Найти тему
Вещь вне себя

"Губы" Сальвадора Дали

Оглавление
"Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении"

Контекст

В ноябре 1934 года каталонский художник Сальвадор Дали вместе с женой и муза Галой отправился за океан на открытие своей второй выставки в Америке. К этому моменту он находился на пике своей карьеры: нашел свой круг единомышленников — сюрреалистов, снял культовую короткометражку "Андалузский пес", написал более сотни полотен, включая самую известную - "Постоянство памяти", а также создал свой первый арт-объект — "Женский ретроспективный бюст". Его работы регулярно выставляются в Париже, Лондоне и даже Нью-Йорке, и хотя критики называют их "застывшими кошмарами", это не мешает им отлично продаваться.

На этой волне успеха живописец покоряет Нью-Йорк: он дает многочисленные интервью, читает три лекции о сюрреализме в Музее современного искусства и других местах, где произносит знаменитую фразу "единственная разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший", даже попадает в скандал (но об этом в другой раз). Неожиданно в орбиту его внимания врывается настоящая суперзвезда и самая богатая женщина Америки - Мэй Уэст: актриса, певица, драматург, секс-символ, известная своим эпатажным образом жизни. Ее образ повсюду: в газетах ее фотографии и фразы вроде: "Это пистолет в вашем кармане или вы просто рады меня видеть?", на билбордах и стенах домов афиши с рекламой кино, где она выступает не просто в главной роли, но и сценаристкой. Особый интерес у художника вызывает романтическая комедия "Она обошлась с ним нечестно", ставшая адаптацией к ее же суперуспешной пьесе "Бриллиантовая Лил", шедшей на Бродвее с 1928 года.

Работы и арт-объекты, переосмысляющие части женского лица

Лицо-иллюзия

По мотивам постера этого фильма художник создает небольшую графическую работу 30х21 см, гуашью на бумаге, которая позже войдет в цикл "Паранойя и война". На этом изображении художник лепит из лица героини сюрреалистическую декорацию, используя черты лица актрисы в качестве мебели и декоративных мотивов, он воспроизводит типичную обстановку американской квартиры того периода. Волосы и серьги становятся портьерами, шея — ступенями, глаза — картинами, нос — камином, а губы — креслом. В 1972, когда Сальвадор Дали готовил к открытию собственный дом-музей, ему пришла идея сделать это изображение в виде инсталляции в натуральном размере. Эту задумку в виде комнаты-иллюзии удалось осуществить с помощью близкого друга, испанского архитектора и дизайнера Оскара Тускетса.

Губы-диван

В 1937 году итальянский модельер и подруга художника Эльза Скиапарелли представляла новую губную помаду в цвете "Шокирующий розовый". К этому событию художник подарил бутику Скиапарелли розовый диван-губы в этом самом оттенке, который стал лучшей рекламой косметической новинки. Впоследствии диван был приобретён меценатом и собирателем картин Дали — англичанином Эдвардом Джеймсом.

В 1974, когда был открыт музей Дали, диван из полиэтилена хотели производить массово на фабрике BD Barcelona. Однако из-за технологических ограничений он стал тиражироваться только спустя 15 лет после смерти Дали, в 2004 году, когда Тускетсу на тот момент было 75 лет.

Губы-украшение

В 1941 году благодаря американской издательнице Каресс Кросби произошла встреча художника с итальянским дизайнером Фулько ди Вердюра. Вместе они подготовили серию ювелирных украшений в стиле ар-деко, которые были показаны на различных выставках, получили хорошие отзывы, но дальше дело не пошло.

Дизайн Ф. ди Вердуры броши «Медуза», 1941 год, пергамент, гуашь. Миниатюрный рисунок принадлежит Сальвадору Дали
Дизайн Ф. ди Вердуры броши «Медуза», 1941 год, пергамент, гуашь. Миниатюрный рисунок принадлежит Сальвадору Дали

В 1950-е годы Дали решил вернуться к ювелирному делу: он мечтал о сложных ювелирных проектах, где будет использовано большее число камней и более смелые формы.

Его желание осуществилось с благодаря бразильскому дирижеру и ювелиру Карлосу Алемани. Они сотрудничали до 1971 года, создавая украшения из драгоценных камней, привезённых из Конго. Дали придумывал дизайн и подбирал материалы, фокусируясь на цвете, форме, ценности материала и символических значениях. Так появилась брошь из рубинов и жемчужин, которую Дали посвятил уже другой американской актрисе и танцовщице Полетт Годар, возлюбленной и музе Чарли Чаплина и Эрика Ремарка. Прототип броши, изготовленный в начале 1950-х годов Алемани, хранится в Театре-музее Дали в Фигерасе, а несколько реплик, произведённых по эскизам мастера другим ювелиром Хенриком Кастоном в 1970–1980-х годах, можно встретить на аукционах.

С. Дали «Рубиновые губы», 1949, рубины, жемчуг.                                                                                С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP
С. Дали «Рубиновые губы», 1949, рубины, жемчуг. С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP
"Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя поставить на стол или  на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение" 

Губы-духи

В начале 1980-х французский менеджер по экспертным закупкам Жан-Пьер Гривори предложил рынку селективной парфюмерии оригинальную идею: он решил создать аромат, связанный с конкретным именем человека искусства — "аромат художника". Гривори хорошо чувствовал связь между искусством и парфюмом, а также был страстным поклонником творчества Сальвадора Дали. Он связался с художником, предложил тому создать духи с его именем, разработать форму флакона и вдохновить компанию на создание первого аромата. Основой для дизайна флаконов послужили фрагменты картин и скульптур испанца. Для первого парфюма сюрреалист выбрал фрагмент картины "Явления лица Афродиты Книдской", созданный на смерть музы, жены и самого близкого человека — Галы Дали.

17 декабря 1982 года художник подписал контракт, предоставляющий компании Жан-Пьера Гривори право эксклюзивного использования его имени в парфюмерии по всему миру. Лимитированная серия была выпущена в 1983 году и представлена в музее Жакмар-Андре в Париже. Началом выпуска линии парфюмов считается 1985 год. Это был первый и последний аромат, созданный при непосредственном участии Дали. После его смерти в 1989 году Гривори продолжил сотрудничество с брендом, который основал сам Дали — Gala-Salvador Dali Foundation, и до сих пор выпускает духи, вдохновлённые работами художника.