"Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении"
Контекст
В ноябре 1934 года каталонский художник Сальвадор Дали вместе с женой и муза Галой отправился за океан на открытие своей второй выставки в Америке. К этому моменту он находился на пике своей карьеры: нашел свой круг единомышленников — сюрреалистов, снял культовую короткометражку "Андалузский пес", написал более сотни полотен, включая самую известную - "Постоянство памяти", а также создал свой первый арт-объект — "Женский ретроспективный бюст". Его работы регулярно выставляются в Париже, Лондоне и даже Нью-Йорке, и хотя критики называют их "застывшими кошмарами", это не мешает им отлично продаваться.
На этой волне успеха живописец покоряет Нью-Йорк: он дает многочисленные интервью, читает три лекции о сюрреализме в Музее современного искусства и других местах, где произносит знаменитую фразу "единственная разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший", даже попадает в скандал (но об этом в другой раз). Неожиданно в орбиту его внимания врывается настоящая суперзвезда и самая богатая женщина Америки - Мэй Уэст: актриса, певица, драматург, секс-символ, известная своим эпатажным образом жизни. Ее образ повсюду: в газетах ее фотографии и фразы вроде: "Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?", на билбордах и стенах домов афиши с рекламой кино, где она выступает не просто в главной роли, но и сценаристкой. Особый интерес у художника вызывает романтическая комедия "Она обошлась с ним нечестно", ставшая адаптацией к ее же суперуспешной пьесе "Бриллиантовая Лил", шедшей на Бродвее с 1928 года.
Работы и арт-объекты, переосмысляющие части женского лица
Лицо-иллюзия
По мотивам постера этого фильма художник создает небольшую графическую работу 30х21 см, гуашью на бумаге, которая позже войдет в цикл "Паранойя и война". На этом изображении художник лепит из лица героини сюрреалистическую декорацию, используя черты лица актрисы в качестве мебели и декоративных мотивов, он воспроизводит типичную обстановку американской квартиры того периода. Волосы и серьги становятся портьерами, шея — ступенями, глаза — картинами, нос — камином, а губы — креслом. В 1972, когда Сальвадор Дали готовил к открытию собственный дом-музей, ему пришла идея сделать это изображение в виде инсталляции в натуральном размере. Эту задумку в виде комнаты-иллюзии удалось осуществить с помощью близкого друга, испанского архитектора и дизайнера Оскара Тускетса.
Губы-диван
В 1937 году итальянский модельер и подруга художника Эльза Скиапарелли представляла новую губную помаду в цвете "Шокирующий розовый". К этому событию художник подарил бутику Скиапарелли розовый диван-губы в этом самом оттенке, который стал лучшей рекламой косметической новинки. Впоследствии диван был приобретён меценатом и собирателем картин Дали — англичанином Эдвардом Джеймсом.
В 1974, когда был открыт музей Дали, диван из полиэтилена хотели производить массово на фабрике BD Barcelona. Однако из-за технологических ограничений он стал тиражироваться только спустя 15 лет после смерти Дали, в 2004 году, когда Тускетсу на тот момент было 75 лет.
Губы-украшение
В 1941 году благодаря американской издательнице Каресс Кросби произошла встреча художника с итальянским дизайнером Фулько ди Вердюра. Вместе они подготовили серию ювелирных украшений в стиле ар-деко, которые были показаны на различных выставках, получили хорошие отзывы, но дальше дело не пошло.
В 1950-е годы Дали решил вернуться к ювелирному делу: он мечтал о сложных ювелирных проектах, где будет использовано большее число камней и более смелые формы.
Его желание осуществилось с благодаря бразильскому дирижеру и ювелиру Карлосу Алемани. Они сотрудничали до 1971 года, создавая украшения из драгоценных камней, привезённых из Конго. Дали придумывал дизайн и подбирал материалы, фокусируясь на цвете, форме, ценности материала и символических значениях. Так появилась брошь из рубинов и жемчужин, которую Дали посвятил уже другой американской актрисе и танцовщице Полетт Годар, возлюбленной и музе Чарли Чаплина и Эрика Ремарка. Прототип броши, изготовленный в начале 1950-х годов Алемани, хранится в Театре-музее Дали в Фигерасе, а несколько реплик, произведённых по эскизам мастера другим ювелиром Хенриком Кастоном в 1970–1980-х годах, можно встретить на аукционах.
"Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя поставить на стол или на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение"
Губы-духи
В начале 1980-х французский менеджер по экспертным закупкам Жан-Пьер Гривори предложил рынку селективной парфюмерии оригинальную идею: он решил создать аромат, связанный с конкретным именем человека искусства — "аромат художника". Гривори хорошо чувствовал связь между искусством и парфюмом, а также был страстным поклонником творчества Сальвадора Дали. Он связался с художником, предложил тому создать духи с его именем, разработать форму флакона и вдохновить компанию на создание первого аромата. Основой для дизайна флаконов послужили фрагменты картин и скульптур испанца. Для первого парфюма сюрреалист выбрал фрагмент картины "Явления лица Афродиты Книдской", созданный на смерть музы, жены и самого близкого человека — Галы Дали.
17 декабря 1982 года художник подписал контракт, предоставляющий компании Жан-Пьера Гривори право эксклюзивного использования его имени в парфюмерии по всему миру. Лимитированная серия была выпущена в 1983 году и представлена в музее Жакмар-Андре в Париже. Началом выпуска линии парфюмов считается 1985 год. Это был первый и последний аромат, созданный при непосредственном участии Дали. После его смерти в 1989 году Гривори продолжил сотрудничество с брендом, который основал сам Дали — Gala-Salvador Dali Foundation, и до сих пор выпускает духи, вдохновлённые работами художника.