Найти в Дзене
Денис Андрианов

В тюрьму за стихи

Когда речь заходит о репрессированных поэтах, имя Осипа Мандельштама неизменно встаёт на первый план. Этот талантливейший из тех, кто пал под тяжестью режимных репрессий, стал символом борьбы за творческую свободу. В ноябре 1933 года он написал проницательную эпиграмму на кавказского горца, которая началась словами: «Мы живём, под собою не чуя страны». Всего через полгода за это и многие другие стихи он окажется за решеткой и получит три года ссылки, а в 1938 году его произведения будут признаны "похабными", что приведет к новому аресту и пятилетнему заключению в лагерях, где он и скончается от тифа. Но Мандельштам — лишь вершина айсберга. Я хочу вам рассказать о менее известных поэтах, которые также столкнулись с беспощадной машиной репрессий, поплатившись за свою поэзию, которую власти определили как «антисоветская агитация и пропаганда». «Не смела нас чужбина, не выгнула, Хоть пригнула до самой земли, А за то, что нас Родина выгнала – Мы по свету ее разнесли.» Грызов, взявший псевдо
Оглавление

Когда речь заходит о репрессированных поэтах, имя Осипа Мандельштама неизменно встаёт на первый план. Этот талантливейший из тех, кто пал под тяжестью режимных репрессий, стал символом борьбы за творческую свободу. В ноябре 1933 года он написал проницательную эпиграмму на кавказского горца, которая началась словами: «Мы живём, под собою не чуя страны». Всего через полгода за это и многие другие стихи он окажется за решеткой и получит три года ссылки, а в 1938 году его произведения будут признаны "похабными", что приведет к новому аресту и пятилетнему заключению в лагерях, где он и скончается от тифа.

Осип Эмильевич Мандельштам
Осип Эмильевич Мандельштам

Но Мандельштам — лишь вершина айсберга. Я хочу вам рассказать о менее известных поэтах, которые также столкнулись с беспощадной машиной репрессий, поплатившись за свою поэзию, которую власти определили как «антисоветская агитация и пропаганда».

#1 АЧАИР (Алексей Алексеевич Грызов) (1896-1960)

«Не смела нас чужбина, не выгнула,

Хоть пригнула до самой земли,

А за то, что нас Родина выгнала –

Мы по свету ее разнесли.»

А.А. Грызов
А.А. Грызов

Грызов, взявший псевдоним «Ачаир» в честь своей родной станицы сибирских казаков, пережил бурные времена. Он служил в гражданскую войну под лозунгами атамана Красильникова, а затем эмигрировал в Манчжурию и создал там Харбинский союз русской культуры. Однако его судьба резко изменилась в 1945 году — за «клевету на советскую власть» он был арестован. Несмотря на то, что военный трибунал в его защиту отметил, что его стихи не содержат антисоветских призывов, Верховный суд принял иное решение: в марте 1946 года Ачаир был осуждён на семь лет лагерей.

#2 КЛЮЕВ Николай Алексеевич (1884–1937)

«То Беломорский смерть-канал,

Его Акимушка копал,

С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.

Великороссия промокла

Под красным ливнем до костей

И слёзы скрыла от людей,

От глаз чужих в глухие топи…»

Н.А. Клюев
Н.А. Клюев

Клюев стал ярким представителем символизма, и его поэзия полна религиозных образов. Стихи начали печататься благодаря поддержке Александра Блока, а Сергей Есенин называл Клюева своим учителем. Но его звезда закатилась: 2 февраля 1934 года он был арестован за «контрреволюционную агитацию». Истинную причину репрессий поэт сам указывал в своей поэме «Погорельщина», которая рисует страдания крестьянской России. В результате Клюев оказался сначала в лагерях, потом его снова арестовали в 1936 году, а в 1937 году он был расстрелян безжалостным НКВД.

#3 ТРОИЦКИЙ Георгий Александрович (1910-1943)

«И уже не плакать, не молиться…

Все равно – на хазу или в суд!

В новом помещении милиции,

Дело о приводе разберут.»

Троицкий Георгий Александрович
Троицкий Георгий Александрович

Троицкий лишь начал свою творческую карьеру в начале 30-х, публикуясь в газете «Уральский рабочий» и в журнале «Штурм». Однако в декабре 1934 года он написал стихотворение «Маргарита», в котором говорит о судьбе девушки-дворянки, ставшей жертвой советского времени. Это «антисоветское» произведение привело его к аресту, а судьба Троицкого так и осталась в тени забвения.

Когда поэт покинул Свердловск, его намерения были ясны: уйти от греха подальше и обрести новую жизнь в столице. Однако весной 1940 года он вернулся на родину, возможно, надеясь на вдохновение или простую ностальгию. К сожалению, на этот раз его ожидал не звёздный час, а лихо закрученный сценарий с участием зловещего клеветника — коллеги по литературному цеху, который не преминул нагадить. В доносе утверждалось, что Троицкий и другой поэт, Виктор Головин, человекам славной музыки, «сорвали» оплаченный литературный вечер. Кроме того, в нем упоминались «Маргарита» и «Город славы», как произведения, открыто враждебные советской власти.

И вот, 6 октября 1940 года, судьба подкинула ему нешуточный испытание — арест. В ходе обысков у поэта изъяли его рукописи и знаменитую поэму «Кабацкая быль». На допросах с пристрастием Троицкий оказался в капкане абсурдного обвинения: следственные органы заставили его признаться в создании несуществующей контрреволюционной группы, которая якобы планировала отравить водопровод Кремля и устроить террористические акты на фоне исторических памятников.

Судебный вердикт был жесток — братья Троицкие и четверо их соратников были приговорены к расстрелу, а остальные получили от 8 до 10 лет лагерей. Но даже в этой невероятной цепочке событий нашлись проблески надежды: после обращения к Генеральному прокурору СССР всем им заменили расстрел на лагерное заключение. Троицкому, осуждённому на 10 лет, не суждено было вернуться; он скончался в лагере 30 декабря 1943 года.

#4 ЭРДМАН Николай Робертович (1900-1970)

Эрдман не просто был поэтом — он стал голосом поколений, создавая строки, полные иронии и неожиданности. Одна из его поэм запомнится нам навсегда:

«В миллионах разных спален

Спят все люди на земле...

Лишь один товарищ Сталин

Никогда не спит в Кремле»

— «Колыбельная»,

Эрдман Николай Робертович
Эрдман Николай Робертович

Эрдман был не только поэтом и драматургом, но и киносценаристом, лауреатом Сталинской премии. Его творчество началось в окружении имажинистов, где он зарекомендовал себя как автор ярких сатирических произведений. Одной из его самых известных пьес является «Самоубийца», которая, как и многие его работы, была запрещена советской цензурой.

С 1927 года Эрдман переключился на сценарное творчество, его самой известной работой стала первая музыкальная кинокомедия «Веселые ребята». Однако радость творчества обернулась кошмаром: во время съёмок, 11 октября 1933 года, Эрдман и его соавтор были арестованы за политически острые пародии и басни, которые на правительственном приёме прочитал Василий Качалов.

История закончилась тем, что Эрдман и его друг были отправлены в ссылку на три года. Освободившись, поэт продолжил свою работу и стал автором сценария к фильму «Волга-Волга», а также с Михаилом Вольпиным адаптировал «Летучую мышь».

От автора

Эти судьбы — лишь мгновения в великой трагедии, которая разразилась над поэтами и писателями в жестокие годы сталинского режима. Их слова, несмотря на запреты и преследования, живут в сердцах тех, кто понимает и ценит истинное искусство.

Как и Мандельштам, они являются мучениками слова, вписавшими свои имена в историю, полную жестокости и несправедливости. Их строки оставили след в сердцах тех, кто знает о их жертвах, и напоминают нам о важности свободы слова и духа.

Подписывайтесь на сообщество ВК

https://vk.com/poet_andrianov