"ПРОФЕССИОНАЛ" (Франция, 1981)
Боевик, триллер, драма
Режиссер: Жорж Лотнер
В главных ролях: Жан - Поль Бельмондо, Жан Дезайи, Сирил Клер, Мари-Кристиан Декуар, Робер Оссейн, Элизабет Маргони, Жан-Луи Ришар, Мишель Бон, и др.
Убить президента африканской республики. Такое задание получил секретный агент Жослен Бомон. Внезапно политика изменилась, и французское правительство сдает героя африканским властям. Сбежав с каторги, волк-одиночка возвращается на родину с одной целью: довести задание до конца. А чернокожий лидер как раз приезжает во Францию.
***
Такой "переломный фильм" во многих отношениях. И с для классического французского кино, отныне все более коммерциализирующегося, массового, развлекательного, и для стареющего Бельмондо, все более "выходящего" в тираж, "бронзовеющего", начинающего играть "под себя". И для истории, самой эпохи великого кино и великих людей, постепенно уступаюшего пальму первенства телевидению, а потом и Интернету.
У него, конечно, были и прекрасные и стильные предтечи от "Маленького солдата" Годара," Самурая" Мельвиля и "Таксиста" Скорсезе, до "Три дня Кондора" Поллака или даже каких-то вестернов. Возможно, медийный образ Бонда так же!). Однако именно он сам куда больше больше повлияет на дальнейшее кино, чем предыдущее на него. На мой взгляд.
Я бы отметил его влияние в таких боевиках например, как "Подземка" и "Леон" Люка Бессона, "Терминатор 1-2" Кэмерона и "Самоволка" с "Легионером" Ван Дамма, и ряд пост-военно - террористических фильмов: "Рембо", "Крепкий орешек", "В осаде", "Нет выхода". Возможно даже на "JFK" Стоуна, и многие другие не состоялись бы без "Профессионала"). Хотя бы наш "Америкэн бой" взять). Не говоря о ряде "шпионско-заговорщицких" фильмов новой эпохи... От Бонда и Борна начиная).
Хотя внешне он особенно ни на кого не похож, имеет свое яркое и выразительное лицо. Которое может кому-то нравиться, кому-то нет, но оно точно не оставляет равнодушным!
Бельмондо тут уже, вероятно, прошёл пик своей своеобразной харизмы и мужской привлекательности, однако все ещё очень хорош. И, возможно, его внутренний талант и свет ещё ярче стал раскрываться именно в эту эпоху! Это "старение" и отражается в его отношениях с женщинами и властью в фильмах этой эпохи. Они настолько противоположны, что заставляют думать, что "или-или": или любовь или война. Он или "самурай", настоящий человек, или ничтожная буржуазная "тварь дрожащая". По возрасту ему ближе уже любовь и покой, но по характеру он все тот же нонконформистский бунтарь 60-70-х Мишель Пуаккар! Это не обсуждается прямо и концептуально, но в подтексте речь идёт именно об этом...
Многие критиковали сценарий великого кинодраматурга Мишеля Одиара, написанный по книге британца Патрика Александра "Смерть раненого зверя с тонкой кожей" (1976): за неправдоподобность, за голливудские и "бондианские" штампы о супергероях, разведчиках, красотках, продажных полицейских, бутафорскую кровь, итп.. Однако, на мой взгляд, в жанре "колониального фильма" и фильма о "бунтаре - одиночке", Бельмондо, используя свои таланты "бойца" и "обольстителя", достиг тут достаточно высокого уровня художественной выразительности! Да, этот фильм можно было сделать серьёзным, отстраненным, "Самураем-2", и музыка Морриконе на это как бы намекала. Но Бельмондо, кроме редких первых фильмов, никогда не был таким "холодным самураем". Главное в нем - это его добро, его улыбка, его любовь, его экспрессия, его юмор... Потому в фильме он так никого и не убил... Кроме случаев самообороны. Хорош киллер).
И опять-таки, разве это легко сделать лирический и романтический, и даже местами, юмористический, триллер и боевик, в конце которого хочется плакать, как после большой трагедии?! И так сильно хочется нажать на кнопку обратной перемотки, покадровой... Или просто поставить на самое начало!
Если Вам это кажется лёгким! То попробуйте снять сами такое). Или включите тогда "Крепкого орешка", "Перевозчика", там все натуральное). Фирма веников не вяжет;).
Фильм и актёр, на самом деле, большой, культовый: и глупо с этим спорить! А идеальных фильмов не существует). Это действительно хороший и один из удачных примеров перехода от серьёзного кино к развлекательному! И великолепный памятник самому, всеми любимому, Жану-Полю, недавно похороненному под пронзительный "плач ветра" Морриконе...