Вопрос:
«Что бывает с человеком, одержимым бесом?»
Отвечает монах Киприан (Бурков):
У нас есть такие понятия: «бесноватый человек», «беснуется», «одержимый человек», я не любитель их применять вообще. Что значит «бесноватый»?
«Беснуется» — еще как-то более-менее понятно, то есть он вышел за рамки человеческой нормы и ведет себя неадекватно, в состоянии аффекта, например.
«Одержим бесом», слово «одержим», в корне «держать». Как вы думаете, а мы вообще все, разве не одержимы страстями нашими, бесами?
Вот и праведный Иоанн Кронштадтский очень хорошо говорил об этом, что мы все находимся под влиянием демонических сил и часто делаем то, что не хотим.
Мы понимаем, что это грех, а все равно его совершаем. Почему мы тогда совершаем то, что умом понимаем — не надо делать, не надо говорить? Что нас заставляет так себя вести?
Вот это и есть зависимость моей личности, моего «я» от болезней моей души. Ведь когда человек болеет, разве он может делать все, что хочет? Нет. Он делает только то, что возможно в рамках болезни, а на большее он не способен из-за болезни.
Вот и мы так. Мы все — больные люди. И наша душа больна, поражена страстями.
Что такое страсть? Это похоть наша, это наше влечение к тому худому, что мы называем грехом.
Не сдержаться, а, как психолог учит, выразить все, что ты о нем думаешь. Надо выражать, они говорят, свои чувства, свою злость, но только социально приемлемым способом. А какая разница — в глаза или за глаза? Все одно зло.
Поэтому человек, одержимый, а по-другому скажу, зависимый от своих страстей, то есть от болезней души, и в том числе от болезней тела, уже одержим в определенном смысле этого слова.
Но что делают бесы? Они как раз используют наши болезни души, наши греховные влечения. Например, не сказать правду, а приврать. Вроде бы чуть-чуть приврал, но это же вранье, и это не святая ложь, это ради себя.
Бесы используют это, и тогда мы попадаем в зависимость от них уже. Они играют, как на инструменте, на наших вот этих страстишках, вызывая в нашей душе вот эти влечения, похоти, желания, как хотите это называйте, внушая нам мысли, и мы принимаем эти бесовские, худые помыслы.
Какими словами нашего учения выражается высшая степень зависимости от бесов? Пленение ума. То есть в уме одна бесовщина. Я думаю не так, как Богу угодно, а угодным дьяволу образом — я не прощаю людей, а наоборот, их обличаю, критикую.
Как видит себя одержимый человек? Он, во-первых, грешит. Не хочет, но грешит. А ведь у нас не все борются со своими хотелками. У нас большинство людей живет как раз по страстям, далеко от Бога.
Вот они все одержимые. И мы, верующие люди, тоже одержимы, то есть находимся в зависимости, которую не можем своими силами преодолеть, от наших болезней души или воздействия на нас демонических сил.
Но в этом-то и состоит духовная брань – бороться с помыслами, которые нам внушают бесы, становиться все в меньшей степени зависимости от них, если мы их отвергаем и стараемся жить по-божески.
Если говорить о бесноватости, то, наверное, многие видели, как ведет себя человек, который уже в такой степени зависим от демонических сил, что демон уже владеет телом. Эта зависимость же может быть разной степени.
Повседневные грехи — это одна степень зависимости от болезней души, от демонических сил.
А если я живу вообще по страстям, я могу так распсиховаться, как говорят «взбесился», то есть бес вселился. Человек даже потом не помнит, что он делал в состоянии аффекта. Это означает, что в это время человеком владел бес.
Опять из личного моего опыта история. Пришли два человека поговорить, начинает женщина говорить, и вдруг у нее голос меняется, она падает вперед на меня, и меня обкладывает всякими нехорошими словами, тут же отпадает назад, и уже опять своим человеческим голосом говорит:
«Ой, батюшка, простите, вы же понимаете, это не я».
Бес овладел ее связками и высказал то, что хотел.
Разве это не зависимость человека от беса? Зависимость. Хотите, назовите это одержимостью бесом в данный момент времени. В основное время этот человек нормально себя ведет. То есть приступы такие и овладение беса телом человеческим происходит постепенно.
Крайний случай – это когда человек не владеет вообще собой.
И опять-таки тех, кого приводят в церковь, и бес говорит через человека. Вспомните Гадаринского бесноватого. Это был неадекват полный. Но Господь выгнал бесов, и он стал нормальным человеком.
Поэтому ведет себя человек по-разному. Мы можем даже не понять, что он находится под таким сильным влиянием бесов. Мы можем подумать, что у него психическое расстройство. Кстати, так очень часто бывает. И батюшки говорят: «Иди к психиатру». А там не психиатр нужен. Он уже побывал у психиатра и даже в больнице уже полежал.
Здесь нужно духовное лечение, то есть надо избавляться от вот этой зависимости от демонических сил. Но это кропотливая работа, долгая, очень тяжелая, трудная. Не просто так говорится: «Дай кровь, прими дух». Это борьба до изнеможения.
Если ты уже попал в плен к демоническим силам, выбраться оттуда очень тяжело. И помощь нужна сторонняя – опытного батюшки, опытного психолога, который будет отрабатывать с тобой аскетические упражнения, чтобы преодолевать вот эти страстные влечения и через это избавляться от этой зависимости.
Стань святым — никакой зависимости не получишь, не будешь ни одержим, ни бесноват.
Поэтому, друзья мои, мы все в той или иной степени зависим от демонических сил и от своих страстей. И наша духовная жизнь должна быть направлена на то, чтобы избавиться в максимальной степени, в какой возможно, с помощью Божьей и своим кропотливым трудом от этой зависимости.
Текст основан на видео с портала Экзегет.ру. Понравилась статья? Читайте другие материалы по теме в подборке ниже👇