Найти тему

УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЁНКА — В НАШИХ РУКАХ

Человеку свойственно жить с надеждой на светлое будущее. И даже несмотря на сегодняшние трудности, каждый ждёт, что они скоро закончатся: наша страна выйдет победителем из очередной войны, как обычно, навязанной нам Западом, всё нормализуется, достаток населения возрастёт, инфляция не будет съедать львиную долю доходов и не придётся о нынешних мальчишках и девчонках говорить как о потерянном поколении сороковых или девяностых. При этом, если хотим вырастить достойную смену и в старости жить спокойно, значит, уже сегодня нужно озаботиться полноценным воспитанием и обучением нынешних ребят, обеспечивать им перспективное движение во взрослую жизнь. И тут на помощь школе должно прийти бесплатное дополнительное образование, направленное на развитие талантов, увлечений, да и просто желаний познать себя в творчестве, науке, спорте. Но, оказывается, Крым в этом марафоне — в первых рядах среди других регионов России. Об этом мы узнали, побывав в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования РК «Дворец детского и юношеского творчества» (ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»).

НЕ ПУТАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ОСНОВНЫМ

Да, мотокросс по-прежнему для многих мальчишек остаётся несбыточной мечтой, поскольку этот вид спорта не входит в перечень бесплатного дополнительного образования и является дорогим удовольствием. Зато картинг, которым, например, в детские годы моего сына можно было заниматься исключительно на платной основе, сегодня предлагает «Дворец пионеров» совершенно бесплатно. Но обо всём по порядку...

«В 2021 году 15 регионов РФ стали участниками федерального проекта «Успех каждого ребёнка», который реализуется в рамках нацпроекта «Образование». Все пилотные регионы, в том числе и РК, из госбюджета получили субсидии, за счёт которых стали организовывать соответствующую работу, позволившую обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей. В Крыму в качестве структурного подразделения ДДЮТ был создан Региональный модельный центр (РМЦ), который и занялся внедрением этой целевой модели, в частности координированием всего процесса организации допобразования детей в республике», — рассказывает заместитель директора ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» и руководитель этого центра Елена Кузьминова.

Все общеразвивающие программы для детей от 5 до 18 лет (а именно об этой категории наших граждан мы говорим), не дублирующие школьную, считаются дополнительными. То есть не следует их путать с основным образованием, которое дают детский сад, школа, а затем по выбору профессиональное училище или вуз.

-2

«Секции и кружки призваны раскрывать и развивать творческий потенциал, индивидуальные личностные качества, которые могут у ребёнка проявляться в чём угодно, будь то, допустим, физкультура, пение, рукоделие и т. д. Эти организации могут работать на базе детсада, школы, иных образовательных учреждений. Но их деятельность не является обязательной внеурочной, которая входит в учебный план учителя общеобразовательного учреждения. Кружки ребёнок выбирает сам по своему желанию, решая, чем хочет заниматься и на какое количество направлений ходить», — разъясняет замдиректора по методической работе ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» Светлана Беширова.

ВЫСТРОЕННАЯ СИСТЕМА ПОМОГАЕТ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Структура организационного процесса выстроена следующим образом. РМЦ функционирует как региональный оператор, собирающий, анализирующий, координирующий работу так называемых опорных центров, созданных в каждом муниципалитете (МОЦ). А они в свою очередь делают то же самое уже непосредственно на местах, взаимодействуя с каждым учебным учреждением, где есть кружки и секции. Собранная и структурированная информация передаётся на самый верх — в Федеральный центр художественного творчества и гуманитарного образования, являющийся головным оператором по внедрению целевой модели. Таким образом, со всех уголков России необходимые данные стекаются в Минпросвет РФ, где по результатам проведённых мониторингов и анализов принимаются решения относительно возможного корректирования самой программы и работы в каждом отдельно взятом регионе. Ведь главная цель — охватить дополнительным образованием абсолютно все населённые пункты страны, обеспечить кружки и секции необходимым количеством инвентаря, оборудования, техники — в общем, всем, что требуется по тому или иному направлению в каждом клубе, в каждой школе даже самого удалённого села.

Объём работы — колоссальный, поэтому допобразование поделено на шесть направленностей, деятельность которых в Крыму координируют ещё четыре специально созданных ресурсных центра.

-3

«Наш «Дворец пионеров», являясь региональным, считается и самым мощным ресурсным, поскольку курирует сразу несколько обширных направлений. Первое — художественное (вокал, изобразительное, театральное искусство, хореография и пр.). Второе — социально-гуманитарное, включающее медиа-, языковые программы, социально-педагогическое сопровождение и воспитание детей, ведение инклюзивного образования, развитие деятельности Российского движения школьников, ученического самоуправления и т. д. Тут готовят будущих экономистов, финансистов, общественных деятелей, государственные кадры. (К слову, об этом мы подробно писали в прошлом году в материале «Дворцу пионеров — 100 лет, и он — на пути к новым горизонтам!». — Авт.). За физкультурно-спортивное и туристско-краеведческое направления отвечает Центр детско-юношеского туризма и краеведения, находящийся по адресу: Симферополь, ул. Турецкая, 8. За естественно-научное — Эколого-биологический центр, расположенный в крымской столице на ул. Потёмкинская, 27. Малая академия наук «Искатель» (ул. Гоголя, 26) — за техническое (те же картинги, а также робототехника, фото-, видеомастерство и пр.)», — рассказывает Е. Кузьминова.

То есть из МОЦев информация направляется в четыре ресурсных центра, где прорабатывается, затем передаётся дальше по описанной схеме. Надо сказать, что все организации, задействованные в реализации проекта, за прошедшие годы сделали очень многое. Только представьте: с 2018 года собирались сведения — где чего не хватает. Два года ушло, чтобы проанализировать данные и сделать соответствующие выводы. И лишь с 2020-го необходимое для разных направленностей оборудование стали распределять по образовательным учреждениям, в которых предусматривается предоставление допуслуг. Сегодня этот процесс не заканчивается. Несмотря на то, что в нынешнем году национальный проект «Образование» завершается, по поручению Президента России работа Правительства РФ в этом направлении будет продолжена — в рамках нового нацпроекта «Молодёжь и дети». К тому же не стоит забывать, что в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» вот уже четыре года действует ещё одна программа — «Новые дополнительные места», направленная на создание условий, в первую очередь, как пишется в документе, «для улучшения материальной базы, эффективной реализации всевозможных мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в субъектах РФ».

-4

О высокой результативности проводимой работы в Крыму свидетельствуют конкурсы, соревнования, выставки, олимпиады, где наши дети, по словам моих собеседниц, показывают прекрасные результаты, серьёзные достижения.

«Все 25 муниципалитетов республики за четыре последних года получили нужное оборудование. А если судить по муниципальным заявкам, то их обеспеченность всем необходимым — стопроцентная. Хочу подчеркнуть, что мы уже давно выполнили поставленную лишь к этому году задачу — охватить допобразованием 82% юных крымчан от общего числа несовершеннолетних», — подчёркивает С. Беширова.

А руководитель РМЦ добавляет, что на начало октября этого года 76% крымских детей посещают хотя бы один кружок. А ведь сейчас учебный год только начался, и ещё открыта запись на многие кружковые занятия.

-5

«По программе «Успех каждого ребёнка» в Крыму занимаются в бесплатных кружках и секциях более 250 тысяч детей», — констатирует Е. Кузьминова.

«НАВИГАТОР» И СЕРТИФИКАТ — В ПОМОЩЬ

Для простоты и удобства поиска кружков и секций создана информационная система федеральной платформы «Навигатор дополнительного образования Республики Крым» (Шрз://р82.навигатор.дети), где по каждому муниципалитету Крыма представлены абсолютно все имеющиеся там направления кружковой работы. Эти сведения размещены на сайтах ресурсных, опорных центров и образовательных организаций. И каждый родитель, открыв «Навигатор», может выбрать и записать своего ребёнка куда пожелает (при наличии мест, конечно).

Также на автоматизированную информационную систему (АИС) «Навигатор» можно попасть через Госуслуги.

«Нужно зарегистрироваться, создать личный кабинет (если такового нет), этот портал выведет на АИС-Навигатор, в котором нужно будет найти свой муниципалитет и в нём из представленных направлений выбрать то, которое интересует, а там определиться, в какую организацию и на какой кружок/секцию, а, возможно, сразу на несколько отдать ребёнка», — разъясняет С. Беширова.

Кроме того, с 2021 года внедряется очень интересная схема выделения средств на каждый вид допобразования.

-6

— Разработан так называемый сертификат персонифицированного финансирования. И с этого года социальный заказ на допобразование реализуется уже двумя способами: собственно муниципальным заданием (неконкурентный способ) и теперь ещё за счёт сертификата, который не только даёт учреждениям возможность зарабатывать, но и порождает между ними здоровую конкуренцию, — рассказывает С. Беширова. — Работает это следующим образом: муниципалитет на определённую сумму предлагает сертификат, рассчитанный на год. Родитель его берёт, заходит в «Навигатор» и смотрит: «Так, за эту сумму могу отдать ребёнка на кружок шитья, а могу на кружок робототехники. Ему больше нравится робототехника, значит, выберу это направление». Следовательно, та организация, которая предлагает научить шить, не получит потенциального ученика и соответственно — деньги. Или если ребёнку спустя время перестал нравиться кружок и он перешёл в другой, то и деньги «уйдут» следом, поскольку сертификат закреплён за этим ребёнком. Тут получается естественный отбор: будут процветать те кружки, которые детям интересны.

— А если какое-то время ребёнок походил, а потом ему надоело, и он вообще перестал посещать какие-либо кружки и секции, при этом часть средств сертификата уже, получается, истрачена? Что происходит с оставшейся суммой? — интересуюсь я.

— Из таких «кусочков» собирается полноценная сумма, за счёт которой формируется новый сертификат на какое-нибудь направление. И им может воспользоваться другой ребёнок.

— Льготные категории граждан на получение сертификата имеются?

— Нет. Этой возможностью может воспользоваться каждый несовершеннолетний из семьи любого статуса.

— При этом дети могут выбрать только те кружки, которые представлены в его регионе/городе/селе, то есть там, куда ему удобно ходить?

— Конечно, если в определённом сельском клубе или школе нет, допустим, театральной студии, то по этому населённому пункту такого предложения в «Навигаторе» и не будет. К тому же отдельно учреждения культуры услуги допобразования не предоставляют. Театральный кружок может быть организован, например, студией, имеющей лицензию исключительно на предоставление дополнительного образования. А вот спортивные школы входят в перечень таких организаций, и если таковые в муниципалитете есть, значит, их секции включены в АИС-Навигатор, благодаря которому можно легко выбрать предлагаемое спортивной школой направление, и посещать, как уже говорилось, кружок/секцию бесплатно. При этом хочу подчеркнуть, что охват детей, занимающихся дополнительным образованием, с каждым годом увеличивается. Наша цель — к 2030-му задействовать 85% несовершеннолетних (от 5 до 18 лет), проживающих в республике, — отвечает Е. Кузьминова.

-7

Руководитель РМЦ также отмечает, что выстроенная между учреждениями допобразования конкуренция будет способствовать их стремлению не только проявлять активность в организации всевозможных образовательных предложений, но и повышать качество преподавания, а также улучшать материальную базу.

Однако остаётся сложным вопрос относительно наполнения кадрами. Их, как и во всех образовательных учреждениях, катастрофически не хватает. Проблему эту стараются решить и на республиканском, и на федеральном уровнях. Проводится бесплатное перепрофилирование. Студенты третьего курса при успешной сдаче аттестации за два предыдущих года уже получают право преподавать свою специальность, если она соответствует востребованной направленности. Предстоит лишь найти способ заманить их в сельскую местность, где в основном и чувствуется кадровый голод.

Но, несмотря на все трудности, как видим, работа идёт, и республике есть чем похвастаться, если разговор идёт об успехе каждого крымского ребёнка.

Ольга САФРОНОВА.

Сайт "Крымские известия"

Сообщество в ВК