Приветствую Вас, друзья! В моей гостиной сейчас по-осеннему уютно: низкое солнце заглядывает в окна, тени от большого дерева играют на стене, а руки согревает чашка вкусного чая. Присаживайтесь поудобнее!
Сегодня предлагаю Вам приятную романтическую историю, а «по пути» мы узнаем, почему раньше ценились полотна на исторические (или мифологические, религиозные) сюжеты, а, портретистов или пейзажистов не считали самодостаточными художниками. Ну и конечно, я немного расскажу Вам об авторе этого красивого полотна – Николе Пуссене. Начнем?
Никола Пуссен уже при жизни был одним из самых известных французских художников, но что удивительно, жить и работать он предпочитал в Италии. И именно в Италии для него складывалось все как нужно. Он прибыл в Рим весной 1624 года, и удачно попал в окружение племянника папы Урбана VIII – кардинала Франческо Барберини. Там же он подружился с секретарем кардинала – Касьяно дель Позо – истинным ценителем искусства, невероятно образованным и начитанным человеком. Именно он поспособствовал продвижению Пуссена и знакомил его с потенциальными заказчиками и частными коллекционерами.
Пуссен смог целиком посвятить себя станковой живописи. Его картины превращались в пространство для размышлений. Вдохновляясь текстами античных авторов, он прятал в работы метафоры.
В Париже, куда он отправлял свои работы, его известность росла, и это заставило его вернуться. На отличную должность, нужно сказать – придворный живописец Людовика XIII Справедливого.
Но слава и почести, необходимости создавать огромные помпезные картины, а так же повышенная ответственность его угнетали, и он очень хотел вернуться в Италию. Что, в общем-то, и сделал: вернулся в Рим и остался там до самой своей смерти.
Ну а теперь давайте взглянем на картину. Нам не нужно знать сюжет, чтобы понять, что перед нами разворачивается какая-то мифологическая история, об этом нам открыто заявляет Купидон.
Но прежде чем я Вам расскажу, что здесь происходит, пару слов о выборе сюжета. Почему художники того времени (и не только во Франции, но и в Российской Империи вплоть до бунтарей-передвижников) чаще всего отдавали предпочтение большим полотнам на исторические сюжеты реальные или мифологические/религиозные. Этому есть довольно простое и банальное объяснение.
Основанная в 1648 году Королевская академия живописи сделала своей задачей установление правил и принципов искусства. Сейчас, в нашем веке эта идея кажется абсурдной, когда искусство, это в том числе и банан приклеенный скотчем к стене. Но тогда была создана жесткая иерархия: первое место – историческая живопись, тогда как портреты, пейзажи, натюрморты, жанровая живопись имели более низкий статус.
И хоть Академия появилась чуть позже написания этой картины, общий вектор был именно таким.
Такое положение вещей объяснялось просто – историческая живопись считалась более сложной и трудоемкой. Художник обязан был владеть своим мастерством виртуозно, ведь историческая живопись включала в себя и написание пейзажей (фон), и сложную композицию из людей/богов/животных (вот вам и жанровая живопись, портреты и анимализм), и зачастую натюрморты. То, что писали художники других жанров – считалось законченными полотнами (портрет, натюрморт), в то время как для исторической живописи это было лишь одним из элементов композиции. К тому же, художник должен был обладать развитым кругозором, ориентироваться в теме, так сказать. Одним словом, весь соткан из достоинств.
Государство (в лице короля, зачастую) заказывало именно такие «возвышенные» картины, прославляющие великие подвиги, рассказывающие поучительные истории посредством мифов, наставляющие на путь истинный через религиозные сюжеты.
Ну вот теперь, давайте полюбуемся прекрасной парочкой. Беглый анализ, как учились с Вами в прошлый раз.
Женщина наклонилась над воином, уснувшим у подножия дерева. Может он умер? Нет, посмотрите на его правую руку, видно, что он мирно заснул в такой позе. Он облокотился на доспехи, рядом покоятся его меч и шлем.
Женщина стоит на коленях, ее рука дотрагивается до руки молодого человека. Она делает это очень нежно, стараясь не разбудить его. Посмотрите на ее лицо, ее взгляд полный внезапно вырвавшейся нежности направлен на него. Художник очень чутко это передал.
Но погодите-ка! Что это у нее в правой руке? Это кинжал! Рука ее отведена, она как будто секунду назад замахнулась, стремительность этого движения показывает и ее одежда, развевающаяся за плечами. Маленький крылатый Купидон изо всех сил удерживает эту руку, готовую нанести смертельный удар спящему воину.
Сюжет усложнился, тут нам нужна подсказка.
Пуссен скрупулезно пересказывает нам историю, рассказанную Торквато Тассо (1544-1595) в песне XIV поэмы «Освобожденный Иерусалим»
(…) И вот Армида
Спешит к нему для совершенья мести.
Когда ж она перед собою видит
Лицо в оцепененье мирном, губы,
Согретые улыбкой, и глаза,
Сверкающие даже через веки,
В ней гаснет гнев: она, не отрываясь,
Красе его дивится (…) это сердце,
По твердости подобное алмазу,
До той поры холодное, как лед
Вдруг тает и смягчается, покорно
Огню мятежной страсти отдаваясь».
История развивается в эпоху первых крестовых походов (нужно сказать, что автор сильно романтизирует и вводит в нее вымышленных персонажей).
Колдунья Армида, сарацинка, проникла в лагерь рыцарей и замыслила убить Ринальдо – крестоносца. Движимая жаждой мести, она уже была готова нанести роковой удар. Но тут вмешалась Любовь.
Именно ее олицетворяет маленький Купидончик. В тот самый момент, когда должно было случиться непоправимое, взгляд ее падает на рыцаря, и она влюбляется. Она, никогда не ведавшая этого чувства, приходит в смятение! Еще секунду назад, готовая убить, она поддается внезапному порыву прикоснуться к нему.
Понятное дело, что большинство из нас не знает этот сюжет, он не так чтобы известен в современном мире (это Вам не Зевс и Даная, или Леда и Лебедь, о которых я в прошлый раз рассказывала). Но чтобы догадаться что происходит, нам в принципе это и не нужно. Тут какой-то густой коктейль из ненависти, жажды убийства и внезапной любви.
Армида захвачена этим новым чувством и потеряла контроль над собой. Она, обольстительница, погубившая не одного мужчину, впервые сама попала под подобные чары. Все ее тело еще застыло в воинствующем порыве, но взгляд… Волна нежности утопила всю ярость – она не причинит ему вреда. Обратите внимание на пейзаж – холм за спиной Армиды тоже напоминает ниспадающую волну. Все успокаивается.
Колдунья Армида создаст для своего возлюбленного волшебный дворец, где он попавший под ее чары будет отлично проводить время, пока его друзья, рыцари-крестоносцы, не найдут его и не приведут в чувства (напомнят куда они и зачем шли). Армида, лишенная своего возлюбленного, озлобится и соберет армию против христиан и самого Ринальдо. Но любящий Ринальдо сумеет это предотвратить, смягчить ее сердце и уговорить принять христианство. Что она и сделает. Конец.
Это если очень кратко. Но Вам же хотелось узнать, чем дело кончится? :)
Надеюсь, Вам понравилась картина, которая, невероятно эротична помимо всего прочего. Замечательная иллюстрация этого самого «шага», который разделяет любовь и ненависть. А в нашем случае наоборот.
Благодарю Вас за внимание! Подписывайтесь и заглядывайте в мою гостиную в следующий четверг!
С уважением, госпожа N.