На ВДНХ много красивых зданий, здесь что ни павильон – то дворец! И этот павильон №36 – не исключение: действительно дворец, иначе не назовёшь. А расположился в нём музей.
Музей кино.
Павильон по проекту архитекторов Петра Ревякина и Юрия Шевердяева был построен в 1952-1954, тогда он назывался «Водное хозяйство». Роскошное белоснежное здание, которое любуется своим отражением в водах речки Каменки:
В пространстве этого дворца оборудованы три кинозала, зоны для постоянной экспозиции и тематических выставок, а также аудитории для проведения лекций о кино. Здесь хранится свыше 200 тысяч экспонатов: костюмы, фотографии, афиши и плакаты, диафильмы, редкие книги, кино- и фототехника.
Самый потрясающий экспонат поселился на первом этаже музея, совсем неприметный с виду, но с потрясающей историей. Уникальный артефакт: настоящий «Оскар»!
Да-да, первый «Оскар», который получила Россия. Американская киноакадемия вручила его в 1942 за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова (в американском прокате фильм назывался «Москва наносит ответный удар»).
Гипсовая фигурка, покрытая бронзовой краской: драгоценные металлы были во время войны стратегическим сырьём. Позже обменять эту статуэтку на металлическую помещала холодная война между нашими странами.
А фильм можно посмотреть на небольшом экране в режиме нон-стоп здесь же:
Перед началом обороны Москвы было принято решение снимать на плёнку хронику событий. Для выполнения этой работы тридцать кинооператоров были посланы на фронт. Условия работы были очень тяжёлые, на жестоком морозе. Все материалы привозили документалистам, которые монтировали фильм.
В феврале 1943 готовый фильм доставили в Америку фронтовой кинооператор Владислав Микоша и трое его товарищей, совершив опасное путешествие из Архангельска через Атлантику на кораблях англо-американского конвоя. До берегов Америки дошли 46 из 97 кораблей, остальные были потоплены немецкими субмаринами.
В Голливуде советские операторы оказались в центре внимания: премьеры, коктейли, долгие беседы с Ч.Чаплином и Л.Фейхтвангером, во всех кинотеатрах Америки люди стояли в очередях за билетами на этот фильм. За него мы и получили первый Оскар. Он добрался до Советского Союза в багаже Владислава Микоши, переплыв на этот раз Тихий океан и счастливо избежав встречи с японскими торпедами и рифами Пролива Лаперуза.
А вот как в молодой Советской стране показывали кино – с помощью передвижных кинопроекторов, т.н. кинопередвижек:
«Самое важное из искусств», по прямому указанию В.И. Ленина, нужно было показывать в деревнях, на заводах, на стройках. Конструкторы снабдили кинопередвижку собственной динамо-машиной, обеспечивающей проекционную лампу электричеством, чтобы киномеханик сам мог приводить её в действие вместе с лентопротяжным механизмом.
Киномеханики ехали на лошадях по российскому бездорожью и везли катушки с первыми советскими фильмами.
Интересна история этого артефакта, киноавтомата, впервые увидела такое:
На американских боевых самолётах, поступивших в СССР по программе ленд-лиза, были установлены киноаппараты 6 мм. По предложению режиссёра Александра Медведкина на их основе были созданы киноавтоматы – аппараты для киносъёмки на передовой. Американские авиационные камеры снабдили визирами и деревянными прикладами от пистолета-пулемёта Шпагина образца 1941 гоа. Всего было изготовлено 70 таких киноавтоматов.
А это макет кинопоезда режиссёра Александра Медведкина:
Кинопоезд – это мобильная киностудия, колесившая по железным дорогам СССР в 1932-1935 годах. В его вагонах размещались монтажный цех, лаборатория, проекционный зал, склад для плёнки, осветительной и съёмочной техники, собственная электростанция, пять кинопередвижек и переносная типография. На каждого из 32 сотрудников Кинопоезда приходился всего один квадратный метр спального места.
Прибыв на завод, в колхоз или на стройку, сотрудники выявляли проблемы производства, снимали на эту тему материал, монтировали его и уже через 10-12 часов демонстрировали готовый фильм – оперативность была просто невероятной!
Поднимали на экране острейшие проблемы, разоблачали головотяпство, безобразия, срав планов, клеймили прогульщиков, пьяниц и неистребимое племя дураков... Покидали объект только после того, как добивались ликвидации безобразий, –
рассказывал А.И. Медведкин о работе Кинопоезда.
За три с лишним года работы поезда было снято 116 хроникальных, игровых и анимационных фильмов. Из них сохранилось только 28.
Два «волшебных фонаря», произведённых в России, в 1900-1910 годах, и стёклышки к ним:
Это аппараты, которые проектировали на стену различные изображения. Сначала источником света служила свеча. С появлением электричества прибор совершенствовался. Наше советское детство невозможно представить без диафильмов и диапроекторов – это были всё те же «волшебные фонари», толко усовершенствованные.
Костюмы к фильму «Весна» и письма зрителей к Любови Орловой:
Мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна, где можно увидеть личные вещи режиссера, его карандашные наброски к фильмам, рисунки, рукописи, книги:
Предметы, подаренные мастеру его многочисленными друзьями: картина Фернана Леже, комикс Уолта Диснея, фотография Чарли Чаплина – с дарственными надписями. Здесь же в режиме нон-стоп демонстрируются фильмы С.Эйзенштейна.
И напоследок покажу Вам вот такое чудо – это робот по имени Аркаша:
В Музее кино он работает экскурсоводом, но к сожалению, во время нашего посещения Аркаша отдыхал(
И ещё много всего интересного и поучительного можно увидеть в этом музее. Каждый найдёт здесь что-то интересное для себя.
Адрес: проспект Мира, 119, павильон ВДНХ №36.