Найти в Дзене

Хорошие художники копируют, великие — воруют. Часть 1

«Хорошие художники копируют, великие — воруют», — эта фраза Пабло Пикассо ярко иллюстрирует искусство заимствования. Великие воруют, чтобы создать нечто своё. В 1994 году Квентин Тарантино признал, что не видит ничего зазорного в том, чтобы "воровать" сцены из фильмов. Великие художники, по его словам, крадут, но не воздают почестей. Этот принцип давно стал основополагающим в современном искусстве, будь то кино, фотография или живопись. Все, должно быть, помнят популярную фразу "кради как художник", а, может, даже читали книгу одноименного названия Остины Клеоны. В ней очень точно описывается отличие заимствования от плагиата, речь идет не о прямом копировании, а об интерпретации, переработке и развитии идей в новом контексте, что даёт возможность создавать уникальные работы. Например, культовые режиссёры Ларс фон Триер, Альфред Хичкок и Андрей Тарковский интегрировали в свои фильмы картины мастеров — от Брейгеля до Хоппера. Например, Уэс Андерсон и вовсе сформулировал авторский почерк

«Хорошие художники копируют, великие — воруют», — эта фраза Пабло Пикассо ярко иллюстрирует искусство заимствования. Великие воруют, чтобы создать нечто своё.

В 1994 году Квентин Тарантино признал, что не видит ничего зазорного в том, чтобы "воровать" сцены из фильмов. Великие художники, по его словам, крадут, но не воздают почестей. Этот принцип давно стал основополагающим в современном искусстве, будь то кино, фотография или живопись.

Все, должно быть, помнят популярную фразу "кради как художник", а, может, даже читали книгу одноименного названия Остины Клеоны. В ней очень точно описывается отличие заимствования от плагиата, речь идет не о прямом копировании, а об интерпретации, переработке и развитии идей в новом контексте, что даёт возможность создавать уникальные работы. Например, культовые режиссёры Ларс фон Триер, Альфред Хичкок и Андрей Тарковский интегрировали в свои фильмы картины мастеров — от Брейгеля до Хоппера. Например, Уэс Андерсон и вовсе сформулировал авторский почерк на работах Кубрика. На YouТube есть немало видеоэссе о сходстве режиссерской оптики обоих постановщиков: от дотошной выверенности симметрии кадра до движения камеры -youtube_сравнение режиссеров.

Отсылки к искусству стали неотъемлемой частью кинематографа. Например, сцена из фильма Кубрика "Заводной апельсин" отсылает к Ван Гогу и его картине "Прогулка заключённых". В свою очередь, Ван Гог черпал вдохновение из гравюры Доре. Таких примеров множество: костюм героини Милы Йовович в "Пятом элементе" создан под влиянием Фриды Кало, а сцена с часами в "Назад в будущее" — прямая отсылка к немому кино 20-х годов.

Слева - "Пятый элемент", Люк Бессон. Справа - "Сломанная колонна", Фрида Кало
Слева - "Пятый элемент", Люк Бессон. Справа - "Сломанная колонна", Фрида Кало
Слева - "Заводной апельсин", Стэнли Кубрик. По центру - "Прогулка заключённых", Ван Гог. Справа - "Острог", Гюстав Доре
Слева - "Заводной апельсин", Стэнли Кубрик. По центру - "Прогулка заключённых", Ван Гог. Справа - "Острог", Гюстав Доре

Хотя заимствование идей в искусстве является повсеместным, оно никогда не ограничивается простым копированием. Каждая новая работа — это адаптация, трансформация и новое прочтение существующих идей. Так работает вся современная культура: дизайнеры заимствуют из поп-культуры, фотографы используют композиционные приёмы из живописи и кино, создавая многослойные образы.

Искусство всегда строится на культурных влияниях. Все новое - на фундаменте старого. Каждая новая работа — это диалог с прошлым, но в новом контексте. И в этом смысле, заимствование — это не просто допустимо, оно необходимо для креативного прогресса.

P.S. Если наставите огонечков, сделаю подборку самых ярких оммажей)