Иногда встречаются невыносимые люди. Встреча с ними происходит неожиданно, быстро, задевает по касательной, но потом долго вспоминается. И думаешь: божечки, кто-то же с этим человеком живет рядом каждый день?
В Шуе были в Соборе. Красивый, как я уже писала, просторный, днем в субботу был практически пустой. Пока я бродила по нему, слышала, что где-то вдалеке разговаривает ребенок. Такой, знаете, звоночек звенит где-то у входа, там, где церковная лавка.
Когда направилась к выходу, стала свидетелем сцены. Молодая женщина с девочкой лет 5-6-ти: женщина убирает что-то в сумочку, копается, девочка носится вокруг со свечкой в руках, беспрестанно и очень звонко говорит. Я понимаю, что всё это время я слышала её. "Мам, мам, а это, мам? А это зачем, мам? А это куда?" - короче, очень подвижная девочка.
Сбоку к женщине подходит мужчина, не глядя на неё, крестится, глядя на иконы. И тут женщина говорит дочке громко: "Смешной дядя, да, Настенька? Тебе сделал замечание, а сам шапку-то снять забыл! А ведь в храме находится!" Мужчина мгновенно раздражился (я сейчас понимаю, что у них диалог случился ещё до того, как я их увидела), сморщился, махнул рукой: "Ой, женщина, прекратите!" Ушёл в сторону церковной лавки.
А женщина стоит на пороге храма и громко продолжает говорить: "А не надо меня затыкать! В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает! Замечания делает! Это надо додуматься - ребёнку замечания делать! Ребёнок с матерью вообще-то, мне делайте замечания, ребенку не надо! А то выступает! Ну вы подумайте! Как можно вообще! В храме себя так вести! А сам-то шапку не снял! А ребёнку замечания делает!.."
При этом женщина выдаёт свою тираду, девочка бегает вокруг неё со свечкой и не переставая говорит-говорит-говорит. И я, тоже находясь в храме, думаю: "Господи, да замолчат они или нет?!" - и похихикала от всей этой ситуации и от моего обращения "наверх". Уж не знаю, что там мужчина в шапке сказал девочке-болтушке, но реакция мамы показалась мне в любом случае чрезмерной. Особенно с учётом места, в котором они находились.
А потом вот ещё что подумала. Почему-то часто вижу, что церкви, храмы - это территория какой-то напряженности. Когда Соня была маленькая, на пороге церкви какой-то батюшка отчитал её и меня за то, что ребенок неправильно сложил персты для крестного знамения. Не показал, не посоветовал, а именно отчитал. Серёжа в церкви как-то громко чихнул, старушка, которая присматривает за свечками, так зло цыкнула на него, что я обалдела. А сама я как-то была в церкви, ставила свечки за здоровье, и свечка у меня постоянно норовила упасть. Другая старушка, мелкая и очень деловая, отпихнула меня бедром и, закатив глаза в недовольстве, пристроила мою свечку (хотя та потом всё равно чуть не упала).
Всё бы ничего, но это же как бы храм божий. Место молитвы и разговора с Богом. Но я замечаю, что для тех, кто там обитает постоянно, это зачастую уже рутина, которая ничем не отличается от жизни, протекающей за стенами храма. Не то чтобы я расстраиваюсь из-за этого, а просто каждый раз мне немножко неуютно. Я и так в храме не знаю, как повернуться, как и что сделать, чувствую себя на чужой территории, прихожу просто побыть, так ещё и эти цыканья и недовольство... С другой стороны, всегда помню, что человек слаб, и все эти бабулечки и сердитые батюшки - обычные люди.
А сценки типа той, которую я ухватила в храме в Шуе, я теперь запоминаю и даже записываю (вот как сейчас), в сценарном творчестве всё пригодится:)