Всё дорожает, в том числе и вино. Не удивительно, что мы, как потребители хотим сэкономить, однако резать бюджет нужно тоже с умом. Мем, который меня очень развеселил: брать ли на кассе товары по акции, если в корзинке и так всё по акции. Давайте попробуем разобраться, откуда эти акции берутся.
Для этого нам нужно проследить путь вина от виноградника к нашему столу и его ценообразование.
- Собственно себестоимость.
Честно признаюсь, я не углублялся в трудовое и налоговое законодательство других стран, да и в российском плаваю, так что точных цифр не дам, но нам важнее концептуальное понимание ситуации. В цене бутылки вина заложена далеко не только стоимость самого напитка. Стоимость стекла, этикетки (вместе с разработкой её дизайна), зарплаты сотрудников, электроэнергия, водоснабжение, аренда и стоимость эксплуатации техники, амортизация оборудования, рекламные затраты и конечно же налоги и акцизы. Так вот всё это вместе складывается и грубо говоря делится на количество произведённых бутылок вина. Поэтому, чаще всего, продукция маленьких виноделен оказывается дороже, чем у заводов гигантов, даже при идентичном качестве продукции.
Сразу оговорюсь, речь идёт о тривиальном повседневном вине, и подход "лучше меньше, да лучше" в других обстоятельствах всё ещё имеет место быть.
Так вот ниже себестоимости без каких-либо форс-мажоров вино вам никто, никогда не продаст.
2. Заработок производителя.
Здесь у каждого своё понимание. Виноделы или директора предприятий рисуют для себя некую финансовую модель, исходя из неё формируют отпускную цену на своё вино, и далее начинаются торги с закупщиками. Так как готовую продукцию нужно где-то хранить, что тоже не бесплатно, производители довольно ощутимо могут уронить цену для тех, кто готов разом забрать всю партию. Тем более, что продукция на складе - это замороженные деньги.
3. Наценка дистрибьютора(ов).
Чаще всего с винодельни вино попадает к фирме дистрибьютору, которая в свою очередь продаёт его в магазины, рестораны, или торговые сети. Для своего функционирования дистрибьютор должен содержать свои склады (а абы где вино хранить нельзя и аренда вылетает в копеечку), автопарк грузовых автомобилей, офис продажников, свой рекламный отдел, бухгалтерию, логистов, кладовщиков и прочих сотрудников. И само собой они тоже платят налоги. Таким образом к себестоимости прибавляется ещё около 30℅, которые вам тоже никто не компенсирует. И само собой, не являясь благотворительной организацией, дистрибьютор добавляет к своей отпускной цене некий свой заработок, являющийся предметом торга со следующим покупателем.
4. Конечный продавец. Ресторан, магазин у дома, супермаркет чаще всего оказываются теми местами откуда мы покупаем вино. В этом звене цепочки происходит всё то же самое. К цене закупки добавляются издержки и заработок и вы видете цену на полке или винной карте.
Такими крупными мазками мы обрисовали путь с виноградника к прилавку. Откуда же берутся акции, если всё вокруг такие жадные капиталисты? Вновь по пунктам.
1. Скидка от производителя при покупке всей партии.
Винодел избавляет себя от складских издержек, содержания собственного отдела продаж, логистики и прочих сопутствующих расходов и делегирует это дистрибьютору. Соответственно далее по всей цепочке цена снижается.Д
2. Скидка дистрибьютора.
Оптовые компании вынуждены танцевать торговое танго. Ежедневно на их склады поступает продукция от десятков, а то и тысяч различных производителей. От одного 50 ящиков, от второго 700, от третьего несколько бутылок. Каждый заключённый контракт выгоден и продукции нужно везти всё больше и больше, а склад, в отличие от Москвы, на самом деле не резиновый. Поэтому довольно часто оптовик идёт на снижение цены на какую-то партию товара для того, чтобы быстрее освободить место для нового поступления. Кроме того есть такие вина, как, например, Божоле Нуво, которое кровь из носу нужно продать до Нового года всеми правдами и неправдами.
Ну и что греха таить, на некоторых продуктах стоит срок годности, и дешевле продать их быстро, но с нулевым заработком, чем платить за них из своего кармана.
3. Наши любимые акции в магазинах.
Дисконт для конечного потребителя - это один из самых мощных и эффективных инструментов продаж, поэтому его используют практически всё, но далеко не всё и не всегда честно.
а) Акции 2+1, 7+8, 3+2 и т.д. По сути это то же снижение цены на 20-30℅, но без возможности купить только одну бутылку.
б) Красные, жёлтые, зелёные ценники. Товары по фиксированным ценам. У нас с вами в общей массе есть некое коллективное понимание справедливой цены на товары. Например, "Российское шампанское" не должно стоить дороже 500 рублей. Но в силу внешних обстоятельств и логистики цена вплотную приближается к этой психологической отметке, и если установить цену выше, товар просто перестанет продаваться.
в) Старая цена 100500тыщмильонов, новая цена 199 рублей. Вот здесь чаще всего нас очень неприкрыто обманывают. Отследить старую цену порой довольно сложно, а скидка 87℅ работает на нас, как красная тряпка на быка. Безусловно, как и в случае с оптовиками, торговая сеть может снизить свой заработок, чтобы освободить склад, но очень часто это не так.
г) Сокращение логистической цепочки. К этому прибегают крупные торговые сети, способные самостоятельно выкупить всю партию вина и "размазать" её по тысячам своих магазинов. Иногда это так называемые СТМ (собственная торговая марка) иногда просто товар на полке с обычным белым ценником, но по действительно хорошей цене.
В общем однозначно сказать, что именно будет выгодно, зная лишь цену на полке, достаточно сложно. Так как же добиться пресловутого сочетания цена/качество? Предлагаю взглянуть на вопрос под другим углом. А что мы собственно покупаем?
До этого момента, мы ни словом не обмолвились ни о вкусе, ни о качестве вина! Удовлетворение нашей конкретной потребности в вине, которое придётся по вкусу, в этой цепочке вообще не учитывается! Да, мы можем чрезвычайно выгодно потратить деньги, но на что? Поэтому я бы сделал следующее резюме, сначала решите, что именно вам хотелось бы получить, а уже потом искать, где и как это выгоднее купить.
Перефразируя известную рекламу: "Найти вино на свой вкус - бесценно. Для всего остального есть деньги".
Надеюсь статья была для Вас полезной. Буду рад Вашим комментариям.