"НАС УЧИЛИ КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ..."
Отзвучали поздравления учителям с профессиональным праздником неделю назад; свёрнуты красные ковровые дорожки; завяли цветы в подаренных букетах; смолкли аплодисменты - возвращаемся в суровую реальность...
Как человек, когда-то открывший в себе желание, а позже - и осознавший призвание "сеять разумное, доброе, вечное" в молодых неокрепших душах, всегда особенно переживаю за тех моих подопечных, в ком вижу природную тягу к гуманитарным знаниям, чьи души светятся и расцветают, когда погружаются в мир великих книг: сами понимаете, в наш век, когда все мечтают стать экономистами, юристами или, на худой конец, управленцами и депутатами, - особенно трепетно относишься к юношам и девушкам, понимающим Пушкина и Достоевского без "перевода"... Или как там у Северянина - "Не более, чем сон"?...
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.
И больше ничего мой сон не содержал…
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…
1927 г.
О девушке, которая "пела в церковном хоре", видимо, читала та девушка из сна Игоря Северянина.
Среди моих таких девушек, изучавших русскую литературу, знаю я одну такую, которая удивила меня когда-то выбором профессии: девушка хотела стать (и стала-таки!)... маркетологом... Ну совсем её душевному складу эта профессия не подходила, на мой взгляд. Однако же умница и красавица (и по сей день такая!) резонно мне несколько лет назад парировала: "Ну отчего же? - Это интересная профессия: анализировать рынок, предсказывать взлёты и падения компаний", - быть, словом, аналитиком. И аналитик из неё получился, надо сказать, и в самом деле прекрасный и востребованный. Но и охота читать великие книги у неё тоже не пропала.
К чему это я? И при чём тут День учителя?.. - Да просто подумалось, что во всех сферах бизнеса, на каждом производстве у нас, во всех производящих отраслях имеются аналитические отделы, которые разрабатывают стратегию развития отрасли или компании. Во всех. Кроме народной медицины и народного образования. О медицине судить не берусь: в том котле не варюсь, сведения, следовательно, бессистемные.
Но вот об образовании хочется поговорить отдельно. Уж очень резок контраст бывает между ежегодным громом фанфар 5 октября и суровой реальностью будничных дней в наших школах.
Это, конечно, правда, что о проблемах в нашем образовании не говорит сегодня только ленивый. Обсуждают везде: в общественном транспорте, в очередях в магазинах, на прогулках в парках, на кухнях, на "шашлыках", на пляжах - и так далее. У всех есть дети, внуки, племянники и племянницы. Социум, словом, бурлит. - Не бурлит ничего только на самом-самом верху управленческой пирамиды. И, видимо, не бурлит как раз по причине отсутствия вот этих самых аналитических отделов в системе, как мне кажется. Потому что если бы таковые имелись, то уж они бы точно не прошли мимо всех тех перекосов, нестыковок в матчасти, оплаты труда, определения нагрузки, ставок и откровенного вредительства в вопросах духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Действительно, как могут ответственные за стратегию развития образования не замечать, например, так широко и непрестанно обсуждающихся в социуме проблем? Круг общения у меня с коллегами средней и высшей школы - от Питера, Москвы до Дальнего Востока. Поэтому предметно по списку и по накопленным фактам:
1. Любой квалифицированный аналитик уже давно бы обратил пристальное внимание на откровенно дискриминационную тарифную сетку в столичных и всех прочих регионах. Все знают, что ставки московских учителей в разы отличаются от ставок коллег в провинциях. Ссылаются на "дорогую жизнь" в столице. Откровенно говоря, что-то я не ощутила разницы в ценах на самые необходимые продукты в Москве, или в Краснодаре, или же в Новосибирске, или в Кемерове, например. Более-менее то же самое. Я понимаю, различались бы ставки в государственных и частных школах (коих у нас, слава Богу, пока немного). Это ещё можно понять. Не вызывают вопросы и северные коэффициенты в холодных регионах. Но в остальном в государственных школах такая вилка в столичных и региональных тарифах не представляется справедливой.
2. Не ускользнуло бы от проницательного аналитика и ещё одно щекотливое несоответствие: все вокруг нас уверяют, что учителя сейчас стали совсем даже неплохо зарабатывать.... но почему тогда к качеству образования столько вопросов?..
Да потому, конечно, что аналитикам известно, из чего складывается эта красивая "средняя температура" по больнице: если нагрузка у преподавателя 36 часов в неделю, то и доход, соответственно, в два раза выше. Только вот ни сил, ни времени ни на ежедневную проверку письменных работ учащихся, ни на качественную подготовку к урокам (не говоря уже о профессиональном росте и развитии) у такого учителя нет, посмотрим правде в глаза. Такой учитель почти ничего не читает, ему некогда остановиться и задуматься - он просто деньги зарабатывает, гонит халтуру, одним словом. Чтобы выжить. Чтобы собственных детей прокормить и "в люди вывести".
Пример из жизни: у внучки одной моей подруги учитель начальных классов ВООБЩЕ не проверяла текущие классные и домашние работы её учеников в течение двух лет: в 3-м и 4-м (выпускном) классах. Потому что она параллельно вела уроки ещё в одном классе - в первом и втором, соответственно. Две ставки. Таким образом, всё, чему она не научила детей 3-го и 4-го годов обучения, не контролируя их работу на уроках и дома, она переложила на плечи её коллег - филологов и математиков, которые продолжили работу с этим классом уже в средней школе. А у тех филологов и математиков, скорее всего, тоже две ставки... И так далее - по замкнутому кругу.
Аналитиков в минобре нет, и заметить это безобразие некому.
3. Это наблюдение должно было бы направить взгляд талантливого аналитика к следующему клубку проблем в образовании: почему учителя в школах перегружены? И тут он ясно бы увидел три причины, как минимум:
- ставки (18 часов в неделю) в регионах смешные и не обеспечивают даже минимального существования учительским семьям;
- престиж профессии настолько упал, что школы задыхаются от нехватки кадров (вывод для аналитика: ищи причины падения престижа);
- третья причина самая завуалированная, но очень любопытная: попробуй в школах не загрузиться на 28-36 часов - директор укажет на дверь. Почему? - Потому что статисты от минобра требуют от директоров красивых показателей о приличных доходах учителей... И опять круг замкнулся...
Я эти факты не выдумала: это всё я слышала от реальных людей, работающих в реальных учебных заведениях - "от Москвы до самых до окраин"...
Только минобр у нас ничего не слышит и не видит...
Кто лучше всех эти проблемы видит и слышит - это мужья наших учителей. Анекдот из жизни: ещё в далёкие времена, когда не грозили увольнением за то, что учитель рассчитывал свои силы, подвижнически жертвовал доходом и, думая о КАЧЕСТВЕ преподавания, соглашался только на 18-21 час в неделю, муж моей подруги как-то сказал ей: "Если возьмёшь нагрузку 25 часов в неделю - сразу развод" :))))))) Вот ОН понимал прямую математическую зависимость между количеством нагрузки в неделю и качеством профессионального мастерства его супруги, а также качеством его семейной жизни. Ну а у нас в минобре, видимо, работают те, кто, перефразируя бессмертного Николая Васильевича, прямо так и родились в мундире чиновника от минобра и сами ни разу у парт и столов в учебных классах не стояли и знать не знают, как это вкладывать в юные головы и души "разумное, доброе, вечное" - из параллельной реальности, чисто теоретически, это ведь никогда и не поймёшь. Что там в минобрах такие чиновники делают и как они туда попадают - это уже вопрос для аналитиков самой высшей квалификации...
Хотя, справедливости ради, замечу, что мне посчастливилось иногда встречать на скромном региональном уровне и другого рода руководителей, которые их назначение на эти должности воспринимают не как повод для поздравления, а, скорее, как повод для сочувствия... Но таких, как вы понимаете, единицы, да и полномочия их ограничены тем, что листопадом спускается от "творцов" самого главного минобра...
Ну, и чтобы завершить уже эту больную тему финансового награждения учительства, скажу ещё несколько слов о пенсиях учителей. К примеру, если успешный директор школы, тянувший на себе годами непосильную школьную рутину не благодаря, как говорится, а вопреки, при выходе на пенсию получает каких-нибудь 26 тыс. в месяц (и это в северном регионе), то что говорить о пенсиях рядовых учителей?.. Какой уж тут престиж и откуда взяться подвижничеству?...
4. Проблема падения престижа профессии учителя, продолжу, в свою очередь, должна была бы навести аналитиков минобра (если б такие существовали) на вполне логичный вопрос: если учителя для детей в нашем обществе не авторитет, то КТО тогда эту позицию в их головах занимает? - И это неизбежно вывело бы аналитиков на тлетворное влияние на молодые незрелые мозги разных субкультур: всяких там гопников, готов, эмо и прочих безмозглых квадроберов... Аналитики бы тогда начали бить тревогу и искать ПРИЧИНЫ возросшей подростковой жестокости, а не бороться с её последствиями, когда трагедии уже случились и кто-то пострадал. Аналитикам стало бы ясно, что если подростков растаскивают по разным субкультурам, то это означает, что с базовым духовным фундаментом что-то не так. И дотумкали бы аналитики, что такие духовно заряженные предметы, как русская литература и русская история, опасно для будущего целой нации делать необязательными (Закона Божьего ведь как огня наше общество боится в школах - что же тогда и остаётся от уроков, на которых можно было бы последовательно и ненавязчиво развивать в детях с первого класса, с детского сада представление об основах русской идентичности)?..
Патриотизм разовыми мероприятиями и конкурсами в школах не воспитывается, увы. Для развития чувства патриотизма в ребёнке требуется его активное и регулярное участие в диалогах на эту тему - каждый день, начиная с сознательного детства: через тексты, через предметы культурно-исторического наследия - только так организуется проживание ребёнком в его душе важных моментов истории родной культуры.
И когда бы неравнодушные аналитики-то от минобра осознали эти базовые вещи, неизбежно встал бы перед ними вопрос о качественной подготовке в вузах преподавателей русской литературы и истории, которые бы сами ясно понимали, что такое русская идентичность, а также понимали бы, "на чём стояла и стоять будет земля русская".
Но, увы, у нас пока всё наоборот - и даже, по последним сведениям от вузовских уже преподавателей (которые устали уже сокрушаться о том, каких же слабых и абсолютно неначитанных студентов поставляют наши школы гуманитарным факультетам), сами школьные учителя категорически не советуют школьникам выбирать в качестве предмета ЕГЭ литературу, пугая детей тем, что они никогда этот предмет не сдадут...
Охотно верю, что "не сдадут"... Во-первых, по причине безобразного формата самого экзамена (опять-таки выдуманного явно теми самыми - родившимися в чиновничьих мундирах); а во-вторых, "не сдадут", потому что учителя не учат этому предмету как следует: об этом уже сами школьники говорят, что у них постоянно в старших классах часы литературы учителя жертвуют в пользу натаскивания детей для сдачи тестов ЕГЭ по русскому языку... Видите? - Круг опять замкнулся: смотрите пункты 1 и 2. И учителям так проще работать: подготовка к тестам по накатанной дорожке ведь гораздо меньше времени занимает у учителя, а проверка таких тестов - и того меньше.
И вот эта обструкция литературы как предмета, запущенная когда-то с самого верху, привела к повальному сокращению кафедр русской литературы повсеместно в российских вузах и к превращению региональных научных университетских центров в прикладные технократические заведения. Проблемы размножения кефирных грибков и зарабатывания на студентах из наших бывших азиатских республик ведь куда важнее будущего нации и её будущей безопасности, не правда ли?..
Так вот аналитик, у которого с головой всё в порядке, непременно бы указал самому главному министру, что с таким подходом к гуманитарным факультетам, отвечающим за подготовку сеятелей разумного, доброго, вечного, сеять-то в школах скоро будет некому...
Но министрам, видно, не до осознания таких сложных и дальних перспектив: им бы лишь бы красиво отчитаться, что в настоящем моменте всё ОК, средства экономятся (за счёт чего - неважно), высокие свои зарплаты, мол, не даром получаем - а вот это очень даже важно!..
Слышали мы уже нечто похожее совсем ведь недавно... Красивые отчёты о том, что всё течет благополучно... Да не где-нибудь! А в министерстве обороны шкандаль вышел! А вы думаете в образовании как-то вот в данный момент по-другому?.. - Там, насколько нам известно, таких судьбоносных и решительных ротаций до сего момента, увы, не случилось...
А ведь система образования, как нам показали события последних лет, тоже фронт. Да ещё какой! Этот фронт работает на будущее.
Однако сложившаяся система управления этим передним краем нации, если суммировать всё вышесказанное, сводится к одному примитивному концепту - деньги и экономия на учителях, на детях, на развитии гуманитарных наук в вузах.
Да, это нас когда-то "учили крылатые люди": учили думать не о собственной исключительности, не любоваться собой, - но думать об исключительности дела, которому служим.
Но откуда сегодня взяться молодым окрылённым кадрам, если вся сложившаяся система в образовании демонстрирует совсем иные приоритеты? В этой системе подвижники считаются дураками, а уважают тех, кто на репетиторстве на квартиры себе зарабатывает и, стало быть, не обременяет государственную социалку.
Учителям ведь ещё в допандемийные времена открыто заявили (помните?): о каких, мол, вы там повышениях зарплат просите? Вы же, мол, осознавали, что выбрали профессию по призванию... А за призвание в образовании у нас, как говорится, платить не принято. "Займитесь параллельно бизнесом!" - был совет. Ищите, мол сами, средства для выживания. Вот учителя и последовали этому совету. Ещё мнения и вести с полей: директора школ жалуются, что молодые преподаватели идут в школы только с целью найти "клиентов" для репетиторства, а потому равнодушны к официальной работе, "не горят"... Не крылатые люди, словом...
И куда мы с такими кричащими тенденциями забредём в истории?..
Не знаю, как вам, а мне кажется, что наше образование сейчас - это самый настоящий второй фронт, и история не даст нам шансов на выживание как нации, если мы проиграем это сражение.
Просто вдумайтесь: даже вот сейчас в нашем обществе есть люди, которые считают что, мол, ничего страшного: ну выродятся русские, ну всё равно ведь кто-то заселит эту землю сто лет спустя - какая, мол, разница - кто...
И вот это по-настоящему страшно. Неужели нам всё равно, среди какого народа и в качестве кого будут жить потомки наших детей, внуков на вот этой нашей земле?.. И что никто и никогда уже не создаст творений на нашем чудесном языке, подобных творениям Пушкина, Гоголя, Достоевского и иже с ними?...
------------------------------------------------------------------------------------
"Куда бы мы ни взглянули, к какой бы стороне жизни мы ни обратились, — к воспитанию или к школе, к семье или к армии, к хозяйству или к нашей многоплеменности, — мы видим всюду одно и то же: Россия может быть обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом — духом сердечного созерцания и предметной свободы. Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе? Возможна ли русская семья без любви и совестного созерцания? Куда заведет нас новое рассудочное экономическое доктринерство, по-коммунистически слепое и противоестественное?.." (Иван Ильин)
Выбор прост: создать условия для появления в школах педагогов-наставников, способных к сердечному совестному созерцанию, или позволить "новому рассудочному экономическому доктринерству" изуродовать души будущих поколений.
..."Ошибаться можно - лгать нельзя". А самая страшная ложь - замалчивание проблем, угрожающих существованию нации.