Мы продолжаем говорить о том, что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по литературе. Здесь опубликованы только содержательные компоненты, которые помогут подобрать материал для сравнительных вопросов или для сочинения. Это лишь ориентир. Для того, чтобы узнать о произведениях читайте и смотрите наши материалы, не пропускайте обновления, подписавшись на канал BooK-по_читатель.
Удачи!
Годы жизни: 1799-1837
Поэзия
Основные периоды творчества и стилистическая динамика.
Основные темы лирики Пушкина.
Лирическое Я Пушкина.
Стихи разных лет на основные поэтические темы (создание списка примеров).
Специфика темы дружбы в поэзии Пушкина.
Понимание дружбы.
Стихи на день рождения Лицея.
Круг друзей Пушкина.
Дружеское и политическое в поэзии Пушкина.
Любовная лирика Пушкина.
Психологизм любовной лирики.
Субъект и объект любовной лирики Пушкина.
Назначение поэта и поэзии.
Динамика темы.
Поэтические манифесты Пушкина 20 и 30х гг.
Изменение романтической концепции поэта.
Опыт двойного бытия поэта.
Тема свободы.
От идей Просвещения к "самостоянью".
От идей Просвещения к романтизму и лирике 30 гг.
Жанр оды: трансформация классицистического жанра.
Классицизм.
Просвещение.
Философская лирика.
От лицейской поэзии к теме семьи и памяти.
Тема природы.
От романтического пейзажа к природе средней полосы.
Вопросы по произведениям:
1. Как связаны в лирике Пушкина тема природы и тема памяти?
2.В чём особенность свободолюбивой лирики А.С. Пушкина?
3. Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)
4. Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»?
5. Как меняется тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина?
6. Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?
7. Особенность понимания темы дружбы в лирике А.С. Пушкина?
8. Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?
9. На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?
10. Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»
11. Каков философский смысл стихотворения «Туча»?
12. В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?
13. Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?
14. В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина?
15.Назовите основную тему стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», как она раскрывается в образной композиции стихотворения?
16. Роль пейзажа в любовной лирике А.С. Пушкина?
17. Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?
Евгений Онегин
Годы написания: 9 мая 1823 года - 5 октября 1831.
Год публикации полного издания: 1833.
Годы выхода каждой из глав:
1 - 1825
2 - 1826
3 - 1827
4 - 1828
5 - 1828
6 - 1828
7 - 1830
8 - 1832
Как сам автор определяет жанр своего произведения (найти цитаты в тексте)?
Роман в стихах как жанр.
Автор и образ автора в романе: (сюжет).
Энциклопедия русской жизни (В.Г. Белинский).
Зеркальная композиция.
Сюжет по главам.
Роль лирических отступлений.
Типы отступлений (цитаты).
Умолчание в романе и сюжете.
Фрагментарность сюжета.
Особенность строфы: схема строфы.
Евгений Онегин как пародийный роман
Евгений Онегин как бытовой роман
Образы основных персонажей:
Евгений: пародия или тип?
Татьяна : почему «милый идеал»?
Ленский: особенность романтизма в романе?
Характеры или типы?
Тип лишнего человека.
Женский образ в русской литературе.
Вопросы по произведению:
1. Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?
2. Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?
3. Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?
4. Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?
5. Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
6. Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?
7. Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?
8. Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?
9. Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?
10. Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?
11. С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?
12. Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
13. Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?
Медный всадник
Год написания: 1833.
Жанр: петербургская повесть.
Основные персонажи.
Тип маленького человека.
Сюжет.
Композиция произведения.
Образ Петра и образ Медного всадника.
Проблема человек и история.
Образ природы в поэме.
Смысловые планы поэмы: исторический, условно-литературный, легендарно-мифологический.
Принципы подобия, контраста и двойничества в поэме.
Вопросы по произведению:
1. Почему Евгений сходит с ума?
2. Каково отношение автора к образу Петра I в произведении «Медный всадник»?
3. В чём смысл вопроса: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта»?
4. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
5. Объясните, почему героя «Медного всадника» Евгения относят к литературному типу «маленького человека»?
6. Почему одическое вступление сменяется трагическим финалом?
7. Почему Пушкин называет "Медного всадника" петербургской повестью?
Капитанская дочка
Год написания 1836.
Жанр исторический роман / повесть
Работа придворным историографом и «История Пугачёва» («История Пугачёвского бунта»).
История создания романа и первые имена героев и прототипы.
Признаки исторического произведения.
Жанр исторического романтического романа (роман Вальтера Скотта).
Жанровая основа произведения (особенности повествования, временная дистанция – два Гринёва).
Рамочная композиция.
Внесюжетные элементы.
Выпущенная глава.
Конфликт произведения и название произведения.
Проблема человека и истории: Пугачёв и Гринёв в исторических обстоятельствах.
Пугачёв и Екатерина: образ правителя в «Капитанской дочке».
Вопросы по произведению:
1. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?
2. Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?
3. В чём сходство Гринёва и Пугачёва?
4. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?
5. Как можно понять высказывание А. Архангельского: «Постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным».
6. Как в романе А.С. Пушкина раскрывается тема чести?
***
Не пропустите новые материалы - подпишитесь на канал!
В следующих выпусках этой серии продолжение русского романтизма: Пушкин, Гоголь, Лермонтов
Задайте вопросы, если они появились в комментариях!
Если есть проблемы с подготовкой - обращайтесь в социальных сетях! Мы обязательно поможем!