Братья Рико
Этот роман написан Сименоном под впечатлением от жизни в США. Здесь нет описания блестящих подвигов американской полиции, напротив, роман посвящен другой стороны – членам мафиозного клана.
Собственно, от Сименона с его любовью к судьбам простых людей ничего другого ожидать и нельзя было.
Итак, жили-были три брата – Эдди, Джино и Тони. Жили в Бруклине, в семье бедных итальянцев. У родителей была лавчонка и как-то раз туда забежал один хулиган, которого преследовали. Они сразу нырнул в подпол, а мать поставила на крышку подпола стул и села на него. Беглеца не нашли, а вот мужа убили.
Зато тот, кого она спасла, позже стал влиятельным лицом в итальянской мафии на американском побережье. Звал его Стив Кубик.
Позже дети подросли и тоже стали работать на мафию. Больше всех преуспел старший, Эдди. Он с почетом принимал все правила и неукоснительно их соблюдал. Он знал все про иерархию, про то, что врать никому из главарей нельзя и в итоге получил под управление один из районов во Флориде.
К моменту, когда разворачивались события романа, Эдди считался преуспевающим человеком, у него был дома, жена и три дочки.
И вот в одно не самое прекрасное утро Эдди позвонил Бостон Фил и расспрашивал о младшем брате. Тони тоже работал на мафию, однако он был фигурой помельче, задания у него были так себе, да и вообще братья не поддерживали друг с другом связь.
Тони, как удалось узнать из разных источников, принимал участие в одном деле, которое имело кровавые следы, однако в дальнейшем решил начать жизнь с чистого листа, сдав своего босса. Дело в том, что Тони женился, его перестала устраивать прошлая жизнь. От подкупленных полицейских стало известно, что Тони настроен серьезно. И вот теперь его надо было убрать.
Но Тони… пропал.
И тогда к розыску подключили Эдди. Я полагаю, что изначально пытались подключить к этому делу среднего брата, Джанни, но тот оказался парнем смышленым и тоже скрылся. Показательно, что, когда Эдди получил приказ немедленно разыскать младшего брата, он повстречал среднего. И тот кое-что порассказал ему о событиях. Собственно, у Джанни не было никаких иллюзий о том ,что ждет Тони и какова их, братьев, роль во всей этой истории. Позже Джанни сел на корабль, уходящий в Южную Америку.
Эдди так сделать не мог. Он рос в бедности – спал с братьями в одной кровати, мылись они дома. Жизнь их была бессобытийной и скучной. Он поклялся себе никогда не оказаться в бедности.
Дальше роман посвящен тому, что Эдди мотается из одного конца Америки в другой, пытаясь найти младшего брата. Боссы создали для него легенду – мол, Тони важный свидетель, трогать мы его не будем, но пусть он скроется в Европу или в Мексику.
Он пообщался с тестем Тони. Этот мужчина явно не доверял Эдди и не сказал, где находится его дочь Нора и зять Эдди. Зато именно брат Норы ходил в полицию, служил своего рода посредником между Тони и правоохранительными органами. И если бы не предатель в полиции, подкупленный мафиози, все могло бы пойти так, как предполагалось, и Тони ничего бы не угрожало.
Эдди отправился к матери и та навела его на мысль – когда-то Тони забирала на лето одно знакомая, парень провел там целый год и вернулся под впечатлением от тех мест и с горячей любовью к автомобилям. Почему мать так поступила? Не могла же она не знать, что мафия все равно пойдет по следу… Или она предоставила Эдди выбор? Чтобы он сам решил, как ему поступать?..
Ночью Эдди снится Тони, который говорит, что Эдди его убил. Непонятно, почему и как, но рядом сидит их отец и оттого происходящее кажется еще серьезней.
Эдди отправился в Калифорнию, нашел там брата с женой. Оказалось, они ждут ребенка. Тони понял, что дни его сочтены и не был особенно любезен. Он высказал все, что думал, по поводу свойственного Эдди почитания главарей мафии. Думаю, он презирал старшего брата. И он догадывался, то тот предаст его. Тони объясняет брату, то боссы ждут именно этого и уберут его при переходе границы. Тони не понимает, почему его старший брат так отчаянно наивен. Ведь он тоже в этой системе, причем уже давно ,неужели он не понимает ,что здесь не бывает исключений? Эдди, в свою очередь, уверяет брата, что за ним нет слежки, а значит, никто ничего не знает.
По возвращению Тони в номере отеля встречает представитель мафии по имени Майк. Вместе они сидят в номере и ждут, когда команда зачистки доберется до того места, где живет Тони. К нужному моменту Эдди заставляют набрать номер Тони и выйти на улицу. Тони все понимает и спрашивает: «Если я этого не сделаю, они возьмутся за Нору?». Брат прощается. Он уже давно все понял и потому ему еще больше противен старший брат.
Эдди как в тумане. Его то трясет, то рвет, но ему позже сообщают, что все прошло хорошо, и он отправляется домой. В его магазине его встречает подчиненный и, приветствуя, говорит: «Все хорошо, патрон!».
И последние фразы романа посвящены тому, как Эдди пытается обрести душевное равновесие, уверяя себя, что он «столько трудился в этой лавчонке в Бруклине, чтобы этого достичь».
На самом деле, это рвущий душу роман. Здесь нет однозначного ответа на вопрос, кто больше имел права жить – Тони (который своим поступком подставлял двух старших братьев) или Эдди, который своими руками убил брата. Это какая-то внутрисемейная драма, когда действует уже не в первом поколении – ведь позволила же мать когда-то, чтобы убили ее мужа ради какого-то незнакомого парня. И это невероятная трагедия для Тони, который попытался разорвать порочный круг, но стал жертвой действий собственных родственников.
Грязь на снегу
Действие происходит во время Второй мировой войны. В одной европейской стране живет 18-летний Франк Фридмайер со своей матерью.
Мать держит «маникюрный салон», а на самом деле – поставляет оккупантам девушек. У нее постоянно живет 2-3 девушки, которые, к тому же, помогают по хозяйству.
Франк ничем не занят – не работает, не учится. Он болтается по барам, по приятелям. Друзей у него нет.
Франк мечтает о взрослении. Вот только он его понимает по-своему.
Книга начинается со сцены убийства офицера. Франк просто зарезал его в темном месте, потому что ему нужен был его пистолет.
На беду, в это время мимо проходил их сосед Герхардт Хольст. Нет, он никому ничего не сказал. Но Франк с того момент стал больше прислушиваться и присматриваться к этим своим соседям.
У Герхардта есть еще дочь, ей 16 лет и зовут ее Мицы. Она почти не выходит из дома, живут они очень бедно. Но Мицы в таком нежном романтическом возрасте и так соскучилась по общению, что редкие знаки внимания Франка принимает за нечто серьезное и в конце концов в него влюбляется.
Франк меж тем получает первые серьезные деньги. От приятеля Кромера он узнал про оккупационного полковника, который интересуется часами. Франк знал, где можно разжиться хорошими часами. В детстве он рос в деревне, пока его мать торговала собой. Именно туда он и приехал с приятелями, чтобы ограбить часовщика. Но оказалось, что тот давно умер, а его сестра опознала Франка. Пришлось ее убрать.
Франк получил большие деньги – можно было бы жить несколько лет – и зеленую карточку, которая давала возможность везде ходить, не боясь патруля.
Франка не интересовали люди, их тяготы. Он довольно быстро их понимал, оценивал ситуацию и план как получить их них нужное. В новом для себя качестве – богатого человека – он стал невыносим: постоянно размахивал крупными купюрами, много пил. Он даже провернул невероятную махинацию: подложил влюбленную Мицы под приятеля.
Мицы вырывалась, потом убежала из дома в чем был. Конечно, простудилась, ведь на улице была зима, соседи складывались, чтобы помочь ей вылечиться от пневмонии и оплатить доктора.
Франка это не очень заботило. Он даже не чувствовал вины. Много пил, спал с девушками из салона матери. Он все напряженно ждал – что же сделает отец Мицы, но тот никак ему не мстил.
Однако Франка все же взяли. Оккупационные войска заприметили и Франка, и его приятелей. Приятели, кстати, были замешаны в других делах – радиопередатчиках, видимо, участвовали в движении сопротивления. Прагматичного Франка все это не интересовало. И он даже не верил в то, что зеленая карточка его не спасет.
На 19 день тюрьмы его стали допрашивать. И били, и еда была так себе. На прогулку не водили. Следователи знали все – у них были показания свидетелей, они и без Франка были в курсе дела.
Франка навещала мать и при втором свидании ужасно удивилась виду сына: без зубов, с синяками, похудевший, обросший. К тому моменту ему даже не давали выспаться – так ставили графики допросов, что было некогда.
У него начала создаваться своя философия. И он стал внимательно наблюдать за тем, что происходит за окном. Тюрьма размещалась в бывшей школе и за окном был жилой дом. Он часто видел в окне женщину, хлопотавшую по хозяйству.
Однажды к нему пришли Мицы и ее отец. Мицы призналась, что любит его. И тут Франка накрыла настоящая волна: он вдруг почувствовал, как Мицы ему близка, это их свадьба и медовый месяц. И что Герхардт Хольст благословил их.
Это совершенно новые для Франка чувства, которые открыли для него иной вариант жизни.
И эти новые чувства натолкнули его на мысль, как и что он скажет при новом допросе. Он решил во всем сознаться и признается, что он – гадина и что с ним вправе поступать как угодно.
Однако этого не происходит. Только внутреннее раскаяние пережил герой, вовне никакие слова не прозвучали. И вскоре на рассвете Франка расстреляли.
Книга, конечно, поражает неожиданным контрастом: насколько по-разному ведут себя люди. Одни пытаются помочь окружающим, другие «гребут под себя», не ведая страха и ограничений, делают все, что хотят, ломая чужие судьбы.
Судьба Франка печальна потому ,что он так и не понял ценности самой жизни. Все ему доставалось легко, его любили и даже преклонялись перед ним. Его ничто не могло остановить. И он использовал все свои преимущества исключительно ради себя, не отказывая себе ни в какой прихоти.
Возможно ,все его поступки объясняются необходимостью получить предсмертный опыт, сделать какие-то выводы о том, что же на самом деле было для него важно. Но шанса все это использовать у него не было.
Была ли источником перерождения любовь? Я не очень верю в такие вещи, когда речь идет о заключенном или ожидающем смерти. Но говорят, что в конце жизни человек чувствует все острее, так что, возможно, такая трансформация невозможна была бы без Мицы и ее отца. Эти люди растопили безразличие и эгоизм юноши, пробудили то лучшее, что когда-то жило в нем и могло бы сделать счастливым и его самого, и людей вокруг.
Порт туманов
В Париже задержали человека лет 50, который метался на дороге среди автобусов и машин. Он не мог говорил, не помнил, кто он и где он. На голове у человека был свежий послеоперационный шрам.
Публикация фото в газете дала результат: это начальник порта в Вистреаме Ив Жорис. Он пропал 1,5 месяца назад.
Вместе со служанкой Мегрэ препроводил бедолагу домой. Но вот незадача: ночью тот отпил воды из стаканы и умер от отравления стрихнином.
Вопрос: кому? Было все это выгодно.
Наследницей всего стала его служанка Жюли, которая была уверена, что у хозяина за душой ни гроша. К тому же недавно на его счет поступило 300 000 франков- огромная по тем временам сумма.
В этом городе все как-то не так: и мэр какой-то дерганный, и матросы не особо разговорчивые. Вроде как Ива Жориса любили, но никто не сказал ничего такого, что натолкнуло бы на мысль о том ,что с ним случилось за последние 6 недель.
У Жюли есть брат Луи, бывший каторжник. Он – матрос и ходит на судне «Сен-Мишель».
Мегрэ даже понял, что тот накануне убийства был в доме у сестры и оставил записку с предупреждением. Но все оказалось бесполезно: капитана все равно отравили.
Пришедшая из рейса шхуна «Сен-Мишель» вдруг теряет шлюпку, а ее матрос Луи очень вольготно ведет себя в мэром города. Из чего Мегрэ сделал вывод, что существует какая-то тайна, которая связывает всех, в том числе погибшего Ива Жореса.
Мегрэ вычислил, что на шхуне приплыл какой-то человек, не пожелавший быть замеченным. И что он теперь в городе. Незнакомца взяли, однако он сумел вырубить и связать инспектора Люка. Самого Мегрэ в это же время выкинули с палубы «Сен-Мишель».
События закручиваются все быстрее. Оказывается, жена мэра уехала, а тот позвонил в коллеж, где учится его 15-летний сын. Ага, так это, возможно, семейная драма!
Это и в самом деле оказалась драма. Мэр и сбежавший незнакомец оказались кузенами. В юности они любили одну и ту же девушку. Однако мэр (тогда еще не мэр, конечно) ловко использовал момент: его соперник допустил растрату денег из компании его отца и, чтобы избежать скандала, пообещал уехать из страны.
Он действительно уехал – в Норвегию. Там преуспел, узнал, что теперь его возлюбленная живет с кузеном. Узнал он и то, что у него есть сын, который называет чужого мужчину папой! Товарищ вдруг заскучал и понял ,что ему надо донести до сын правду, однако кузен пригрозил арестом прямо на границе. И тогда он разработал целую операцию: капитан Жорес (знакомый потому, что тот плавал на судах в Норвегию) вместе с матросом Луи помогут ему – отвлекут мэра, а он выкрадет сына!
Но что-то пошло не так, мэр схватился за пистолет, пуля угодила в Жореса. Его срочно забрали и на шхуне доставили в Англию, а потом в Голландию, где оперировали и лечили. В итоге к Жоресу речь так и не вернулась, а когда он вернулся сам, то мэр тайком прокрался в дом и насыпал стрихнину в стакан с водой.
Но даже это не остановило незадачливого папашу – он решил продолжить, даже несмотря на присутствие в городе комиссара Мегрэ.
Закончилось все, конечно, плохо – мэр понял, что натворил, и покончил с собой. Что было с мальчиком, которому открыли, кто его настоящий отец, - не сообщается. Но ,может, мать мальчика стала наконец жить с мужчиной, которого любила? В книге об этом тоже ничего не сказано. Будем надеяться, что хотя бы ей повезло.
#сименон #детективы