Найти тему

Лох на счётчике.

Попалась мне как-то на глаза статья о том, что в платежки за ЖКХ хотят добавить новую строчку что-то вроде «содержание и обслуживание умных водосчетчиков». В общем, ничего особенного, прочитал, грустно усмехнулся и даже не удивился. Да и чему тут собственно удивляться, ведь еще в старом добром мультике жадный раджа, отвечая на вопрос антилопы «А сколько тебе нужно золота?» ответил исчерпывающе «Глупое животное, золота не бывает слишком много!». Так что отнесся я к информации, изложенной в данной статье, абсолютно спокойно, можно сказать, философски, с пониманием неизбежности и оттенком обреченности.

Да и действительно, всё происходившее в последние годы с платежками за ЖКХ, полностью соответствующее советскому афоризму «ни дня без строчки в сберегательной книжке», должно уже было всех приучить к покорности, смирению и готовности принять на свои плечи любую ношу.

Вспомните, сначала наши платежки дополнила строка «взнос на капитальный ремонт». Теперь мы все платим начисляемые взносы, чтобы в надлежащее время в нашем доме провели соответствующие работы, а заодно ломаем голову, как же определяется это самое «надлежащее время», если в двух соседних одинаковых домах, строившихся одновременно, сроки замены стояков различаются на десять лет. Ну да бог с ним, с капитальным ремонтом, учитывая сроки его проведения, навевающие мысли о бренности бытия, о нем не следует беспокоиться, вспомним-ка лучше, что было потом.

А потом была мусорная реформа, которая, подарив уже следующую строчку в квитанциях, ворвалась в нашу жизнь с радужной картиной предстоящего экологического благоденствия. Упоминая о результатах мусорной реформы, неверно будет говорить, что она не достигла никаких из заявленных целей. Это не так. Несомненно, что цели по сбору средств и перераспределению денежных потоков достигнуты, и достигнуты успешно, в этом сомневаться не приходится. Что же касается собственно непростой судьбы мусора, да и состояния экологии, то давайте оставим это за скобками.

Ведь мусорная реформа давно позади, а в платежку ворвалась новая строка «ресурсы (вода, тепло и электричество) на содержание общедомового имущества». Теперь весь объем воды, тепла и электричества, поставляемые в дом, оплачивают жители дома. По своим счетчикам то, что израсходовали сами, а разницу (между суммой индивидуальных счетчиков и счетчиком общедомовым) в виде распределённого на всех жителей платежа. В общем, по принципу оплаты электричества в коммунальной квартире. А управляющая компания, которая раньше участвовала в данных расходах, теперь стоит в сторонке и радостно потирает руки. Почему? Напомню для тех, кто забыл или не успел прикоснуться к данному вопросу.

На заре реформы ЖКХ вовлечение управляющей компании в оплату общедомовых ресурсов обуславливалась тем, что она должна быть заинтересована материально в экономии данных ресурсов, чтобы появилась мотивация обеспечивать теплоизоляцию лестниц и подъездов, устранять протечки в подвалах и так далее и так далее. Ведь за все израсходованные ресурсы ей приходилось платить. Теперь же болото в подвале или даже импровизированный мини бассейн перестает быть для управляющей компании головной болью – ведь оплачивать всё это будут жители сами, зачем же напрягаться и тратиться на замену задвижек. А учитывая, что у жителей нет свободного доступа, позволяющего контролировать общедомовые трубы и сети, то теперь тем, кто этим доступом обладает, а обладают им только работники управляющих компаний, можно будет и бочки на тракторах водой заливать и электровелосипеды заряжать, а главное всё бесплатно (жители всё оплатят) – просто кайф.

Что, в общем-то, и подтверждается целой чередой скандалов, когда жители, получившие рассчитанные по новым правилам квитанции, согласно которым каждый из них устроил у себя дома как минимум фонтан «Дружба народов», бросились разбираться в свои управляющие компании. Ну а там им объяснили, что всё правильно, всё по закону, так мы рассчитали по нашим общедомовым водосчетчикам, которые мы сами устанавливаем, сами контролируем их работу и сами снимаем показания, а вы должны нам доверять. И раз получается по нашим данным, что у вас в квартирах фонтаны, значит так оно и есть, извольте раскошелиться. А уж если не захотите платить, то мы на вас в суд, а вдобавок затычку в канализацию, чтобы не думали, что в сказку попали.

И вот, несмотря на всё это, информация про умные водосчетчики, которые в скором времени мы все будем оплачивать через очередную строчку в квитанции, меня почему-то зацепила. Крепко зацепила, и я все никак не мог понять почему.

Тем, что с меня в очередной раз собираются содрать денег? Да нет, ведь нет ничего нового и удивительного в том, что в обществе «наживы и чистогана» (если выражаться языком советской пропаганды) тебя пытаются всячески ободрать, это абсолютно логично и закономерно. Кроме того, именно ЖКХ самая удобная для сбора денег сфера, так как любой человек, ночующий не на улице и не на вокзале, будет вынужден платить за всё, что ему вменят оплачивать, просто чтобы не лишиться воды, света, канализации, да и самой крыши над головой. Соответственно, все происходящее рационально, понятно и объяснимо, и не должно вызывать каких-либо эмоций, а они были.

Осознание того, чем вызваны эти эмоции, пришло неожиданно, когда пытаясь разобраться в предлагаемых «нововведениях», я вдруг понял, что меня стали считать за такого лоха, для обирания которого уже не требуется напрягаться и разыгрывать какую-либо комбинацию, использовать можно любую бесхитростную «плутню», совершенно не заботясь об её восприятии, правдоподобности и реалистичности.

Ну в самом деле, ведь создание иллюзии «жизненности» любого проекта является неотъемлемой частью его продвижения (или продажи). Но есть два исключения, когда можно не отягощать себя подобными заботами. Первый, это когда работает старый добрый механизм подчинения и принуждения, как в Чиполино: за простой дождь -сто лир, проливной - двести лир, с громом и молнией – триста лир, молчать! И второй, когда тот, кому вы втюхиваете свой план, полный лох, и он готов купиться хоть на проект по освоению плодородных земель Антарктиды, хоть на проект замены бытовых лифтов устройствами по телепортации, экономичными, безопасными и не требующими дорогостоящего обслуживания.

Раньше, когда на меня собирались повесить обязанность оплачивать какой-то новый «проект», это всегда сопровождалось обоснованием, наполненным хоть сколько-нибудь соответствующим реальности содержанием и смыслом, пусть даже и не воплощавшимся впоследствии в жизнь. Теперь же, по-видимому, считают, что в этом нет никакой необходимости, считая меня тем Буратино, который с радостью проглотит сказку про поле чудес и поверит в очередные Нью-Васюки, ну посудите сами.

Итак, по «легенде проекта» на РСО (ресурсоснабжающую организацию, некую ВасюкиВодоСбыт) возлагается обязанность по установке и обслуживанию умных водосчетчиков, за что она будет получать деньги, которые мы должны ежемесячно платить по квитанции ЖКХ.

Соответственно, возникают три составляющих проекта: начисление и сбор платежей, установка умных счетчиков и обслуживание имеющихся счетчиков.

С реализацией первой части, начислением и сбором платежей, проблем не предвидится. Система отработана, отлажена, механизмы принуждения имеются и работоспособны. А вот с двумя другими частями проекта, установкой и обслуживанием, полный караул.

Во-первых, ни одна из РСО не обладает достаточными ресурсами, в первую очередь человеческими, чтобы в какие-то разумные сроки обеспечить замену имеющихся счетчиков на новые. Пример: в моем доме 111 квартир, из которых в 32 по 2 стояка (каждый стояк это два счетчика – холодной и горячей воды), соответственно на весь дом приходится (111-32)*2 + 32*2*2 = 79*2 + 64*2 = 143*2 = 286 счетчиков. В нашем маленьком переулке, только таких домов как мой, не считая остальных, пять штук. Соответственно, по нашим домам необходимо будет заменить 286*5 = 1430 счетчиков. Если взять за время замены одного счетчика 15 минут (заведомо заниженное время, учитывая все возможные нюансы), то на это потребуется 357,5 часов, что составляет как минимум ДВА МЕСЯЦА работы одного слесаря. И это один маленький переулок. Можете вообразить, какой объем трудозатрат, и, соответственно, персонала необходим для реализации подобной замены в масштабах какого-либо города.

То есть, при реализации «проекта» только силами РСО, потребуется очень много лет (возможно, не одно десятилетие) на его исполнение. А это значит, что РСО будет вынуждена привлекать подрядчиков. Таким образом, однажды на пороге Вашей квартиры появится незнакомый мужчина с доверенностью или удостоверением от ООО «ВасюкиСуперСчетчик» и плохо читаемой копией договора на выполнение работ между «ВасюкиВодоСбыт» и «ВасюкиСуперСчетчик», который будет требовать допустить его в квартиру, угрожая, в случае отказа, штрафом (в соответствии с законом) и иными ужасными карами. Все понимают, что пустить такого «специалиста» к себе в квартиру, а уж тем более позволить ему что-то делать с трубами в стояке, невероятный риск, так как и его квалификация, и его полномочия, а уж тем более его ответственность, за последствия содеянного, вызывают большие сомнения. Более того, присутствует полная убежденность в том, что при возникновении проблем это самый «специалист» моментально испарится, бросив все возникшие проблемы на несчастного жильца, который в итоге и окажется в роли виноватого в случившимся.

Кстати, последний раз, когда я пустил такого «специалиста» от «ВасюкиЭлектроСбыта» к электрощиту, для замены устаревших электросчетчиков, это имело следующие последствия: плита в моей квартире стала работать только тогда, когда у соседей не работал верхний свет, и, наоборот. Приехавшая через пару часов «аварийка» спасла положение, а её работники рассказали, что целый день ездят по следам заменителя счетчиков, устраняя его «косяки», и очень надеются нагнать его для душевной беседы.

Но проблемы в электрощите, это вещь конечно неприятная, но во-первых, находящаяся за пределами вашей квартиры, а во-вторых, не такая разрушительная (не будем рассматривать вариант пожара) по своим возможным последствиям, как протечка воды, в результате которой вы гарантировано познакомитесь со всеми соседями, проживающими ниже вас, и будете многие месяцы, если не годы, решать вопрос об оплате возникшего ущерба.

И здесь возникает второй вопрос, а кто будет нести ответственность за возможные проблемы и их последствия, связанные с водосчетчиками, установленными компанией «ВасюкиСуперСчетчик» и принадлежащими компании «ВасюкиВодоСбыт»?

Сейчас всё относительно просто: то, что до отвода на квартиру – ответственность управляющей компании, а то, что после, включая водосчетчики – ваша ответственность. При предлагаемой модели возникает третий субъект – РСО, которая формально становится ответственным за кусочек трубы между стояком и внутриквартирными трубами, на котором стоит водосчетчик. Но только формально.

А кто же будет нести реальную ответственность за сохранность этого счетчика и за возможные проблемы в виде протечек? Думаете РСО? Конечно же нет – за все, что находится в вашей квартире и не является общедомовым имуществом отвечаете вы, а значит, если вдруг счетчик вообразит себя гейзером и начнет заливать соседей, то вы заплатите за залив. То есть, лишаясь права самостоятельно решать, ставить счетчик или нет, какой счетчик ставить, какого мастера пригласить или же установить его самостоятельно, вы продолжаете нести всю полноту ответственности за безопасность его функционирования.

Но это еще не все. Ведь счетчики-то будут «умными», то есть должны будут обеспечивать передачу показаний в автоматическом режиме. И здесь начинается самое интересное. Как известно, передача информации на значительное расстояние без непосредственного участия человека может осуществляться либо по проводам, либо при помощи электромагнитных волн, если, конечно, не брать в расчет голубиную почту.

И так как голубиную почту мы исключили из рассмотрения, а значит, можем не беспокоиться за то, что каждого из нас обяжут содержать в квартире голубятню, то остаются два варианта: провода или волны. Провода – идеальный вариант, так как в этом случае не требуется обеспечивать электропитание для передачи, однако, к сожалению, совершенно не реализуемый, потому что для реализации передачи данных по проводам нужно подвести эти самые провода к каждому счетчику. И уж если в СССР не смогли провести телефон в каждую квартиру, то провести провод к каждому счетчику для «ВасюкиВодоСбыт» совершенно нереализуемая задача. Остаются электромагнитные волны.

Однако с электромагнитными волнами есть небольшая проблема. Дело в том, что для подобного способа передачи необходим, собственно, передатчик, в роли которого может выступать wi-fi модуль, модуль мобильного телефона и т.п. И беда здесь в том, что подобный модуль, вне зависимости от его вида и формы, не в состоянии функционировать без электропитания. Соответственно, для обеспечения передачи данных с «умных» водосчетчиков, потребуется подключить или их, если передатчик встроенный, или вынесенный передающий модуль, соединенный с самими счетчиками проводами, к электрической сети.

То есть, предстоит либо провести электропитание в каждый стояк, в котором установлены водосчетчики, чего, надеюсь, не случится, учитывая состояние стояков и, соответственно, возникающие риски, либо вывести от водосчетчиков провода до передающего устройства, расположенного где-то снаружи, поблизости от электросети.

Ну а дальше остаётся лишь обеспечивать сохранность проводов и стабильность питания и работы передающего устройства, что и будет поручено счастливому владельцу недвижимости (ну а кому же ещё?). А в дополнение всё тот-же владелец квартиры будет должен ежемесячно заходить на сайт РСО и проверять, передались ли показания с его счетчиков, чтобы убедиться, что он всё обеспечил и нигде не произошел сбой.

Таким образом, помимо возложенных на нас расходов по «содержанию и обслуживанию умных водосчетчиков», мы получим ещё и новые обязанности, что по-видимому, по мнению авторов данной инициативы, будет для нашего же блага и в наших же интересах. Ведь нет такого человека, который не мечтал бы взвалить на себя дополнительные хлопоты, да ещё и заплатить за это.

Ну и, наверное, самое забавное. Давайте зададим себе вопрос: а что будет происходить с момента утверждения проекта до момента установки новых счетчиков? Итак, графа в платежке появилась, оплаты пошли, а новых счетчиков пока нет. Значит, до момента установки «умных водосчетчиков» вы должны продолжать эксплуатировать старые, «глупые», то есть обеспечивать их работоспособность, заменять, поверять, а также передавать их показания. То есть, вы будете одновременно делать всё то, что делаете сейчас, а заодно дополнительно платить в РСО. Как вы думаете, какая будет при такой системе у РСО мотивация торопиться с заменой у вас «глупых» счетчиков на «умные»? Правильно – никакой, ведь всё же замечательно: платежи идут, данные передаются, управляющие компании не обременены. В общем, у всех всё хорошо, кроме, может быть тех лохов, простите, жителей, которые всё сами сделают, да ещё за это и заплатят.

И вот после того, как, наконец, у меня сформировалось осознание всего того, о чем говорилось выше, я понял, чем так зацепил меня этот «проект». Не тем, что меня вновь, уже в который раз, попытаются ободрать, не тем, что предлагаемые нововведения мало реалистичны и, мягко говоря, сомнительны, а заложенным в нём отношением ко мне, как к человеку, гражданину, жителю и т.п. Это отношение, как к идиоту, который не способен ни к какому критическому мышлению, и должен проглатывать любую мантру, которую ему вдуют в уши.

По-видимому, ушли в прошлое те времена, когда была необходимость что-то обосновывать, выстраивая сложные модели и концепции, убеждать меня, разрабатывая аргументы и отвечая на вопросы, устранять сомнения и втираться в доверие. То есть исчезло восприятие меня как человека, чьё мнение и восприятие имеют хоть какое-то значение.

Пришло время простоты и лаконичности, в котором нет места ненужным заигрываниям, и где мне уготована роль лоха - лоха, поставленного на счетчик.