не дадут выполнять свои непосредственные обязанности. Будут постоянно ставить работать воспитателем на все группы подряд.

Максимум, что дадут, это проводить диагностику и готовить характеристики к ПМПК.

Про работу коррекционную в таком садике можно забыть. Некогда психологу тратить на одного ребенка кучу времени. Ему надо подменным воспитателем работать и методисту помогать мероприятия организовывать.

Про работу с родителями молодому психологу в таком садике можно не вспоминать. Выделят максимум 2 часа в неделю. И то в сончас, когда все родители на работе. Остальное время займут всякой ерундой.

Про главную функцию психолога - обеспечение психологического благополучия детей в садике- молодому специалисту даже не скажут. Ведь это же функция контроля. С чего это непонятно кому разрешать совать нос в работу их дружного коллектива?

В итоге психологу достаются только следующие виды деятельности:

1. Работа подменным воспитателем. То есть воспитатель "на побегушках".

2. Диагностика в начале года и в конце года ( и то, в некоторых садах такую диагностику проводят "от фонаря " воспитатели);

3. Зимой - подготовка характеристик для ПМПК;

4. Пару раз в году участие в консилиуме ( для вида);

5. Изредка работа с теми родителями, которые сумели с боем пробиться к вам на консультацию;

6. Групповые занятия по подготовке к школе. Кажется, что в этом пункте есть свет и можно получить полезный опыт. Но на самом деле занятия с группой больше 6 человек ничему хорошему начинающего педагога не научат. ( на эту тему я тоже напишу отдельную статью. Там интересный механизм формирования деструктивного опыта просматривается). А если специалист освоит садиковскую невербалку, то его потом ни в один частный центр не возьмут.

В общем, я хочу сказать, что в некоторых садиках царит деструктивная атмосфера. И если новенький специалист адаптируется к такой атмосфере и переймет их установки по отношению к работе, то это будет тупик для проф.развития. Можно диплом отправлять в мусорку.

Выше я перечислила виды деятельности психолога, которые поощряются руководством.

А теперь о хорошем

Муниципальный садик - это на самом деле золотое дно для психолога. В садике есть очень интересные направления работы. (Если, конечно, специалист сумеет вежливо отказаться от постоянной работы подменным воспитателем).

Итак, в каких интересных направлениях можно развиваться психологу в детском саду

1. Индивидуальная работа со слабыми детьми или с детьми с ОВЗ ( с теми же детьми с РАС, с сенсорными алаликами, с ЗПР). Плюс работа с их родителями. Это супер пункт. И для детей очень полезно, и для опыта очень эффективно. Этот пункт может принести хороший заработок за территорией садика. Вторую зарплату точно заработаете :). А может даже и третью.

2. Психопрофилактика школьной дезадаптации. Это тоже классный пункт. Если сумеете "продавить" воспитателей и будете участвовать в их занятиях, то будут у вас классные результаты.

Правда, "продавить" воспитателя не так-то просто, он будет отчаянно сопротивляться. :). Зато потом скажет "Спасибо" и даже всплакнет при расставании.

3. Работа с педагогами и родителями по их личным запросам.

Тут просто поле непаханное для проф.роста. Можно и КПТ потренировать, и ЭОТ, и символ драму. Да хоть метафорические карты... в садике всему будут рады.

Ради этих направлений работы стоит потерпеть и поработать в садике хотя бы год.

Еще один огромный плюс работы в садике- это возможность наблюдать за одними и теми же детьми с 2 до 7 лет. Это же вообще для психолога шик и блеск.

Подведу итоги первой части статьи:

1) Молодому психологу без опыта работы с детьми лучше не устраиваться работать в муниципальный детский сад. А то плохому научат и скажут, что это единственно верный вариант.

Устраиваться в садик стоит, если уже появился устойчивый интерес к работе с детьми. Если уже успели поработать в коллективе, где педагоги ориентированы на помощь детям, а не на дистанцирование от детей. Если уже есть какие-то конкретные идеи для своего профессионального развития. Например, если собираетесь осваивать ведение тренингов, КПТ, ЭОТ, песочную терапию и т.д. Или если хотите в совершенстве освоить подготовку к школе.

2) Психологу опытному работать в садике будет очень интересно и полезно.

Правда, опытных психологов в плохих садиках боятся. Они лучше наберут молодых и наивных, которыми можно легко манипулировать.

Спасибо за прочтение, всем добра и профессионального роста!

Если есть вопросы- пишите в комментариях, я обязательно отвечу.

Автор: Дарья Асламазова
Психолог, Дефектолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru