Найти тему
Путешествия

СУЗДАЛЬ_2024

Я был в Суздале в 2020 году. Тогда я попал на День города – он праздновался во второе воскресенье августа. Мне тогда не очень повезло с погодой. Было пасмурно. Я пробыл в Суздале только полдня. Но это посещение оставило у меня неизгладимое впечатление. И я решил, что я еще раз вернусь в Суздаль. Тем более, что через четыре года Суздаль будет праздновать свое 1000-летие! «Вот тогда я обязательно приеду в Суздаль» – решил я! И слово свое сдержал. В августе 2024 года я поехал снова в Суздаль!

Суздаль, основанный в 1024 году, является поистине уникальным городом, ведь он единственный имеет статус «города-музея». Суздаль — это старейший крупный русский религиозный центр в Северо-Восточной Руси: уже в XI веке здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия. В XIII веке в Суздале действовало 8 монастырей. Сегодня в Суздале имеется 5 монастырей и около 30-ти храмов, и речь не идет о «новостроях», а исключительно об историческом и архитектурном наследии. Некоторые из них были построены после мощного пожара в XVIII веке, другие ведут историю с момента основания города, а третьи появились чуть больше 100 лет назад и тоже являют собой уникальные памятники архитектуры. Церкви, в купе со старинными домами и живописными видами природы, создают в Суздале непередаваемую атмосферу русской глубинки. В этот город едут ради изучения истории родного края, за впечатлениями и душевным спокойствием. И вам мы советуем хотя бы раз в жизни, но побывать в Суздале — маленьком, уютном и таком знакомом.

Суздаль располагается недалеко от Владимира, на берегу живописной речки Каменка, впадающей в Нерль. Версий происхождения его названия несколько. По одной из них, оно произошло от старославянского глагола «съзьдати», одно из значений которого было «слепить из глины». От него же происходит глагол «создать».

В русской летописи Суздаль впервые упоминается как город, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. Это один из самых древних русских городов, наравне с Новгородом, Псковом, Ростовом, Муромом.

01

Когда-то Суздаль был одним из самых крупных и значительных населенных пунктов Древней Руси. В начале XII века он был центром Владимиро-Суздальского княжества при князе Юрии Долгоруком. С середины ХIII века — это центр Суздальского княжества. Однако позднее великокняжеский престол был перенесен в Москву, и в конце XIV века город вошел в состав Великого Московского княжества. После этого слава Суздаля стала ослабевать, а после строительства железной дороги, прошедшей через Владимир, он становится заштатным городишкой.

Сейчас это небольшой населенный пункт, где проживает менее 10 тысяч человек. Город является административным центром Суздальского района и входит в состав Владимирской области. Из-за того, что в Суздале не получила развитие промышленность, город сохранил свой патриархальный исторический облик. В основном он живет туризмом и обслуживанием туристов. Он в некотором роде визитная карточка нашей страны в сфере туризма.

Суздаль привлекает путешественников очарованием и уютом тихого городка, чистым воздухом и памятниками древнерусского зодчества.

Суздаль был одним из крупнейших центров русского монашества. Из 11 монастырей в настоящее время сохранилось лишь пять монастырских комплексов. Но хотя были они основаны в XIII – XIV веках, до наших дней домонгольские постройки не дошли. Все, что мы видим, построено значительно позже, в XVI веке.

Говорят, что в Суздале сейчас около 30 действующих храма, не считая монастырских, и это несмотря на то, что за годы советской власти было снесено около 15 церквей. Ещё в 1922 году здесь был основан Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году стал частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. А в 1967 году Суздаль стал городом-музеем! Суздаль входит в самый популярный туристический маршрут России — «Золотое кольцо». В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

02

-2

Официальное описание герба Суздаля - «В пересечённом лазоревом (синем, голубом) и червлёном (красном) поле сидящий влево, обернувшийся, с расправленными крыльями сокол натуральных цветов, увенчанный княжеской короной». Сокол — символ красоты суздальской земли и её столицы — города Суздаля и храбрости её жителей. Сокол увенчан княжеской короной в знак того, что Суздальская земля являлась старинным русским княжеством, а город Суздаль — древней княжеской столицей.

Празднества в честь 1000-летия основания города в Суздале проходят в течение всего 2024 года, а не только в День города. Но мы в Суздаль поехали к третьим выходным августа, потому что тогда предполагалось проведение фестиваля лоскутного шитья. А моя жена Света очень увлекается лоскутным шитьем, которое называется «пэчворк».

03

Гостевой дом на улице Пушкарской, в котором мы ночевали.
Гостевой дом на улице Пушкарской, в котором мы ночевали.

И вот 15 августа мы приехали в Суздаль и заселились в гостевой дом на улице Пушкарской, которая находится за речкой Каменкой, как раз напротив Кремля, около Музея деревянного зодчества. Домик был деревянный, сложенный из бревен. Это было очень романтично – жить в бревенчатом доме, как жили наши предки. И место было очень удобное. Чтобы попасть в центр надо перейти через речку по пешеходному мостику – и сразу попадаешь на Кремлевскую улицу. А около мостика находится пристань, от которой отходят прогулочные лодки и катера.

04

Храм Бориса и Глеба в Кидекше.
Храм Бориса и Глеба в Кидекше.

Приехав в Суздаль вечером, мы на следующий день утром поехали в Кидекшу, которая находится в пяти километрах к востоку от Суздаля. Там мы осмотрели храм Бориса и Глеба, построенный в 1152 году Юрием Долгоруким. Это один из двух самых старых каменных храмов Древней Северо-Восточной Руси. На удивление у храма никого не было. К сожалению, наших туристов не привлекает самый старых храм нашей страны.

А когда мы пришли в центр Суздаля, то попали на праздничные мероприятия. Вокруг торговых рядов была развернута торговля сувенирной продукцией и предметами ручной работы.

05

-5

А около торговых рядов со стороны реки Каменка развернулась выставка фестиваля лоскутного шитья «Душа России».

06

-6

Фестиваль проходил два дня. На выставке было представлено более 600 покрывал размером 1 метр на 1 метр. Кроме этого было много частных продавцов, которые предлагали разнообразную продукцию ручной работы. В основном – платья, шитье, вязание.

07

-7

На другой день выставка раскинулась на лугу около Музей деревянного зодчества. Глядя на это цветные квадратики, поражаешься искусству мастериц, их фантазии и терпению!

08

-8

Здесь же у Торговых рядов было развернуто мероприятие – показ мод. Наряды Древней Руси демонстрировали не профессиональные модели. Но от этого показ только выиграл.

Потом мы прогулялись по главной улице Суздаля – улице Ленина. К юбилею город постарались еще больше облагородить и приукрасить. По всему городку выполнили благоустройство. Проложили тротуары и дорожки. Вот только не успели доделать новую автодорогу от Владимира в Суздаль. Да и Торговые ряды отремонтированы только наполовину.

09

-9

На улице Ленина напротив Торговых рядов в скверике находится Мемориал "Вечный огонь" в память суздальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он был открыт 9 мая 1985 года. Авторы памятника - архитектор О. Кирюхин и скульптор В. Нестеров.

Под четырехугольным белым бетонным сводом с датами «1941-1945» на невысоком постаменте лежит солдатская каска, перед которой горит огонь. Сбоку - невысокая стена, на которой находятся таблички с именами павших воинов. За годы войны из города ушло на фронт 912 человек, из них отдали жизнь за свободу и независимость Родины 466 воинов. Восьми уроженцам Суздальского района присвоено звание Героя Советского Союза.

10

Памятник Вицину.
Памятник Вицину.

Но за последнее время в Суздале появилось много новых памятников. Один из них установили в июле 2024 года недалеко от Торговых рядов. В 1964 году здесь проходила значительная часть съёмок фильма «Женитьба Бальзаминова», в котором знаменитый актёр Георгий Вицин исполнил роль Миши Бальзаминова. Памятник Вицину располагается на улице Старой, напротив дома №13, где жил герой фильма. Автор памятника скульптор Игорь Черноглазов.

11

-11

12

-12

А еще стало модным устанавливать в городах небольшие бронзовые фигурки. На Торговой площади напротив Торговых рядов мы увидели две такие фигурки. На одной была изображены девочка с кошкой, а на другой – сидящий старичок в ушанке. Потом мы еще нашли несколько других фигурок. В декабре 2023 года расставили на центральных улицах Суздаля шесть бронзовых фигурок. Для горожан и туристов это был, конечно, квест – отыскать их. Создавал фигурки скульптор и член Союза художников России Виталий Цагареишвили.

13

-13

А пообедали мы в первый день в кафе «Бальзаминов дворик», которое расположено на улице Ленина, недалеко от памятника Вицину. Каких-то особенных блюд в меню не было, но мы все равно заплатили 2000 рублей на двоих.

14

-14

В городе приготовились к празднованию 1000-летия Суздаля. Установлено много декоративных инсталляций и элементов благоустройства.

15

-15

Но и просто побродить по улицам Суздаля теперь очень приятно. Везде увидишь что-то необычное.

16

-16

Например, за воротами дома увидишь гараж, больше похожий на лавку старьевщика. И чего там только нет? Но все интересно. Все старинные вещи рассматриваешь внимательно и с удовольствием! И хозяин даже плату за осмотр не берет!

17

-17

Или увидишь ограду, с вмонтированными в нее витринами. А в витринах много чего интересного. Вот и стоишь – разглядываешь…

18

-18

Но и просто прогуляться по улицам Суздаля очень приятно. Почти все домики в опрятном состоянии. Чтобы сохранить облик древнего города, здесь установлены жёсткие градостроительные правила. Они определяют не только планировку исторического поселения, но и цветовые решения, строительные материалы, высотность и этажность жилых домов и других построек. В городе разрешено строительство домов не выше трех этажей!

Было пересчитано и описано все малоэтажные строения в этом городе-музее. И обнаружило около 2 000 частных домов, особо ценных для истории. Было сделано подробное описание внешнего вида каждого дома, чтобы сохранить их для потомков. За каждым из этих описанных домов теперь следят, чтобы хозяева содержали свою так ценную для культуры собственность в приличном состоянии. И чтобы не перестраивали их, как вздумается. Для этого действует специальный закон.

19

-19

Ну конечно в Суздале можно встретить и художников. Но, откровенно говоря, я ожидал увидеть больше художников на улицах города. К сожалению, больше встречалось туристов, которые приехали в Суздаль только потому, что это престижно. Очень много туристов с детьми, почти младенцами. Зачем они детей таскают с собой? И себе неудобства, и детям это еще не интересно, а младенцы еще ничего не понимают.

Суздальский Кремль.

В Средние века создание города было немыслимо без строительства защитных укреплений, которые на Руси называли кремлем. Именно с кремля в X веке и начал разрастаться Суздаль. Расположен кремль в излучине реки Каменки.

Здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.

В 1677 году была возведена новая рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Сейчас Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

Суздаль неоднократно становился местом крупномасштабных битв, поэтому и Кремль множество раз подвергался нападениям, из-за чего регулярно перестраивался и видоизменялся под нужды времени. Деревянные укрепления уничтожил пожар в 1719 году, а возводить новые посчитали нецелесообразным.

Из каменных строений в кремле сохранились до наших дней Богородице-Рождественский собор, Архиерейские палаты (XV-XVIII в.в.) и Колокольня (1635 г.).

20

-20

Установить год основания Богородице-Рождественского собора не удалось. Известно, что он был основан в XII веке. Рождественский собор неоднократно видоизменялся и дошел до наших времен в облике, далеком от первоначального.

Нижняя часть собора, как полагают исследователи, относится к XIII веку, а вот верхнюю построили гораздо позже — в XVI веке.

Торговые ряды.

21

-21

То, что сейчас известно, как Торговые ряды, в XIX веке называли Гостиным двором. Такие сооружения были во всех крупных городах России: здесь располагались торговые лавки, складские помещения и комнаты, где приезжие торговцы могли какое-то время жить. Впрочем, далеко не каждый мог позволить себе подобную роскошь, поэтому в гостиных дворах останавливались преимущественно зажиточные купцы. Место для строительства торговых рядов было выбрано не случайно, ведь ещё в XII веке здесь кипела нешуточная торговля.

Построенные в 1806—1811 годах по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского, Торговые ряды являются первым городским сооружением в стиле ампир. В центре фасадной части расположены высокие портальные ворота, увенчанные шпилем с позолоченным соколом, гербом древнего великокняжеского города Суздаля. Северная часть галереи, от ворот, была одноэтажной, а южная заканчивалась двумя этажами. В здании располагалось более ста купеческих лавочек, которые позже были перестроены в отдельные магазины.

Сегодня Гостиный двор всё так же является местом для ведения торговли. К юбилею города проводились реставрационные работы. Но к сожалению, не все работы были выполнены в срок.

Монастыри.

Как я уже говорил, в Суздале было 11 монастырей. До настоящего времени сохранилось 5 монастырей в Суздале и один в Кидекше. Но известно местоположение еще пяти монастырей, от которых остались лишь здания церквей. Это – Введенский монастырь, Борисоглебский монастырь, Никольский монастырь, Андреевский монастырь и монастырь Козьмы и Дамиана.

Вкратце расскажем о каждом из сохранившихся монастырей. Больше фото смотрите на моей страничке в «Одноклассниках».

1. Васильевский монастырь.

22

Собор Василия Великого.
Собор Василия Великого.

Предполагают, что обитель Св. Василия обязана своим основанием Св. Равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале, крестил здешних жителей, в речке Каменке в 990 году. На этом месте он потом и воздвиг храм в честь своего Ангела.

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1253 году. До XVII века монастырь был деревянный. От прежних деревянных построек ничего не осталось, а современный архитектурный ансамбль относят к XVII веку. Именно тогда были построены собор Василия Великого (1662 г.) и Сретенская трапезная церковь (XVII в.), являющиеся главным украшением обители. В XIX веке была построена колокольня, но позже каких-либо крупномасштабных изменений не наблюдалось. С приходом советской власти обитель закрыли, а помещения стали использовать в качестве складов. В 1995 году обитель вернули церкви, и с того времени она действует как мужской монастырь.

Сейчас Васильевский мужской монастырь находится на восточной окраине Суздаля на дороге, ведущей в Кидекшу. Внутри монастыря некоторые постройки до сих пор используются под жилье горожан Суздаля, в частности - дом Архимандрита и Братский корпус. Когда мы зашли на территорию монастыря, то двери собора были открыты, но никого не пускали. Так что внутрь храма мы не попали. Да и в монастыре, и вокруг монастыря людей не было видно. Из-за своей отдаленности от центра он не пользуется успехом у туристов.

Поговорили только с одним жильцом дома, который около своего дома имел огородик. На этом огородике мы увидели подсолнухи огромной величины. На наш вопрос, чем он их удобряет, он ответил - сами растут!

Рядом с монастырем на берегу речки Каменки мы увидели загон, в котором стояли и лежали овечки. А на лугу паслись стреноженные кони. Получались пасторальные виды.

Больше фото см. здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968677638153.

2. Александровский монастырь.

Александровский мужской монастырь находится на реке Каменке, недалеко от Красной площади. Согласно легенде, монастырь был основан в 1240 году Александром Невским, в честь которого и назван. Деревянное здание церкви и все прилегающие к нему постройки сожгли поляки в начале XVII века.

Большинство построек датируется концом XVII века. В 1764 году монастырь был распущен Екатериной Великой. Церковь Вознесения осталась работать как приходская. Только в 2006 году монастырь был вновь открыт.

Монастырь частично окружен стенами, в том числе Святыми вратами XVIII века. Главная церковь — церковь Вознесения Господня, построенная в 1695 году на средства, пожертвованные царицей Натальей Нарышкиной, матерью Петра Великого. Она имеет два уровня окон и увенчана пятью черными куполами. Рядом с церковью — восьмиугольная шатрово-купольная колокольня.

В комплекс Александровского монастыря входят:

Церковь Вознесения — пятиглавая классическая постройка в форме безстолпного куба с четырёхскатной крышей. Церковь украшена лепниной и резными наличниками. Внутри храм выглядит аскетично. На стенах нет росписей. По низу стен висят насколько икон. Иконостас небольшой, одноярусный, располагается в арке в восточной стене перед апсидой. Выполнен он из дерева недавно и выглядит модерново. В иконостасе только две иконы. Слева – образ Божией Матери Панахранта (Всецарица), а справа - образ Спаса. Зайдя в храм, я никого не увидел. Сбоку у стены на столике лежали свечки. Я взял две и оставил денежку. Так как в храме было только два подсвечника около иконостаса, то свечки я поставил в правый подсвечник. Иконы Александра Невского я не увидел, поэтому поставил свечки против образа Спаса. Все постройки монастыря и ограда находятся в плачевном состоянии. Поэтому, уходя, я оставил пожертвование на восстановление монастыря.

23

Церковь Вознесения Господня и Колокольня.
Церковь Вознесения Господня и Колокольня.

Шатровая колокольня расположилась недалеко от церкви. Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Стены колокольни практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой, построенные мастером Иваном Грязновым. Башни ограды тоже отличаются от башен других монастырей и отдаленно напоминают башню колокольни. Часть ограды со стороны речки Каменки отсутствует. И с этой стороны стоят несколько жилых домов.

Больше фото см. здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968679479561.

3. Ризоположенский монастырь.

Ризоположенский женский монастырь сейчас расположен в центре Суздаля, напротив Красной площади. Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном при Великом князе Всеволоде III. Монастырь тесно связан со старшей дочерью князя Михаила Черниговского. В миру её звали Феодулия. Девушку сосватали за брата Александра Невского Федора Ярославича, но он скончался прямо в день свадьбы. Феодулия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Она стала монахиней монастыря примерно в 1233 году. С тех пор она посвятила остаток своей жизни религии. Так, в 1238 г., когда войска Батыя разграбили и подожгли Суздаль, то целым и невредимым остался только Ризоположенский монастырь. Говорят, что это случилось благодаря преп. Евфросинии Суздальской.

В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырем была основана ещё одна обитель — предназначенный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учреждён во исполнение завещания преподобной Ефросиньи. В XVII в. на пожертвования. Говорят, это был самый красивый собор в Суздале! В 1764 году Троицкий монастырь был упразднён, а его земли и постройки отошли к более старому соседу.

В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора. В соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего.

24

Собор Положения риз Пресвятой Богородицы.
Собор Положения риз Пресвятой Богородицы.

Собор Троицкого монастыря был взорван в 1930-х годах. Ризоположенский монастырь вновь открылся лишь в 1999 году.

Сейчас главный вход в Ризоположенский монастырь находится на южной стороне ограды, со стороны улицы Крупской. Там находятся Святые ворота, построенные в 1688 году. Известны имена создателей – Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов. Святые ворота увенчаны двумя шатровыми куполами и примыкают к красивой красной часовне. Святые ворота состоят из двух арок. Одна большая — предназначалась для проезда транспорта, вторая поменьше — пешеходная часть.

За воротами находится главный собор монастыря — собор Положения риз Пресвятой Богородицы, который был построен между 1520-1560 гг. в период правления Ивана Грозного. Трёхглавый Ризоположенский собор — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон. Благодаря реконструкции в советское время собору возвратили его первоначальный облик. Крыша собора покрыта деревянной черепицей.

К востоку от собора находится Преподобенская колокольня с церковью во имя преподобной Евфросинии Суздальской, построенная в классическом стиле между 1813-1819 г.г. в ознаменование победы русских в наполеоновской войне. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Сейчас колокольня была закрыта на реставрацию. Когда я был в Суздале в 2020 году, она тоже была закрыта на реставрацию и до сих пор реставрируется. Я очень надеялся подняться на эту колокольню, чтобы увидеть Суздаль сверху. Но - не судьба!

Рядом с колокольней расположена Сретенская трапезная церковь, построенная в 1882 году. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр. Сейчас здание восстанавливается.

Самая большая утрата – это Троицкий собор, построенный в 1700 году, и взорванный в 1934 году. До нашего времени от Троицкого монастыря сохранились только Святые ворота, ограда и одна башня. Сейчас они составляют ограждение Ризоположенского монастыря со стороны улицы Ленина. На месте Троицкого собора сейчас стоит поминальный крест и лежит камень-валун в память 15 погибших суздальских храмов.

Я зашел внутрь Ризоположенского собора. Народу внутри было мало. Стены большого бесстолпного помещения были без росписи, только побеленные. Иконостас невысокий, двухъярусный. Я поставил свечки перед иконостасом. Внутри собор мне не очень понравился. А вот снаружи сейчас он выглядит великолепно! Хотя своими шлемовидными главками он выделяется на фоне обычных суздальских храмов. Он больше напоминает Новгородско-Псковскую архитектуру.

Больше фото см. здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968685127689.

4. Спасо-Евфимиев монастырь.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь — самый большой монастырь в Суздале, который иногда принимают за Суздальский кремль из-за его больших крепостных стен. Он был основан в 1352 году князем Суздальско-Нижегородским Борисом Константиновичем как крепостное сооружение. Расположен он на северной окраине Суздаля, на улице Ленина.

Первоначально монастырь назывался Спасским монастырем, но позже был переименован в Спасо-Евфимиев монастырь в честь святителя Евфимия Суздальского, которого князь Борис Константинович отправил в Суздаль для основания монастыря. Монах Нижегородского Печерского монастыря Евфимий был современник и друг Сергия Радонежского. Он возглавлял монастырь 52 года.

25

Памятник Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь.
Памятник Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь.

Спасо-Евфимиев монастырь построили на высоком берегу Каменки в 1352 году для защиты города с северной стороны. В 1644 году вокруг монастыря возвели высокую семиметровую каменную стену длиной 1160 метров. Вместе со стеной были построены 12 башен.

26

-26

На территории монастыря находится четыре церкви: Спасо-Преображенский собор (XVIв.), Никольская церковь, Успенская трапезная церковь, Благовещенская надвратная церковь (XVIIв.), а также звонница (XVI век) и тюрьма (1766 г.). Московские и суздальские князья строили всё это два столетия, поэтому в XVII веке монастырь стал одним из богатейших в России. В монастыре в это время проживало 118 монахов.

После революции монастырь был закрыт и некоторое время использовался как тюрьма для политзаключенных. В годы Великой Отечественной войны с 1943 по 1946 год тюрьма для политических превратилась в лагерь для военнопленных. Главной фигурой среди военнопленных тех лет был фельдмаршал Паулюс. Ему отвели в монастыре отдельную келью. Паулюс сидел в монастыре два месяца, затем его перевели в другое место.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и принадлежит ему по сей день.

В 1992 году монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть Белых памятников Владимира и Суздаля.

Внутри Спасо-Преображенского собора можно увидеть фрески Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

С восточной стороны собора, рядом с апсидами, находится усыпальница князя Дмитрия Пожарского. Он был похоронен в 1642 году. В 1885 году над захоронением героя на народные деньги была возведена мраморная часовня. Однако в 1933 году ее разрушили. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен, но немного в стороне.

Рядом с собором стоит звонница, с которой каждый час звучит колокольный звон. Эта звонница строилась в несколько этапов. Сначала в начале XVIвека возвели столпообразную церковь Иоанна Предтечи с колоколами. В конце XVI века к этой церкви пристроили прямоугольный арочный пролет для подаренного монастырю большого колокола. Через сто лет, в конце XVII века, у монастыря появились еще колокола и к звоннице пришлось пристраивать уже два пролета. В результате звонница получилась немного странной. Не добавляет гармонии и башенка с часами, которая "прилепилась" к куполу старой церкви.

Внутри монастыря справа от проездной башни расположился настоящий райский уголок из целебных трав и цветов – аптекарский огород, в котором произрастает около полусотни растений.

В сквере перед проездной башней Спасо- Евфимиева монастыря установлен бюст Д.М. Пожарскому. Памятник был открыт 28 октября 1955 года. Авторы памятника - белорусский скульптор Заир Исаакович Азгур и архитектор Григорий Алексеевич Захаров.

Больше фото см. здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968686223113.

5. Свято-Покровский монастырь.

Покровский монастырь расположен на правом, низком берегу речки Каменки. Как раз напротив Александровского монастыря, который располагается на другом, высоком берегу Каменки. А чуть подальше очень хорошо видны стены Спасо-Евфимиева монастыря.

Покровский женский монастырь был основан в 1364 году. Место для обители выбрал прп. Евфимий, основатель и настоятель Спасо-Евфимиева монастыря. Нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий – Романовы, Рюриковичи, Шуйские, Годуновы. В склепе находятся могилы царских и высокопоставленных женщин, изгнанных в монастырь. Здесь похоронены: Инокиня Александра — дочь Ивана III, Соломония Сабурова — жена Василия III, Анна Васильчикова — жена Ивана IV (Грозного). Евдокия Лопухина — первая жена Петра I, провела в монастыре девятнадцать лет своей жизни.

В 1923 году монастырь был закрыт.

Однако в период с 1950 по 1960 год монастырь был отреставрирован, а в 1980-х годах превратился в туристический комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал. В 1992 году монастырь был возвращен Русской православной церкви и в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Сейчас в нем около 40 сестер. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Центральным памятником ансамбля является трёхглавый собор в честь Покрова Богоматери (1510—1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма. Подклет собора на протяжении XVI— XVII вв. служил усыпальницей цариц, великих княгинь и знатных боярынь. За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 года. Огибающая здание с трех сторон галерея придает собору особую торжественность. Беленые стены внутри собора не были расписаны. Пол, выложенный черной керамической плиткой, дополняет строгую атмосферу монастырского собора-усыпальницы.

С южного фасада собора расположена шатровая колокольня. Нижняя её часть — столпообразная церковь Происхождения честных древ креста — построена в 1515 году.

К северу от собора находится трапезная с Зачатьевской церковью, поставленная Иваном Грозным в память умершей дочери Анны. Оба здания сооружены в 1551 г. Древним зодчим удалось блестяще сочетать суровый облик здания с удивительно изящным декоративным убранством, выполненным в виде незатейливого узора, напоминающего вышивку старинного русского рушника. На углу трапезной поставлена небольшая шатровая башенка-часовня, которая удачно дополняет архитектурный облик всего здания.

27

Вход в Покровский собор.
Вход в Покровский собор.

Ещё одним древним памятником монастыря являются Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года. Эти ворота уникальны по своей функции: они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года вернула памятнику первоначальный вид.

Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.

Этот монастырь мне очень понравился. Белоснежные стены и золотые шлемовидные главки очень хорошо смотрятся. Они сразу отсылают к стародавним временам. Хорошо вписались и рубленные избы для келий.

По ступенькам я взошел на высокую паперть. В храме было довольно много народа. Монашка за пюпитром заунывно читала что-то из жития святых. Люди стояли и молча слушали. Я прошел сбоку, чтобы осмотреть иконостас. На правой стене я увидел необычную икону. Это была большая икона, писанная на доске, на которой было темное изображение какой-то святой в полный рост. Я не смог разобрать имя святой, но, наверное, это была икона св. Софии.

Царь Василий III перестроил монастырь, чтобы заключить сюда в 1925 году свою бездетную жену Соломонию и беспрепятственно жениться на Елене Глинской. В монастырском заточении Соломония приняла имя София и позднее была признана святой.

Больше фото см. здесь - https://ok.ru/profile/554663728393/album/968693755401

Храмы Суздаля.

Я уже сказал, что сегодня в Суздале сохранилось около 30 зданий церквей. Это очень много для такого небольшого городка, как Суздаль. Даже в Пскове сохранилось около 40 зданий церквей. Но Псков – это областной центр, в котором живет около 180 000 жителей. А тут – районный центр Суздаль с 10 000 жителей!

За эти несколько дней я сумел увидеть только 22 здания церквей. Все они были в разном состоянии. Большинство были хорошо отреставрированы к юбилею города. Но другие были в плачевном состоянии.

1. Антипиевская и Лазаревская церкви.

-28

Эти церкви располагаются недалеко от Торговых рядов на улице Старой. Лазаревская церковь является старейшим каменным посадским строением и была возведена в 1667 году. Ее второе название: храм Лазаря Праведного Воскрешения. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь, возведенную в 1745 году.

2. Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи.

-29

Церковь Богоявления Господня — летний храм в Кожевенной слободе Суздаля, расположенный в низине на правом берегу реки Каменки. Дошедший до наших дней каменный храм построен в 1781 году. Рядом стоит зимняя церковью Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1739 оду.

3. Воскресенская и Казанская церкви.

-30

Церковь Воскресения на торгу, или Воскресенская церковь — летняя церковь на главной городской площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1720 году. Поблизости расположена парная ей зимняя Казанская церковь.

Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, или Казанская церковь — зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, построенная в 1739 году.

4. Ильинская церковь.

-32

Церковь Илии Пророка на Ивановой горе, или Ильинская церковь — приходской храм стоит в излучине реки Каменки, на противоположном берегу, почти напротив Суздальского кремля. Каменная Ильинская церковь была возведена в 1744 году на месте деревянной. В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался и небольшой зимний храм — церковь Иоанна Богослова. В первые годы советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.

Колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.

5. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

-33

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи — православный храм в центральной части Суздаля, построенный в 1720 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Расположен храм немного южнее Торговой площади на улице Ленина.

К сожалению, не сохранился каменный зимний храм в честь образа Спаса Нерукотворного, который был построен в 1734 году.

6. Козьмодемьянская церковь.

-34

Церковь во имя святых Косьмы и Дамиана на Яруновой горе, или Козьмодемьянская церковь — приходской храм, расположенный на левом берегу реки Каменки (ул. Красная Горка, 2).

Считается, что на этом месте епископ Ростовский и Суздальский Иоанн в конце XII века основал монастырь Космы и Дамиана.

Но уже в 1617 г. Косьмодамианская церковь значится приходской. В 1725 г. на месте деревянной была построена каменная церковь Козьмы и Демьяна, с каменной колокольней и оградой.

7. Кресто-Никольская церковь.

-35

Кресто-Никольская церковь (Церковь Николая Чудотворца) — православный храм, расположенный у северной части Торговых рядов. Является подворьем Казанского женского монастыря города Радужный. Храм построен в 1770 году.

Пока здание Никольского храма ещё не было построено, выбранное место освятили возведением часовни в честь Святого Креста. Отсюда и такое редкое название — Кресто-Никольская церковь.

В XIX веке западная часть Кресто-Никольской церкви была перестроена, к ней пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем.

8. Пятницкая и Входо-Иерусалимская церковь.

-36

Церковь Входа Господня в Иерусалим, или Входо-Иерусалимская церковь расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями Кремля, на берегу речки Каменки. Построена в 1702—1707 годах. Составляла единый архитектурный ансамбль вместе с расположенной рядом тёплой Пятницкой церковью и снесённой колокольней.

Церковь Параскевы Пятницы, или Пятницкая церковь была построена в 1772 году

9. Никольская и Христорождественская церковь.

Никольская церковь.
Никольская церковь.

Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) — православный храм, расположенный у крепостного вала в юго-восточной части Суздальского кремля. В древности на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, при ней существовал женский Никольский монастырь, упраздненный в начале XVIII в. После пожара 1719 года построена в 1720—1739 годах как летняя приходская церковь. Имеет парную зимнюю Христорождественскую церковь.

Христорождественская церковь.
Христорождественская церковь.

Церковь Рождества Христова или Христорождественская церковь построена в 1775 году как зимний храм. Эта трехчастная бесстолпная церковь сложена из кирпича и напоминает по форме жилой дом.

10. Петропавловская и Никольская церкви.

Церковь Петра и Павла.
Церковь Петра и Павла.

Церковь Петра и Павла — православный храм, построен в 1694 году. Расположен непосредственно у южного, главного входа в Покровский монастырь. Он расположен непосредственно напротив Святых ворот Покровского женского монастыря.

 Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая Чудотворца.

Рядом с летней Петропавловской церковью расположена зимняя церковь Николая Чудотворца или Никольская церковь. Она построен 1712 году.

Никольская церковь у Покровского монастыря является первой зимней церковью в городе Суздале, где на протяжении XVIII—XIX веков было построено немало «парных» храмов. Как и все зимние храмы, церковь имеет небольшие размеры и предельно лаконичное оформление.

Как и монастырь, храмы расположены на низкой луговой стороне реки Каменка, а центр города расположен на другом, существенно более высоком берегу. На этом высоком берегу, непосредственно напротив, расположен небольшой Александровский монастырь. C северной стороны, в некотором отдалении высятся стены большого Спасо-Евфимиева монастыря.

11. Смоленская и Симеоновская церкви.

Смоленская церковь.
Смоленская церковь.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — приходской православный храм. Храм был построен в 1696—1706 годах. Расположен он расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен Спасо-Евфимиева монастыря. В слободе Скучилиха, принадлежащей монастырю, в древности «скучивались» обозы пяти направлений: московские, юрьевские, ростовские, ярославские и шуйские. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы.

Церковь Симеона Столпника.
Церковь Симеона Столпника.

Рядом с ней в 1749 году была построена зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее на рубеже XVIII и XIX веков рядом с церквями построена отдельно стоящая колокольня с высоким шпилем в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его на центральной улице Ленина.

12. Цареконстантиновская и Скорбященская церкви.

Цареконстантиновская церковь.
Цареконстантиновская церковь.

Цареконстантиновская церковь или церковь царя Константина построена в 1707 году на месте деревянной церкви. Расположена она за Мемориалом "Вечный огонь" на торговой площади. Имеет парную зимнюю Скорбященскую церковь. В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь и вместо нее построена каменная церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Скорбященская церковь).

13. Тихвинская церковь.

-44

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Тихвинский храм) — недействующий православный храм, расположен на правом берегу реки Каменки. Храм, освящённый в честь Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в конце XVII века или начале XVIII века.

Тихвинский храм стоит на месте древнего Андреевского монастыря, разрушенного во времена польского нашествия. Каменный Тихвинский храм с престолом Андрея Первозванного был построен в Кожевенной слободе вместо двух более древних деревянных храмов — Петропавловского и Андрея Первозванного. К Тихвинскому храму примыкала шатровая колокольня и

Паперть с шатровой колокольней Тихвинского храма и теплый храм Андрея Первозванного были разрушены в 1930-х годах.

14. Успенская церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. В 1958 году ее отреставрировали, а спустя ещё полвека вернули православной церкви. В 2013 вновь была проведена реставрация, после чего Успенская церковь вновь открылась для прихожан.

Рядом вместо сгоревшей деревянной Афанасьевской церкви в 1719 году была построена каменная церковь св. Афанасия и св. Кирилла, патриархов Александрийских. Афанасьевская церковь была разобрана в 1926 году на строительные нужды...

В 1125 году князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль центром Ростово-Суздальского княжества. Город начал активно застраиваться, появилось несколько монастырей. Они стали отправной точкой для строительства храмов: вокруг каждого монастыря было свое подворье и церкви. Каждый монастырь старался превзойти другой в количестве и красоте зданий. Со временем Суздаль утратил свое политическое значение, зато приобрел статус религиозного центра. С XIV века тут разместилось Суздальское епископство.

Более тридцати каменных церквей на месте прежних деревянных построили в Суздале горожане — оловянники, кузнецы, купцы, огородники, гончары. Для храмов они отводили самое лучшее место, и все церкви старались сделать «не как у соседа».

28

Архиерейские палаты. Вдали – колокольня кремля.
Архиерейские палаты. Вдали – колокольня кремля.

Часто церкви в Суздале парные. То есть рядом стоят зимняя и летняя. В Суздале от несохранившихся монастырей тоже остались церкви. В конце XVIIIвека каждый пятый житель Суздаля состоял в купеческом сословии. А купцы были главными храмостроителями. Ну и относительно немного разрушили, и, наоборот, очень многое сохранили в советское время.

Вот поэтому в Суздале много церквей.

Ну и, конечно, вовремя спохватились и на заре советской власти создали Суздальский историко-художественный музей. Все это помогло сохранить исторический облик Суздаля с его прекрасными храмами.

29

-47

В течении нескольких дней, которые мы были в Суздале, под вечер мы возвращались в свой гостевой дом. Когда заходило солнце, я выходил на берег речки Каменки, садился на бревнышко и смотрел по сторонам. Прямо напротив хорошо просматривался Спасо-Преображенский собор. Справа были видны церкви Музея деревянного зодчества. А слева виднелись главки суздальских церквей.

Лепота…

Александр Антоненко, архитектор.