Найти в Дзене
Культурный Петербург

ЛИЦЕЙ-ТВ: КАК ЭТО БЫЛО

В День Лицея 19 октября нынешнего года телеканал «Санкт-Петербург» провел марафон прямого эфира под названием «Пушкин. Лицей. Продолжение» (автор идеи и художественный руководитель – Ольга Разина).

Это не первый опыт подобной акции в практике главного телевизионного вещателя северной столицы. Уже есть в его истории – подобные телемарафоны из залов Эрмитажа и Русского музея. Эффектным был и опыт вещания в прямом эфире из Юсуповского дворца на Мойке.

Неизвестное в известном

Наверное, каждый из жителей нашего города хотя бы один раз в жизни навестил этот уникальный музей в Царском Селе. Да и в нынешнем юбилейном году было немало рассказов о лицейском братстве и о связях Александра Пушкина со своими однокашниками уже во взрослой жизни. Одна история с Константином Данзасом чего стоит! Ведь он, офицер, стал секундантом на дуэли своего лицейского товарища Пушкина, хотя наказание за это могло быть очень и очень строгим.

И все же организаторам телемарафона удалась редкая по нынешним «быстрым» телевременам вещь: найти совершенно неожиданные сюжеты и в том, как существовал Лицей, и как жили и учились в нем подростки первого, пушкинского набора. И какова была эпоха тогда, когда Александр Первый повелел основать рядом со своей царскосельской резиденцией учебное заведение для воспитания и образования будущих верных сынов Отечества.

Пожалуй, один из самых выигрышных сценарных ходов проекта заключался в том, что его авторы примеряли те принципы, которые легли в основу лицейской системы образования и воспитания, к нынешней ситуации. Здесь блеснул экс-знаток Федор Двинятин своим размышлениями. И, конечно, был сделан акцент на условиях житья-бытья лицеистов. Поучительность подобных новелл и комментариев явно оживляла ход рассказа. А самое главное: все это происходило в аутентичной обстановке лицейских залов. Порою в кадр попадали даже проходящие на заднем фоне группы экскурсантов.

В подобной, естественной обстановке работы мемориального музея одинаково органично смотрелись и ведущие – Александра Мымрина и Павел Богданов – и приглашенные эксперты – от директора Пушкинского дома Валентина Головина до доктора филологических наук Валерия Ефремова.

Звездные откровения…

…про собственные отношения с Александром Сергеевичем увидели и услышали зрители проекта «Пушкин. Лицей. Продолжение». Здесь были знакомые все лица: Николай Цискаридзе, Светлана Немоляева, модельер Татьяна Парфенова, Константин Райкин, Алексей Гуськов, балетмейстер Начо Дуато. Особенно трогательным был рассказ актрисы Анны Ковальчук, участницы другого проекта канала «Санкт-Петербург»(совместно с театром имени Ленсовета) - сыгранного на Дворцовой площади 6 июня музыкально-литературного спектакля по роману в стихах «Евгений Онегин».

Был в проекте и сам….Онегин. Правда, с именем Николай. Сей сотрудник Эрмитажа, как выяснилось, проводит пешеходные экскурсии по мотивам пушкинского шедевра в Петербурге. Именно из его уст и прозвучали очень важные слова о том, что именно Пушкин и его сочинения дарят всем нам радость жизни. Таким было и главное эмоциональное состояние большинства участников проекта.

Веселое имя Пушкин

Позитив в нем был с очевидной улыбкой, в прямом и переносном смысле слова. Даже сюжет Татьяны Павлычевой о донжуанском списке экс-лицеиста А.С. Пушкина был срежиссирован с очевидной долей иронии. А портрет одной из его «участниц» (Екатерины Бакуниной) был обнаружен на знаменитом полотне Ильи Репина про экзамен в Лицее.

Настроение с улыбкой царило и в игре в детектив Анны Орловской, когда журналистка как заправский следователь «расследовала» связи нынешнего юбиляра с Карлом Брюлловым, Михаилом Глинкой и Николаем Гоголем. Иные подробности стали для многих зрителей новостью на уровне сенсации. Так, например, мало кто замечал, что фасад здания БДТ на Фонтанке украшают бюсты Пушкина и Глинки…

Ирония пронизала и сюжет о гадании на тексте «Евгения Онегина», подготовленный Екатериной Сюзевой. В этом же ряду и экранизированные цитаты о Пушкине из текстов его современников, озвученные за кадром с явной насмешливой интонацией, подтекст которой был всем очевиден: может быть, их авторы и были правы в момент их произнесения, но нынче у нас совсем иное отношение к поэту. Впрочем, именно подобные апарты порождали живое отношение к главному герою проекта. И оно вовсе не было похоже на хрестоматийный глянец.

За стенами Лицея

Энергетике телевизионному зрелищу явно добавил и постоянный визуальный мотив с кадрами Царского Села с узнаваемыми и опознаваемыми видами. Иные выходы за стены лицейского здания порождали удивительный эффект расширения экранного пространства. Жизнь Пушкина будто бы визуально продолжалась в иное время, в иных местах, что, по сути, и происходило в реальности в его биографии. Это ощущение поначалу возникло, когда боксер Александр Морозов вдруг прямо, рядом с рингом начал рассуждать о стиле боксирования в лицейскую эпоху, что сразу привнесло в экранный рассказ живость и эффект присутствия.

А уж когда зрители «отправились» вслед за Дарьей Патриной во Владикавказ по следам поэта, то огромность его жизни, творчества и их влияния на нас стала и вовсе очевидной. Понятно, что охватить все их даже в прямом эфире, который длится два с половиной часа, невозможно. Но возможным оказалось вернуть ощущение живого Пушкина, для которого именно шесть лет в Лицее стали поворотным периодом его биографии. На эту тему можно снять еще не один сюжет и сделать не один репортаж. Впрочем, думаю, что успех проекта «Пушкин. Лицей. Продолжение» был предопределен в ту минуту, когда руководство телеканала «Санкт-Петербург» решилось на создание регулярной передачи «Пушкин. Наше все», в котором блистательное соло досталось журналистке Дарье Богдашкиной.

Немного тайн

Именно Дарья нынче в прямом эфире раскрыла некоторые тайны своих штудий Пушкина и его жизни. На некоторые намекнула. И тем самым как бы зародила интригу и дала надежду, что с юбилейным пушкинским годом не окончится интерес к Александру Сергеевичу и его эпохе. Ее атмосферу и ее подробности и раскрывали постепенно участники проекта. Кульминацией стал рассказ о первом директоре и хранителе Музея-лицея Марии Петровне Руденской, во многом благодаря которой лицей был открыт как музей в 1974 году, и каким мы знаем его почти полвека.

Нынешним летом к прежним двум этажам экспозиции был добавлен второй этаж. В ней раскрывались новые подробности лицейского быта и жизни. И судя по всему новая часть Лицея, открытая сегодня для посетителей, существенно расширяет наше представление о том месте, где «шесть лет промчались как мечтанье…».

Продолжение в будущем

Соведущим проекта с полным правом можно назвать Сергея Михайловича Некрасова, президента Всероссийского музея А.С Пушкина. Он долгие годы был во главе главного пушкинского музея страны и потому его знания и умение поведать о Пушкине нечто такое, что не всегда подвластно обыденному уму, достойны восхищения. Он открывал проект, и он же завершал его, вспомнив свое детство и то, как он приходил в залы Лицея после войны. Это были его воспоминания из прошлого, которые очень точно охарактеризовал сам Сергей Михайлович: «Детство Пушкина стало нашим детством».

И в этом – добавим от себя – залог нескончаемой популярности Лицея не только как музея, но как места нашей силы и гордости. Недаром прозвучала в эфире цифра: в мире издано 380 миллионов экземпляров произведений Пушкина, а его знаменитое стихотворение про чудное мгновенье переводилось на иностранные языки более двухсот раз. Что и продемонстрировали нам зарубежные участники эфира, читая на все лады канонический текст на своих родных языках.

И в этом очень тонко и без назойливой ажиотации было подчеркнуто то, о чем мы догадывались ранее, но что, быть может, поняли благодаря проекту «Пушкин. Лицей. Продолжение»: он и вправду – наше все. Но! У каждого из нас – свой Пушкин. Думаю, что продолжение этой мысли обязательно последует. В телеэфире. В будущем.

Сергей Ильченко