Сатирическая кинокартина ужасов "Субстанция" режиссера Корали Фаржа обладает опустошительной силой и выворачивает наизнанку не только физически, но и внутренне, но делает это для того, чтобы легче было залезть вглубь себя, чтобы рассмотреть целый поток мыслей и эмоций.
Тут всплывают и злость на несправедливости общества, и негодование на эгоизм, и боль, и сочувствие, и ужас - пожалуй, все те эмоции, которые мы ждали от "Джокера", но не получили, и "Субстанция" их компенсировала с лихвой.
Со смысловой точки зрения боди-хоррор явно заслуживает больше внимания, чем громкая "Анора", в нем есть контрастная эстетика уродства и агрессивная красота.
Такие фильмы как "Субстанция" стоит смотреть очень аккуратно, ведь первые впечатления после окончания фильма могут быть обманными.
"Субстанцию" окрестили феминистическим на все 300%, и стоит помнить, что человеческое поведение формирует среда, и утрированная борьба за женские права приводит к битве полов, что в свою очередь превращается в кризис отношений. В то время как стереотипизации подвергаются и женщины, и мужчины.
Тем не менее это не значит, что поднятые проблемы не существуют, они существуют в очень болезненной для женщин форме, и о них необходимо говорить. Они важны и для мужчин, чтобы ближе понять женские переживания, и для женщин, которым стоит сместить фокус внимания.
Кроме того, затрагиваются вопросы, у которых нет ни пола, ни потолка, которым ограничивается философская составляющая.
Поэтому предлагаю перейти к смыслам.
Ради чего все это?
Сейчас очень сильно культивируется убеждение "нужно оставить свой след в истории".
Люди жертвуют годы жизни, подгоняют себя под стандарты общества, страдают от депрессии из-за провала плана успеха, в котором прописано, чего нужно достичь к 30ти или 40ка годам.
И при этом даже если этот "след в истории" удалось оставить, то сияние софитов рано или поздно меркнет под кровавым кетчупом от упавшего на твое имя бургера.
Фильм открывается именно угасанием былой славы.
И вопросом становится, а для чего все это? Это приносит счастье и смысл жизни?
Или это просто мимолетная радость от того, что люди сказали "ты молодец"?
Чаще всего, те, кто оставляют след в истории на века, не делают этого в погоне за славой. Это происходит либо как компенсация собственной травмы, либо делают что-то, потому что не могут не делать, либо выполняют свой моральный долг.
Вспомним того же Вуди Аллена, который снимает по фильму в год, его работы не раз были номинированы на престижные премии, на которые он попросту не ходит, ведь у него есть более важные занятия, к примеру, джазовые концерты. Он не считает, что добился успеха. Он снимает огромное количество фильмов, потому что это отвлекает его от невероятного множества экзистенциальных мыслей, разрывающих его.
В фильме же нам дают актриску, которая была популярна, пока в ней била молодость. И видя ее молодую версию, мы понимаем, что слава была нужна, чтобы ее любили, чтобы ей восхищались. Эдакие предварительные ласки для эго.
Разве такая мотивация не подстегивает индустрию использовать женщин?
И вопрос не в том, что женщины сами виноваты, а в том, что поведение формируется средой, воспитанием, пропагандой.
Желание "чтобы меня любили" является определенной травмой, которая есть и у мужчин, и у женщин. И эту травму используют не только в киноиндустрии, а повсеместно.
Они тебя полюбят
Любят лишь до тех пор, пока ты соответствуешь определенным нормам, а как только отклоняешься, ты уже никому не нужен.
Вот и цена всей этой любви.
И пока человек заслуживает эту любовь, теряет себя настоящего, свою индивидуальность.
И в итоге, а кто ты без своего костюма?
И конечно, это тема любви и уважения к себе. Очевидно, что любовью других человек пытается заполнить ту дыру, в которой не хватает собственной любви.
Через фильм мы видим в Элизабет яркий пример нелюбви к самой себе: постоянное разглядывание себя в зеркале, попытки стереть свое лицо, после смены на молодую версию и обратно, она даже не пыталась перенести свое же тело в более удобное место, так и пролежав целую неделю голой в непонятной позе на полу в ванной.
Элизабет не раз звонила, жалуясь, что Сью нарушает их баланс. Но на самом деле, баланс был нарушен изначально.
Элизабет не любит сама себя, желает удержать молодость.
Как тогда ее молодая версия будет любить ее?
Поэтому Сью увеличивает срок своего бодрствования, чтобы больше времени быть молодой.
Прекрасным монтажом фильм подсвечивает нам надпись "Тебя полюбят" следом за кадром, где молодая версия жестоко избивает старую.
И вопросом становится, полюбят кого?
Что там внутри?
А внутри главная героиня именно такая, в какую ее превращает молодая версия себя. И даже хуже - в монстра Элизасью.
Конечно, в итоге, все сводится к тому, что на самом деле, от Элизабет за годы гонки за чужой любовью остается лишь субстанция, которая растворяется кровавым пятном на звезде угасающей славы.
После 50 оно останавливается
Элизабет нам показывают как персонажа, у которой кроме внешности нет ничего ценного, пустота и внутренняя исковерканность общественными установками.
И казалось бы, будь она умна, эрудирована, душевна, тепла, все было бы иначе.
И да, и нет.
В фильме большой акцент идет на теле, как будто отделяя его от души, интеллекта, духа и др, потому что поднимаются проблемы именно телесной составляющей.
И больше всего с этими проблемами сталкиваются женщины.
Возраст тела женщины осуждается не только мужчинами, но и самими женщинами.
Молодые часто не упускают возможности кинуть колкий комментарий. Молодость в принципе часто бывает жестокой, но это лишь особенность возраста, который еще не успел столкнуться с определенным опытом.
Так или иначе каждый молодой начнет взрослеть и стареть, тогда новые молодые будут так же осуждать их.
С этой проблемой сталкиваются женщины с разной внутренней наполненностью, даже если в ней много интеллекта, женственности, все равно в первую очередь говорят о внешности, разглядывают морщинки, складочки, кто-то будет подсмеиваться «молодится» или «она красивая, но все равно она не такая как в молодости».
Но никто не такой же как в молодости.
Взросление и старение - это не выбор, это данность, которой подвержены абсолютно все.
Можно подумать, что эта проблема касается только киноиндустрии, но с этими проблемами сталкиваются и обычные женщины, стоит лишь открыть соцсети и почитать комментарии, где всегда есть те, кто придирается к внешности в любом проявлении, это и женщины, и мужчины, поэтому я бы не ставила это как претензию к мужчинам.
И если женщины делают это скорее от страха собственной неидеальности или страха, что и с ними это может случиться, то мужчины выступают в роли мясников, которые смотрят на женщину как на кусок вагю, желательно с сиськами вместо носа.
В фильме это показано через потрясающий монтаж, как продюсер агрессивно ест, говоря о женщинах и смотря на "устаревшую" Элизабет.
Здесь не только соцсети, но и сайты знакомств, в которых зачастую пишут все необходимые параметры женского тела, не понимая что женское тело меняется и с возрастом, и в зависимости от циклов, и от гормональных изменений, и даже от времени года.
Мужчина в возрасте спокойно выбирает девушек помоложе, а женщина в возрасте чувствует себя очень уязвимо.
Не потому, что с женщиной что-то не так, а потому, что неуверенность в себе встроена общественным мнением.
"Молодая женщина красивее" - это лишь насажденное убеждение, как раньше полные женщины считались красивыми, сейчас подтянутые, то есть это мода диктует, кого мы считаем красивыми и достойными, а моду придумывают люди. То есть если не поддерживать моду, то женщина красива в любом возрасте и весе, но кто честен хотя бы сам с собой?
Жак Фреско рассказывал о своем путешествии на острова, где было принято ходить полностью голыми. И никто сально не смотрел на какие-то определенные части женского тела, при разговоре они смотрели друг другу в глаза, а когда занимались любовью, ласкали все тело от макушки до ног.
Культ определенных частей тела создается искусственно посредством маркетинга, и это самая большая претензия фильма.
В насаждении определенных установок верхушкой этого мира.
Ведь любые установки приносят больше денег и заставляют людей хотеть то, о чем в другой среде они возможно и не думали бы.
И разменной монетой становится женская красота и тело.
В заключение, рекомендую проследить за своими мыслями и эмоциями, что именно вас тронуло в этом фильме. Это может открыть интересные стороны вас самих.
Благодарю, что дочитали до конца!
И конечно, буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если хотите поддержать автора, свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Также недавно я создала свой ТГ канал, заходите, если интересно.