Через труд, религиозную веру, науку, искусство, философию человек осознает своё единство и взаимосвязь с окружающим миром, с природой физической и духовной, а вместе с тем и относительную самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениям. Мировоззрение, как способ объяснения и понимания реальности и действительности, является основанием для принятия ежедневных решений, действий и поступков.
Мировоззрение – обобщённая система взглядов на мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его реальности (действительности), и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Мировоззрение включает рациональное понимание и эмоциональную, чувственную оценку человеком смысла его жизнедеятельности и судеб человечества.
Мировоззрение есть система обобщённых рациональных, чувственных, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир, и место человека в нём. Совокупность взглядов на многостороннее отношение человека к миру к самому себе и к другим людям. Совокупность не всегда осознанных жизненных установок человека.
Мировоззрение есть сложная совокупность многоразличных факторов во всех трёх областях: чувства, разума и воли, равно как и областей подсознательного и сверхсознательного. Всякое мировоззрение можно выразить в формах разума, но это есть лишь насильственная и почти всегда бесполезная стилизация. Ни сообщить свое мировоззрение другому человеку, ни тем более выразить его таким путем нельзя. Чтобы действительно понять иное мировоззрение, нужно вжиться в него, воссоединить в себе самом его пафос, тональности бытия и тяготения сознания.
Мировоззрение духовный каркас сознания класса, общества и личности.
Мировоззрение – это способ восприятия окружающего мира, объяснения и понимания мироустройства, структуры мироздания, системы принципов и законов, определяющих процессы становления, функционирования и развития мира, мироздания.
Мировоззрение – это видение мира и видение человека в этом мире, видение того каким человек должен быть. К чему он должен стремиться, как работать над собой.
Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение, – это система взглядов, обеспечивающих познание мира в целом, и поиск места в нём человека. Содержание мировоззрения группируется вокруг той или иной совокупности смыслообразующих принципов и ценностей, а также сложившихся на их основе взглядов, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.
Основу мировоззрения составляет совокупность научных, философских, политических, правовых, эстетических, религиозных, нравственных взглядов, воззрений, концепций теорий, которые тем или иным образом объясняют внешний и внутренний мир человека, раскрывают его сущность, смысл и назначение.
И сегодня, и в далеком прошлом, и в грядущем будущем человека волновали, и будут волновать вопросы: как устроен мир, что есть человек и каково его место в мире, что такое жизнь и что есть смерть, есть ли что-то после смерти. Каждый человек, так или иначе, ставит эти вопросы, пытается их осмыслить и решить с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. и своего жизненного опыта .
К числу фундаментальных мировоззренческих можно отнести следующие вопросы. Место и роль человека в этом мире. Смысл его жизни в целом, и смысл земного существования в частности. Какое место занимает человечество и конкретный человек в бесконечном круговороте явлений и событий в природе и в обществе. Человек живо интересуется и тем – одинок ли он как разумное существо в мироздании, или разумная жизнь есть и на других планетах и в других мирах.
Ответы на эти вопросы носят мировоззренческий характер. Они задают систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Без мировоззренческих координат человек обречён жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречён быть заложником обстоятельств, чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире, и найти свое место в мире.
Мировоззрение выступает системообразующим началом, индивидуального и общественного сознания. Оно служит фактором, осуществляющим структурирование индивидуального и общественного сознания. Выступает ядром, вокруг которого осуществляется системообразование накопленной информации – сведений, данных, фактов. Мировоззрение играет ключевую роль в преобразовании накопленной информации в знание, т.е. работающую информацию, имеющую ценность для обеспечения жизнедеятельности человека и общества. Мировоззрение – это духовно-нравственный фундамент, на котором основывается система знаний. Мировоззрение позволяет выстроить систему знаний – упорядочить совокупность концепций, моделей, парадигм, и выстроить их в единую систему.
Мировоззрение можно определить по аналогии с определением философии как форму самосознания эпохи (Гегель), как интуитивно складывающееся или теоретически оформленное самосознание исторически определенного сообщества людей – всех и каждого.
Выбор пути развития общества – это, прежде всего мировоззренческий выбор видения мира, мировосприятия, в пространстве которого осуществляется жизнедеятельность человека и общества, и только во вторую, третью и т.д. очередь – это вопрос политический, экономический, научный и прочее. Вопрос о смысле и назначении развития природы и общества, развития Жизни во всех её проявлениях имеет непреходящую значимость. Человечество вновь и вновь задает его себе на каждом новом витке истории, и находит в контексте исторического времени всё новые и новые ответы на него. Но вновь получаемые ответы не отрицают ранее накопленный опыт, не делают бессмысленными знания, полученные в предыдущие времена. Новое знание вбирает в себя, синтезирует знание предшествующих эпох, давая более полное видение и понимание пути пройденного и пути предстоящего. По мере продвижения человечества по пути познания преодолевается карикатурность мировосприятия, т.е. видения искажающее облик реальности.
Путь развития человека и человечества в высшей степени не прямолинеен, он знает периоды взлета, духовного просветления и темные эпохи духовного запустения. Эти тёмные периоды – «кали-юги» чреваты ложными целями и наполнены заблуждениями относительно смысла жизнедеятельности человека и его предназначения. Но, опускаясь на дно бездуховности, человечество обретает в себе силы для духовного возрождения и обновления, для нового подъема, нового взлета. И чем выше предстоит возвышение, тем сильнее должны быть сжаты пружины воли, тем напряжённее должен быть заряд творческой энергии. Великий ужас перед собственной мерзостью должен повергнуть человечество в великое смятение и придать ему великие силы для очищения и стремления к праведности. Даже среди глубочайшего нравственного падения, в безумии оргий и отчаянии разврата, мы почти всегда замечаем стремление людей избранных к возвышенному, идеальному.
Постижение смысла и назначения развития природы и общества, (истории человечества) основывается на определенном видении мира, и соответствующем понимании фундаментальных принципов и законов, управляющих Миром. От того какой видит и воспринимает человек окружающую его реальность, свое место и роль в общем потоке не только планетарной но и космической жизни зависит то, каким образом он строит свою жизнедеятельность, свои взаимоотношения с другими людьми и внешним миром.
А.В. Семенков. 28.10.2024.