Найти в Дзене

Его мелодии стали культовыми в СССР, хотя имя знали немногие

Существуют гитаристы более техничные, изобретательные, громкие, эффектные... Но Хэнк Марвин, которому сегодня исполнилось 83 года, — единственный и неповторимый. Он из того поколения, которое заложило основу современного рок-н-ролла, но сохранило верность принципам мелодичности и благозвучности. Как минимум три композиции, исполненные Хэнком Марвином, были отлично известны советским слушателям.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Пионер и новатор электрогитары, Хэнк Марвин со своим красным «Стратокастером» повлиял на несколько поколений последователей. По его записям учились все от Эрика Клэптона, Джимми Пейджа, Джорджа Харрисона — до ВИА «Поющие гитары». Для Марка Нопфлера он вообще был учителем и ролевой моделью, впоследствии они даже записались вместе.

Фирменный гитарный стиль Хэнка Марвина идеально иллюстрируют классические записи группы The Shadows, которая в ранние 1960-е аккомпанировала Клиффу Ричарду и выпускала инструментальные хиты.

Мелодия «Apache», написанная композитором Джерри Лорданом под впечатлением от просмотра вестерна, была записана на одном из ранних миньонов «Поющих гитар» и в этом исполнении разлетелась по всему СССР.

Те же «Поющие гитары» популяризировали у нас в стране ещё одну нетленку The Shadows — композицию «Man of Mystery», превращённую в «Цыганочку».

В СССР «Man of Mystery» в исполнении «Поющих гитар» прозвучала в фильме Глеба Панфилова «Начало» с Инной Чуриковой: на танцплощадке и в титрах. Хотя в качестве композитора указан Вадим Биберган.

Написал же «Man of Mystery» британский композитор Морис Альфред Коэн под псевдонимом Майкл Карр. В версии The Shadows Хэнк Марвин использовал рычаг тремоло, что по тем временам было довольно дерзко. Согласно легенде, «Тени» записали свой вариант в полночь, чтобы создать таинственную атмосферу.

Уже в следующее десятилетие ещё одна песня из репертуара Хэнка Марвина была успешно адаптирована в СССР. В 1975 году она прозвучала в рамках конкурса «Евровидение» в Стокгольме, на котором The Shadows представляли Великобританию.

«Тени» были уже, конечно, не те, что в ранние 1960-е. Группа распалась к конце десятилетия, зато их воссоединение в 1974 году на благотворительном концерте BBC стало одним из важнейших событий года. Команда вроде бы затерялась среди более молодых героев рока, но оставалась в числе уважаемых патриархов с безупречной репутацией.

Для конкурса The Shadows подготовили попсовую балладу «Let Me Be the One», выбранную британской публикой для «Евровидения» из шести претендентов.

Хэнк и его ребята выступили девятыми между Югославией и Мальтой, заняв почётное второе место и уступив лишь хиту «Ding-a-Dong» нидерландской группы Teach-In. В британском хит-параде «Let Me Be the One» дошла до двенадцатого места.

На этот раз отличились не «Поющие гитары», а «Весёлые ребята». В 1979 году «Let Me Be the One» вышла на пластинке «Музыкальный глобус», выпущенной в СССР накануне Олимпиады в Москве. Среди других каверов иностранных каверов была и «Люба-любовь» со стихами Владимира Харитонова.

Оригинал написал певец и продюсер Пол Кёртис, который с 1975 по 1992 год предложил аж 22 песни для британских отборочных туров для «Евровидения». Но на советской пластинке в качестве авторов значились таинственные «немцы» А. Байер и К. Зигфрид — фамилии, взятые совершенно от фонаря.

По этому поводу вспоминается старый анекдот:

— Внучка, напомни, как звали того немца, который свёл меня с ума?
— Альцгеймер, бабушка, Альцгеймер...

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!