Уважаемые родители!
Эта статья написана мною исключительно для вас. Я расскажу как действовать в ситуации, когда вы видите неряшливое письмо у своего ребенка и приняли решение помочь ему в этом, не знаете что делать и куда обратиться, как поступить, на что обратить внимание.
Ваш ребенок пишет неаккуратно в тетради, буквы "пляшущие" то влево, то вправо. Прочитать текст удается с трудом, потому что он непонятен. Письмо похож на каракули, но не на связные слова. Много ошибок, исправлений, зачеркиваний, обведений, пропусков, есть зеркальность букв и замена нужной буквы на другую, похожую. Не соблюдена строчка, поля.
Вот... пожалуй некоторые аспекты, но не все, с которыми сталкиваются родители, глядя на почерк ребенка.
Вначале давайте подумаем и разберемся - почему у современных детей это стало проблемой и кто виноват.
Так было всегда или это бич современного поколения?
Шариковая ручка. Парта Эрисмана. Телефоны. Век скорости.
Почему у современных детей это стало проблемой и так ли это на самом деле, может и раньше такая проблема существовала, или это дань моде - идти к репетитору за красивым почерком?
Действительно проблема существовала и раньше.
В эпоху появления шариковых ручек было выявлено в процессе исследования на негативное влияние шариковой ручки на письмо и здоровье учащихся в целом.
Новейшие программы школы со скоростными технико-информационными установками не давали должного внимания и времени на тщательное изучение техники письма учащимися (элементы букв, соединения, скорость, упражнения, время работы и другое).
И вот вроде бы надо что-то менять, но всё осталось на уровне исследований того времени.
Из школ стали исчезать парты Эрисмана, где-то примерно к 1995 году, на смену им пришли плоские горизонтальные столы, где у учащихся изменился и углубился угол наклона тела, шеи и головы. А это напрямую влияет на качество письма, т.е. другими словами почерк усугубился еще и за счет правильной посадки за письменным столом.
Наклонные парты убрали по нескольким, объяснимым причинам:
- Удешевление и упрощение производства. Парты стали делать из ДСП, стол и стул стали раздельными, исчез наклон столешницы.
- Несоответствие санитарным нормам, т.к. по новым нормам СанПиНа школьная мебель должна была соответствовать росту ученика, а парты Эрисмана не позволяли регулировать расстояние между сидением и столом под рост учащихся.
Но время показало, что новая мебель вредит здоровью учащихся: дети сильнее сутулятся, отодвигаются от стола, сидят боком, наваливаются на стол грудью. И уже сейчас многие врачи и чиновники заговорили о возвращении «классических» парт Эрисмана в школы, тем более им давно придумали и изобрели аналоги, которые будут соответствовать требованиям СанПин.
Новая же проблема, повлиявшая на качество письма, возникла в эру процветания компьютеризации, текстовых файлов. Человеку все меньше и меньше есть нужда в ручном письме.
Контрольные, курсовые, дипломы, презентации, переписка в мессенджерах, телефонах и т.д. - все это пишется текстом на клавиатуре через браузер или компьютер, телефон/смартфон, который имеет, как правило, приложения по автоматическому исправлению или предложению исправления ошибок.
Думать не надо, ручка не нужна. Что нужно человеку, так это его руки, глаза, компьютер/телефон и начальные знания по русскому языку.
Нет потребности - нет навыка.
Программы по которым продолжают работать школы не дают возможности освоить письмо/почерк с должным качеством и вниманием.
На учебный курс "Обучение грамоте" рекомендуется отводить 9 часов в неделю: 5 часов русского языка (обучение письму) и 4 часа учебного предмета "Литературное чтение" (обучение чтению). Продолжительность "Обучения грамоте" зависит от уровня подготовки класса и может составлять от 20 до 23 недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 13 до 10 недель (выдержка из статьи Федеральная образовательная программа начального общего образования).
Скажу из опыта работы с детьми и родителями, первоклашка в классе по программе школы "Перспектива" прошла весь письменный алфавит за 2-3 недели. В этой школе 1 год идет за 2 и учатся дети самостоятельно добывая знания.
Всего существует 5 направлений работы школ. О них вы можете почитать и выбрать для своего ребенка лучшее в моей статье на Телеграм канале здесь или на страничке Вк здесь (скоро ссылки станут активными).
Конечно, мы идем в ногу со временем, темп жизни ускоряется, ускоряются и программы, но... есть проблема.
Давайте обратимся к советской программе, до того времени, как к нам пришла шариковая ручка.
Сколько же времени уделялось обучению почерку раньше, в советское время, и почему почерк детей того времени был лучше, чем сейчас.
Советская школа До шр.
По программе старой советской школы, еще До прихода шариковой ручки, на уроки по предмету чистописания, а это был отдельный предмет в школе, отводилось, как вы думаете сколько недель?
Недель!
Не недель, а целых 3 года, не меньше и то, всё зависело от способностей ребенка. Ученику разрешалось переходить в следующую разметку тетрадную, только, если он отлично справлялся в предыдущей - частой косой линовке, косой, узкой.
Обязательным была работа в узкой косой линовке, которая немного отличалась от современной, но имела те же параметры и смысл: высота 8, 5, 4 мм, специальные/вспомогательные наклонные линии, по которым ребенок писал буквы, встраивал их туда, изучал и запоминал их строение (графема). Начинали писать с 8 мм разметке.
Не мало важным было оценивание работы. Была отдельная оценка за прилежание, которая оценивала работу, старание, добросовестность ребенка.
Ученики писали острым пером и макали им в тушницу с чернилами, что вырабатывало у них прилежание и аккуратность.
Вырабатывались другие процессы при таком письме: расслабления, за счет написания тонких линий, и напряжения, за счет написания нажимных линий. Рука у ребенка во время такого письма долго не уставала, что способствовало определенной выработки скорости. Я говорю о приемлемой скорости письма, при которой мы понимаем, что пишем, осмысливаем и анализируем. Я не говорю о той скорости, которой мы обладаем, записывая мысли шариковой ручкой, когда нет целостной работы мозга-руки-глаз.
Качество почерка отражает глубинные стереотипы психомоторной конституции человека, его мыслей, весь его внутренний мир.
Что же делать?
И вот, мои уважаемые, мы подошли к главному нашей темы.
Что же делать, если ребенок пишет некрасиво и непонятно в тетраде, ему снижают оценки за это? Что делать, если учитель говорит о проблеме и дисграфии?
Мне очень душевно жаль, что чистота почерка сейчас стала исключением, редкостью, и это обусловлено всего скорее индивидуальными способностями ребенка, либо активной работы родителей по улучшению почерка ребенка на дополнительных занятиях.
Возвращаться к острому перу или научиться писать красиво шариковой ручкой?
Говорят, что оглядываться на прошлое не надо, нужно идти вперед, но использовать полученный ранее опыт необходимо, для этого мы его и получали.
Как исправить проблему, решать вам, уважаемые взрослые, родители - самостоятельно или при помощи специалиста, острым пером с уроками каллиграфии или шариковой ручкой с уроками чистописания.
Есть действенные средства для любой проблемы - профилактика, диагностика и лечение.
- Профилактика.
Водите в детский сад ребенка. В хороший детский сад, где ребенок много рисует, познает мир, приносит домой плоды своих маленьких трудов в виде поделок и картин. Посмотрите какие средства письма используют воспитатели для занятий с вашим ребенком и другими детьми (они должны иметь разный вид, форму и наполнение). Поинтересуйтесь программой детского сада у заведующей или воспитателей: что будут изучать, использовать.
На случай, если вы по каким-то причинам не водите ребенка в детский сад, водите его на дополнительные занятия, в кружки до школы, где с детьми будут заниматься рисованием, лепкой, конструированием, поделками и т.д.
Занимайтесь дома самостоятельно: пластилин, мелки разнообразной консистенции (ссылочки вы найдете для покупки материалов на маркетплесах по тегу #материалы по данной ссылке на моем канале в ТГ), фломастеры, брашпены, кисти и краски, стики, пальчиковые краски, карандаши, маркеры, текстовыделители и другое.
Играйте, конструируйте, составляйте пазлы, делайте маломальскую работу по дому вместе с ребенком. Всё это вам в помощь в профилактических средствах на пути к красивому почерку. - Диагностика. Если почерк, как есть, нечитабельный и проблема уже существует, то...
Предлагаю обратиться за помощью к специалисту для диагностики. Это поможет вам разобраться, на что именно нужно обратить внимание при работе по исправлению/коррекции почерка у вашего ребенка или у вас (смотря кто хочет исправить почерк).
К каким специалистам вы можете обратиться: это может быть психолог, логопед, нейропсихолог или педагог по коррекции почерка/чистописанию (все с наличием прохождения специальных курсов, обучения, повышения квалификации). У такого специалиста не обязательно должен быть диплом, сертификат, удостоверение (хотя, как правило они существуют), но обязательно должны быть методики, отзывы, результаты его деятельности (фото).
Такой специалист платно или бесплатно проведет диагностику почерка и выявит существующие дефициты физиологического, логопедического, нейропсихологического или иных факторов, которые мешают ребенку освоить навык аккуратного почерка. Далее вам предложат обратиться к другим специалистам, исходя из диагностики и если это необходимо (она делается не сразу, не раньше следующего дня, специалист вам всё скажет) и пути решения проблемы.
Что делать для самостоятельного решения я напишу ниже в пункте Лечение.
Вы заметили, что я не говорю о каком-то идеале почерка, но о его читабельности, понятийности, аккуратности, что и составляет так называемый красивый индивидуальный почерк определенного человека. Человек не повторим, как и неповторим его почерк, поэтому сравнивать ни с кем не беремся. Наша цель сводится к подправлению или направлению к аккуратности и повышению оценок.
А знаете, на моих занятиях, за счет коррекции почерка улучшается и орфография. Каждый раз прописывая буквы, складывая их в слова и предложения, ребенок визуально и мышечно запоминает правильное их написание.
Волшебной пилюли не существует, но есть магия от труда, работы и усердия.
- Лечение.
Это утрированное название подпункта, но вылечить можно практически любую проблему. Практически! Говорю это, потому что есть проблемы более сложного характера и требует вмешательства ряда специалистов.
Первым пунктом на пути к лечению я бы начала с вашего настроя, родители. Ведь за помощью идете вы, а не ребенок. Ваш ребенок - это ваше будущее и вы хотите, и даже обязаны, сделать его лучше и качественней (это и есть профилактика). Поэтому без вашей ответственности и участия ничего не получится, самостоятельно вы решите заниматься или со специалистом.
Итак, что делать!
- Не нужно опускать руки! Это важно! И можно это считать первым пунктом на пути к красивому почерку. Боритесь, занимайтесь, ищите, читайте, присматривайтесь, если занимаетесь самостоятельно или самостоятельно по купленному курсу, их сейчас можно купить для самостоятельного изучения.
Подбирайте и даже перебирайте специалистов, если решили использовать помощь, читайте их отзывы, смотрите результаты, наблюдайте как работают с вашими детьми, как дети относятся к занятиям. Я, например, совершенно спокойно отношусь, если ко мне не вернулись после диагностики. Причин может быть много: дорого, далеко, не удобно, не подошел чисто по характеру. И это нормально!
Если вы решили заниматься каллиграфией и исправлять почерк при помощи острого пера, то вам понадобится помощь каллиграфа, человека, который владеет в совершенстве техникой, обучался этому специально. Я - каллиграф и обладаю такими техниками, и не одной, о чем говорят мои работы и сертификаты (посмотреть работы и сертификаты). Но честно, каллиграфия хоть и дает свои результаты по исправлению почерка, но вернувшись к шариковой ручке у вас вновь возникнут проблемы и вопросы. Поэтому каллиграфия - это дополнительное средство при исправлении почерка, которое я применяю на своих занятиях, но исправить почерк, используя шариковую ручку, нужно именно шариковой ручкой. - Наберитесь терпения, ведь мы говорим о серьезном труде, исправлению и перестройке уже приобретенного навыка. Навык - это каждодневная работа.
- Посадка. Спина. Ноги. Руки. Голова.
Обратились ли вы за помощью или занимаетесь самостоятельно с ребенком дома чистописанием, посмотрите в каком положении находится спи на, ноги, руки, голова при работе за столом у ребенка.
Сидеть ребенок должен на полумягком стуле/кресле, занимая лишь половину его или даже 1/3 ближе к столу. Между столом и ребенком должен образно помещаться кулак, или быть промежуток.
Спина ровная, без наклона в сторону (но я не рекомендую специальных предлагаемых рекламой насадок/тренажеров, если вам их не прописал, конечно, врач-специалист по рекомендации).
Ноги должны касаться пола или подставки под ноги.
Руки лежат на столе ОБЕ. Та, что пишет занимается своим делом, с слегка свисающим локтем до 5 см; та, что не пишет лежит на столе и удерживает лист или тетрадь, т.е. тоже работает (не подпирает голову, не на коленях, ни в каком другом положении). Таким и только таким образом, идет сбалансированная работа всего тела. А значит весь организм работает как часы, нет ненужного напряжения, время работы увеличивается. Не забывайте делать перемены. Писать можно непрерывно 10-15 минут, далее разгрузка.
Голова слегка наклонена вниз при прямой спине и акте письма.
Было бы лучше, если ребенок в домашних условиях трудился за наклонным столом.
- Много писать не надо!
Почему то раньше считалось, чем больше листов с прописями ты пропишешь, тем лучше ты будешь писать, если есть с этим проблема.
Пример. А теперь представьте, что вы ударились и появился синяк на месте удара. Как мы его лечим? Еще чаще бьем по этому месту, чтобы прошло. Так? Конечно, нет! Мы мажем это место специальными мазями, делаем сетку с йодом, не переохлаждаем, бережем. Другими словами - лечим травму.
Так и в почерке. Если есть проблема, писаниной мы только усугубим проблему, отвратим ребенка еще больше от письма, это будет его боль, его страдания. Поэтому, повторюсь - 10 минут пишем, 5 отдыхаем, например.
Также я рекомендую комплекс упражнений направленных на развитие мелкой моторики, снятию мышечной дистонии, спазмов, напряжения, комплексную работу с мозгом и развитием. Всё это вы можете найти на моих занятиях, на которые вы можете записаться ЗДЕСЬ или самостоятельно найти упражнения и задания в интернете. Их много! - Гимнастика.
Делайте несложные упражнения для рук перед письмом. Сжимайте и разжимайте кисти рук, покрутите кулачками наружу и внутрь, из кулачка поочереди открывайте по одному пальчику и обратно закрывайте. Приучайте ребенка работе по дому : складывать кухонные приборы на место, доставать тарелки, протирать пыль, собирать мелкие предметы (например, пуговицы в лоток для их хранения), мыть посуду или чистить картошку безопасным ножом, не картофелечисткой (она не дает такого эффекта). Тем более это будет разгрузкой ребенку в выполнении домашней работы. А во время помощи вам поговорите, поинтересуйтесь его настроением или пройденным днем, спойте вместе. - Рисуйте!
Как ни странно, но именно рисование с малолетства вырабатывают начальный навык красивого почерка.
Возьмите с ребенком любой пишущий предмет (можете воспользоваться моими ссылочками, что указала для вас выше) и рисуйте ими: кружочки, туннели, восьмерки и капельки, прямые в виде кривых как на ЭКГ или заполняйте формы безотрывными закрасками. Раскрепощайте руку ребенка, пусть не думает о качестве, пусть думает о легкости движения руки во время рисования. Вот это полезное упражнение. Меняйте предметы письма, разнообразьте. Пишите обеими руками: поочереди, тем самым снимая напряжение с ведущей руки, или одновременно, тем самым задействуя межполушарные связи.
- Качество предметов. Обратите внимание на качество ручки, которой пишет ребенок. Почитайте рекомендации специалистов или можете почитать мои рекомендации по выбору физиологически подходящих предметов. Это очень важно, сели ребенок имеет неправильный хват и это влияет на его почерк (определит специалист на диагностике).
К качеству предмета отнесу и качество бумаги в тетрадях. Листы должны быть слегка белыми, но не со 100% белизной, плотность бумаги лучше брать 70-80 г/м2 для комфортной работы любыми предметами и не боязнью протекания или стекания чернил/геля.
- Свет, предмет.
Для правшей свет должен падать при письме с левой стороны, для левшей - справа. Свет не должен быть ярким, но и не тусклым. Письменный стол не перегружен лишними предметами, отвлекающим ребенка. Только самое необходимое. - Картинки.
В начальной школе не покупайте яркие тетради и предметы письма (ручки, карандаши, стерки и т.д.). Ребенок будет отвлекаться, а это будет мешать ему в выполнении работы.
- Помощь будет!
Если совершенно нет времени и вы заняты работой - обратитесь к специалисту (как его выбирать, я писала вам выше). Он возьмет на себя часть вашей работы с ребенком, вам останется только следовать его рекомендациям, следить и контролировать ход выполнения домашних заданий, во время привозить или включать видео-связь со специалистом, не прогуливать занятия, набраться терпения и довериться профессионалу.
Помните, уважаемые родители, почерк - это навык, который приходит лишь при ежедневном труде.
Мои контакты я вам бросала в тексте. Повторяю ссылочку, если заинтересовала вас, как специалиста в области чистописания и коррекции почерка. Записаться на пробное/диагностическое занятие вы можете по ссылочкам ниже в разделе о канале. Подписывайтесь на канал и получайте кучу бесплатных полезностей, статей и ссылок.
Надеюсь, что моя статья была полезна вам!
Также читайте другие мои статьи о почерке и чистописании.
Мой Телеграм канал - https://t.me/chistoe_perishko
Моя страничка в ВК - https://vk.com/chistoe_perishko