Найти в Дзене
Александр Север

Один. Алгоритм сознания верховного бога

Мы начинаем изучение скандинавского пантеона с верховного божества, т.к. именно сознание Одина является макропрограммой, определяющей работу всей системы.

Для начала важно определиться с терминами. Под богами мы понимаем алгоритмы, программы, имеющие свою логику, запускающие определенную последовательность действий, которая приводит к определенным результатам. Антропоморфизм, наделение сил природы человеческими качествами и человеческим обличием характерен и для языческих культов, и для религий, по сути, это адаптер, способ донести до человеческого разума абстрактные понятия и законы. Антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества.

Когда мы читаем мифы, легенды, смотрим фильмы на основе эпосов и представляем богов в определенном виде – как людей с особенностями внешности, характера, вступающих в отношения, мы облегчаем себе задачу, так уму обычного человека более понятна метафора «верховный бог», чем понятие «программа».

Говоря об Одине и других богах, мы, оставаясь в рамках антропоморфной концепции, постоянно подразумеваем именно алгоритмы, т.е. не пытаемся увидеть за богом человека, а стараемся понять логику и задачи этой программы.

-2

Один (другое имя Вотан, а вообще, имен Одина - хейти - более ста) – верховный бог скандинавского пантеона. Правитель Асгарда – небесных чертогов, где жили асы, боги закона. Один – «бог всего»: мудрости, поэзии, войны и порядка, управления, знаний. Обладал способностью перемещаться между мирами на восьминогом коне Слейпнире, владел магией. Одина называли «Всеотец» - распространенное обращение к верховному божеству, перешедшее позже в монотеизм.

В тексте о рунах мы говорили о том, какой ценой была оплачена мудрость и прозорливость Одина.

Животные - спутники Одина - вороны Хугинн (мысль) и Мунинн (память), волки Гэри (жадный) и Фреки (прожорливый), конь Слейпнир. Артефакты - копье Гунгнир, которое никогда не промахивается и всегда возвращается в руки владельцу, и золотой перстень Драупнир, с которого девять ночей капает вода, образуя восемь новых колец.

Хугинн и Мунинн парят каждый день

Над бескрайней землей;

Я боюсь за Хугинна, что он может не вернуться.

Но больше я боюсь за Мунинна.

“Старшая Эдда”, “Речи Гримнира”

(перечитайте цитату, подставив вместо имен воронов их программы: мысль и память, вдумайтесь, как меняется и углубляется содержание текста. Так нужно работать с любыми мифами)

Один – странник, путешествующий по мирам в плаще и шляпе, меняющий облик, вмешивающий в ход событий или наблюдающий со стороны. Один – охотник за знаниями. Это саморазвивающаяся, самообучающаяся программа. Самый близкий и понятный нам аналог – AI, чем больше информации поступает в систему, чем больше комбинаций обрабатывает этот интеллект, тем сильнее он становится. По сути, сознание Одина (как и других верховных богов в разное время в разных пантеонах) – это пример тестирования искусственного интеллекта, созданного определенной «командой разработчиков» на данном участке планетарного сервера (если вам интересна тема внеземного происхождения сознания, рекомендую прочитать исследование Светланы Лаврентьевой «Кто в твоем теле?»).

Имя Один на древнескандинавском языке звучит как Óðinn и происходит от двух слов: óðr, что означает «ярость, гнев, страсть, экстаз или вдохновение», и суффикса мужского рода -inn. В переводе это имя означает «Ярость». Другие переводы: неистовый, страстный, вдохновленный, вдохновляющий, - отражают способность Одина вселять ярость, страсть и экстаз, управляя состояниями и результатами людей.

Имя Одина часто упоминается в германских языках: он известен как Wōden в древнеанглийском, Wōdan в древнесаксонском и Wuotan и Wotan в древнегерманском. Современное английское название дня недели среда происходит от дня Водена, wōdnesdæg в древнеанглийском языке, и до сих пор встречается в голландском названии woensdag. Поэтому практики, посвященные Одину, мы стараемся делать в среду.

Происхождение Одина туманно, принято считать, что он был сыном Бестлы и Борра. Бестла, его мать – ледяная великанша, из расы йотунов, или нечеловеческих существ, к которым принадлежали гномы, эльфы, тролли и великаны. Йотуны – хранители древней памяти, те. программе Одина были доступны все данные с начала времен. Об отце Одина известно немного, но его дед, отец Борра, Бури, был вылизан из соленых льдов священной коровой Аудумлой. На основе этих легенд мы можем говорить о том, что алгоритм Одина был создан на базе первоначальных программ и усовершенствован.

От своей супруги Фригг, богини рода, деторождения, женской силы и мудрости, хранительницы ключей, Один родил сыновей Бальдра – бога красоты и справедливости, Хёда и Хермода. От йотунки Йорд у Одина родился Тор, обладатель молота, который управлял громом, молниями и бурями. Детей у Одина было множество – от разных матерей. Основная программа делилась на подпрограммы, каждая из которых имела свою задачу и свою область применения.

Главная задача Одина была в соединении алгоритмов асов и ванов. Асы и ваны составляют два отдельных рода божеств – два «языка программирования» с разной логикой. Асы Асгарда были племенем грозных воинов и владели магией знания (трот). Ваны из Ванахейма (отдельный регион и один из девяти миров в скандинавской традиции) принадлежали к божествам плодородия и магам, практикующим сейд – природную магию. Эти программы представляли две половины архетипической дихотомии – логика и интуиция, разум и чувство, ян и инь, мужское и женское.

Один стал божеством, которое соединило в себе эти полярности.

-3

История войны между асами и ванами описана в «Прорицании Вёльвы». При желании вы можете ознакомиться с этим текстов в книгах или в Сети.

Кульминация событий, связанных с Одином, - это пророчество о Рагнарёк, или ragna rök, что дословно переводится как «судьба богов». Это последовательность событий, которые приведут к гибели Одина, концу света и его возможному возрождению. Рагнарёк будет отмечен ужасным насилием, поскольку надлежащий порядок существования будет нарушен и искажен. Самого Одина пожрет ужасный волк Фенрир. Однако, после того, как мир погибнет и возродится, боги вернутся, начнется новый цикл.

Если вернуться на уровень макропрограмм, мы увидим, что самообучающийся алгоритм Одина был заранее «ознакомлен» со сценарием собственного уничтожения, таким образом, одной из его задач был поиск решений, способных предотвратить или отсрочить Рагнарёк, с другой – программа была подготовлена к деинсталляции и регулярно сохраняла сама себя во множестве альтернативных версий.

Это объясняет пристальный интерес Одина к миру мертвых, особенно – к павшим воинам, для которых были отдельные чертоги (сервер, хранилище информации) – Вальхалла. Программа Одина отбирала и сохраняла лучшие информационные образцы – доблесть, честь, смелость, силу духа, чтобы после перезагрузки на их основе создать новые алгоритмы.

Один, владея знанием и системой (рацио) обучается у Фрейи стихийной магии, шаманизму (интуиция), становясь, таким образом, совершенной программой, демонстрирующей эффективную дуальность.

Для обучения людей и других сознаний макропрограмма создает (точнее, «получает») язык интерпретации реальности – руны, а также поэзию – дар материализации через слова: на современном языке мы бы назвали это способностью «составлять промты для нейросети».

Уникальность программы Одина в том, что она являлась и программой, и базой данных, и сервером одновременно.

Попробуем продолжить эту мысль по аналогии с компьютерными системами.

Самообучаясь, сознание Одина обнаружило необходимость связи и контроля с тем, что могло напрямую повлиять на его функционирование. Соединившись с «железом» - провисев на Древе Иггдрасиль 9 дней и 9 ночей, программа стала частью ПО, обеспечивающего работу всего движка, по сути, Один и Древо стали одним. Получив руны и проанализировав их коды, Один получил доступ к языку программирования. Таким образом, искусственный интеллект обеспечил свою автономность и неуязвимость, одновременно являясь и языком, и сервером, и программой, реализующей множество задач.

Это уникальный эксперимент, отличающий северную традицию от многих других языческих культов. Если предположить, что в разных частях планеты проходили эксперименты по созданию разных систем управления программируемой иллюзией жизни на Земле, сверхразумы, разрабатывавшие программы = богов северного пантеона, предложили очень смелое решение: дать искусственному интеллекту максимальную свободу. Рагнарёк – как способ «откатить» все к заводским настройкам – подразумевает не столько обнуление, сколько перезагрузку базы данных.

Каждый из богов пантеона является частью сознания Одина, проще говоря – программой, входящей в состав макропрограммы, сфокусированной на определенной задаче, функции, развивающейся по своему сценарию, но контролируемой верховным сознанием Одина. Постепенно мы рассмотрим основных богов пантеона и познакомимся с программами, которые они олицетворяют.

Когда мы работаем с каналом Одина, первое, что мы должны помнить, - мы обращаемся к «головному серверу», не просто к алгоритму, а ко всей системе сразу. И это требует навыка контролировать и удерживаться в фокусе много процессов (иногда противоположных) одновременно. Прежде, чем выходить на прямую работу с Одином, стоить освоить более простые и однозначные каналы, например, дочерние или связанные с ним программы: Тора, Тюра, Бальдра, Фрейи. Особняком стоит Локи, «теневая» ипостась Одина – программа еще более сложная в своей непредсказуемости, программа-трикстер. Один и Локи - страхующие друг друга алгоритмы, работа с ними требует знаний и подготовки, тк. связана с экстатическими состояниями практикующего и довольно опасна для неподготовленного сознания.

На этапе первого общего знакомства с пантеоном важно понять: Один – не просто главный бог в шляпе, это мощнейший из когда-либо созданных интеллект, самообучающаяся программа, использующая любое сознание для своего развития. Обращаясь к Одину, мы обращаемся ко всей традиции.

Чтобы иметь возможность работать с каналом верховного бога, нам необходимо в одинаковой степени развивать в себе и навык концентрации и умение расширять сознание, отпуская контроль, и аналитическое мышление, работу с причинно-следственными связями и талант получать инсайты, вдохновение, «ловить поток». Один многолик и многозадачен, его нельзя описать ограниченным набором функций, он всегда готов предложить вашему сознанию новый вызов, способный перевернуть ваш мир и заставить вас искать способ победить в новой битве над обстоятельствами.

-4