Каждая эпоха пропагандирует собственные идеалы. Век XIX не преминул подготовить почву для новой философии, получившей название «нигилизм». Картина «Нигилистка» написана французским художником Полем Мервартом в 1888-м году.
Измученная допросами и заключением девушка лежит на низкой скамье, застеленной старой соломой. Судя по измождённому виду, обессилевшая узница страдает от какой-то болезни. Полуоткрытый рот говорит о затруднённом дыхании. Руки некоторое время назад разрывали ворот рубахи. Теперь сознание оставило несчастную, и она погрузилась в тяжёлое забытьё, граничащее с бредом.
Холодная мрачная камера напоминает каменный мешок, выход из которого не представляется возможным. Кроме неудобного арестантского ложа в темноте можно разглядеть только большой керамический кувшин грубой работы. В отворённой настежь двери маячат две фигуры. В первом посетителе угадывается вооружённый конвоир. За ним следует человек в штатском. Возможно, это доктор, приглашённый на осмотр захворавшей героини.
В основе нигилистического учения лежало отрицание общепринятых норм и правил. Ценности, сформированные веками, ставились его адептами под сомнение. Приверженцы радикальной концепции способствовали распространению протестных настроений, и, как следствие, революционных идей. Ряды вольнодумцев пополнялись студентами университетов и курсистками, большинство из которых принадлежало к устойчивому среднему классу.
Сегодня полотно хранится в частной коллекции.