Найти тему
Metal Head

SAINT VITUS: ПЛЯСКА СВЯТОГО ВИТТА

Самое медленное и мрачное направление металлической музыки, doom зародился в начале 80-х годов усилиями таких команд как Candlemass, Saint Vitus, Trouble и Count Raven взявших за основу музыку ранних Black Sabbath. Что касается Saint Vitus, то эти ребята изначально рубили под названием Tyrant и усиленно развивали все тёмные загробные фишки, присутствующие на первых альбомах BS. Помимо Black Sabbath на этих ребят оказали влияние также Blue Cheer, Blue Öyster Cult и Элис Купер.

Они считаются одной из первых дум-метал-групп, и были названы одной из "большой четверки" этого жанра, наряду с Candlemass, Pentagram и Trouble. Выпустив на сегодняшний день десять студийных альбомов, Saint Vitus так и не добились прорывной популярности, но оказали большое влияние на развитие дум-метала, сладж-метала и стоунер-метала.

Группа была образована в далеком 1979 году в Лос-Анджелесе Дэйвом Чандлером (гитара), Марком Адамсом (бас) и Армандо Акостой (ударные). Вокалист Скотт Риджерс присоединился к группе после первого шоу Tyrant, как тогда они назывались, когда был уволен их первый солист. Они сменили свое название на Saint Vitus в 1980 году, после песни Black Sabbath "St. Vitus Dance".

«Пляской Святого Вита» в позднем Средневековье называли приступы хореи, нервного заболевания, характеризующегося быстрыми подёргиваниями конечностей и искажениями лица в судорогах. Со стороны казалось, что человек корчился и гримасничал. Страждущие стремились к собору Святого Витта, в Пражский град, поскольку считалось, что этот христианский святой, римский мученик, способен унять проделки бесов.

Saint Vitus выпустили свое первое демо в том же 1979-м, и оно включало в себя приличное количество тяжелых, тягуче-медленных композиций, на которых музыканты усиленно апеллировали к работам BS. Но качество записи было далеко не самым лучшим и группа первые пять лет своего существования оставалась, по сути, неизвестна широкому слушателю.

В 1984-м вышел первый официальный релиз команды, «Saint Vitus», в который вошло большая часть песен из демо. На нем присутствовала грязная, низкая гитара, «квакающие» соло, и необычный вокал Скотта Риджерса. Здешние свинцовые риффы заставляли вспомнить классический британский хард-рок и мистику 70-х.

Лирика повествовала о депрессии, одиночестве, страдании... Страдания, как считают люди верующие, вещь нужная, так как они приводят человека к осознанию факта, что он – не всемогущ, однако имеет возможность понять Бога и смысл мироздания.

Этот альбом заставил говорить о группе, ибо он контрастировал и с философскими начинаниями Trouble и со светлой грустью и контрастами тьмы к света у Candlemass. Saint Vitus – это была темная депрессуха, из которой не было никакого выхода. Впрочем, первенец команды это и есть самый мрачный и тяжелый для восприятия их альбом, дальше все будет не настолько черным и давящим.

Вот второй их диск, «Hallow's Victim» («Освященная жертва»,1985), к примеру, получился, наверно, самым «недумовым» в их дискографии. Где-то я читал, что на этом альбоме на их музыку повлияли хардкоровые команды, с которыми Saint Vitus были подписаны вместе на лейбле группы Black Flag — S.S.T. Не знаю, правда это или нет, но процент среднетемповых и быстрых вещей здесь больше, чем на любом другом альбоме "Святого Витта".

Звук у группы, в общем, остался таким же, как и на дебютном альбоме, но риффы в половине вещей думовыми не назовешь. Открывающий альбом номер "War Is Our Destiny", быстрая "White Stallions" и среднетемповая "The Sadist"— это скорее хард-рок, выполненный в фирменном звучании «Вита», а заглавная "Hallow's Victim" вообще напоминает что-то среднее между трэшем и хардкором. Фирменный дум есть в таких вещах, как "Mystic Lady" и "Prayer For the (M)asses", но и тут тягучие риффы соседствуют с энергичными кусками, и в целом эти вещи звучат довольно бодро.

Как по мне, такое изменение стиля отразилось на группе позитивно. "War Is Our Destiny" и "White Stallions" получились очень запоминающимися, и их можно назвать одними из лучших композиций в творчестве коллектива, да и остальные треки очень добротные, и откровенного проходняка среди них нет. Вокал Риджерса с его шепелявостью звучит немного комично, и не очень подходит к созданию характерной для дума трагической атмосферы. А вот в таких энергичных, быстрых или среднетемповых вещах, он звучит хорошо. И это был последний альбом Saint Vitus, записанный первым составом группы.

Скотт "Вайно" Вайнрих заменил Риджерса в 1986 году. Состав Чендлера, Адамса, Акосты и Вайнриха самый продолжительный. Третий альбом «Born Too Late» («Рожденный слишком поздно», 1986) общепризнан как их лучший релиз.

Во-первых большую роль тут играют тексты, в очень доступной манере повествующие о духовном поиске человека, о его пути через жизненные проблемы. В лирике Wino, второго вокалиста Saint Vitus, на данном альбоме нет ни грозных врат преисподней, ни умирающих невест и режущих вены любовников, зато есть реальная угроза отчуждения ("Born Too Late"), алкоголя ("Dying Inside", "The Lost Feeling", "Thirsty and Miserable") и войны ("The War Starter"). Тексты песен диска "Born Too Late" можно смело демонстрировать личностям, страдающим от алкоголизма, ибо они демонстрируют психологическое и физическое разложение человека по влиянием спиртного. И это – реальность, пугающая до жути покруче всяких фэнтезийных монстров и живых мертвецов.

Второй интересный фактор – стилистическая принадлежность команды. В основном, Saint Vitus – дум команда. Но время от времени этот неспешный, а местами – очень медленный метал набирает скорость и то идет торопливым шагом, то бежит вприпрыжку. Возможно это влияние американских панковых коллективов, в частности Black Flag, с которыми SV гастролировали и тусовались (и чью вещь "Thirsty and Miserable" исполнили на этом диске в своей интерпретации).

Печальные и заДУМчивые мелодичные соло нередко переходят в то, что описывая раннюю игру Джеффа Ханнемана (Slayer), в Рок Сити 1995-года называли «жужжанием бензопилы». Таким образом, депрессия (которую просто великолепно описывают и текст и собственно музыка в "The Lost Feeling" – не единственное наполнение атмосферы альбома, способное подчас психологически подавить слушателя и вогнать его в полное уныние, а предлагает разные возможности достижения сближения с часто невеселой реальностью (и возможные выходы из состояния неизбежности). Наркологам, психологам и их пациентам – рекомендуется в первую очередь!

Что касается качества записи.. вам нравиться первый Блэк Саббат? SV от него в плане записи не далеко ушли (или наоборот, старались не далеко уйти). Когда идет соло, то нет никаких наложений, что может не прийтись по вкусу любителей сдвоенных гитар. Но при этом атмосфера дума, в понимании «неотвратимой судьбы», трактуемая одиноким голосом вокалиста и столь же покинутой на милость Божью гитарой, передана на все сто. За что группа (и конкретно сей альбом) наречена, совершенно заслуженно, классикой жанра.

Четвертый полноформат, «Mournful Cries» («Скорбные крики», 1988), вышел после большого гастрольного тура, во время которого Saint Vitus посетили Японию и Европу. Песни об угрозе алкоголизма, писавшиеся пару лет назад вокалистом Wino, канули в лету, и теперь почти все тексты были написаны гитаристом Dave Chandler. А уж он накалякал будь здоров.

В своих песнях он говорит то, что хочет, а если кому-то не нравится, то выход - на прямо. У него нет откровенно плохих альбомов: каждый из них - частица его самого, и не важно, принесет ли этот альбом коммерческих успех или нет, главное - не стерпеться с жизнью и промолчать, а сказать, бороться и побеждать. Беда в том, что лично я в стиль жизни Дэйва как-то особо не вжился, и (что может быть и прискорбно), особо не проникся его произведениями, хоть и прекрасно осознаю его вклад в современное doom – движение.

Да, лирику Вино писал гораздо лучше, но мне вполне хватило на этом альбоме и музыки, в которой упор сделан на мощный бас и ударные. Также великолепно оформление – обложка не обложка, а настоящее произведение искусства.

Вобщем, очередная отличная работа "святых". Заснуть не удастся, а уж для ностальгии по временам правления классиков поводов здесь предостаточно.

Видео по теме: