Караченцов Николай Петрович (1944–2018)
Один из самых популярных советских и российских актёров театра и кино 70-х – 90-х годов прошлого века, Народный артист РСФСР.
Родился 27 октября 1944 года в Москве на Чистых прудах.
Его отцом был известный художник – график Пётр Яковлевич Караченцов. Мама Янина Евгеньевна Бруна́к, балетмейстер-постановщик Большого театра, много работавшая за рубежом.
После развода родителей Николай остался с матерью, но поскольку она достаточно часто ездила в творческие командировки жил, и учился главным образом в интернате, а лето проводил на базе отдыха Всероссийского театрального общества в деревне Щелыково Костромской области.
С 1928 года это бывшее имение А.Н. Островского стало любимым местом отдыха актеров Малого театра, так что нет ничего удивительного, что мальчик выросший такой атмосфере не мыслил для себя никакого иного будущего чем актерское.
В 1963 году он поступил а 1967 году с отличием окончил школу – студию МХАТ.
Обычно выпускники Школы – студии, особенно лучшие автоматически вливались в труппу прославленного театра, но в 1967 в Московском театре имени Ленинского комсомола сложилась очень тяжелая обстановка, после ухода из него Анатолия Эфроса.
Николая Караченцова и ещё несколько лучших выпускников того года направили в него «на усиление». Возможно, это был «перст судьбы», потому что именно с «Ленкомом» в дальнейшем оказалась связана вся творческая жизнь Николая Петровича, и на его сцене он познал не только успех, но и снискал настоящую славу.
Среди его первых работ вводы в спектакли, поставленные Анатолием Эфросом «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!».
Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра.
В 1974 году вся Москва буквально ломилась на спектакль «Тиль», по роману Шарля де Костера, а молодой Караченцов в роли Тиля Уленшпигеля производит настоящий фурор. Он раскрывается, не только, как прекрасный драматический актер. Он поет, танцует, демонстрирует себя мастером пантомимы.
Его партнершей в этом спектакле стала блистательная Инна Чурикова, специально приглашённая Марком Захаровым на роль Неле.
В 1976 году Чурикова и Караченцов вместе играли в спектакле «Гамлет», который поставил Андрей Тарковский. Она была Офелией, а он Лаэртом.
Говорят, что это был весьма странный «Гамлет», которого не приняли ни зрители, ни критики. Спектакль прошёл не более 10 раз и был снят с репертуара.
Зато появившаяся примерно в это же время рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» поставленная Марком Захаровым имела просто феноменальный успех.
На сцене играла живая рок-группа «Аракс», актеры не разговаривали, а пели, общий эффект усиливался световыми пятнами, метавшимися по всему сценическому пространству. Исполнитель главной роли совсем еще молодой актёр Александр Абдулов был невероятно красив и похож на героя вестерна, а Николай Караченцов, исполнявший роль Смерти, по-настоящему страшен.
Когда-то очень давно, во время Московской Олимпиады, мне посчастливилось видеть этот спектакль собственными глазами, и это было незабываемое зрелище.
Но, конечно же, главной театральной ролью Николая Петровича стал граф Резанов в рок опере «Юнона и Авось». Этот спектакль стал визитной карточкой театра и остается ею уже более 40 лет.
Николай Караченцов был первым и единственным исполнителем роли своего тезки Николая Петровича Резанова на протяжении почти четверти века.
Премьера спектакля на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского состоялась 9 июля 1981 года, а уже через два года Пьер Карден организовал показ спектакля в Париже, после чего последовали триумфальные гастроли по всему миру.
Николай Петрович Караченцов почти 40 лет был одним из ведущих актёров «Ленкома», задействованным практически во всех спектаклях.
Слава Караченцова-киноактёра началась примерно тогда же когда и театральная – в середине 70-х годов 20 века.
Впервые его пригласили сниматься ещё в 1967 году в фильме «...И снова май!»
Затем был безымянный художник – футурист в эпическом телесериале «Штрихи к портрету В.И. Ленина»..
и несколько других ролей в фильмах, которые сегодня никто и не вспомнит.
Первый настоящий успех в кино пришел к Николаю Караченцову после фильма «Старший сын», где его партнёрами стали молодой Михаил Боярский и уже очень известный и невероятно популярный Евгений Павлович Леонов, который так же к этому времени стал актером «Ленкома».
Ну а потом были десятки фильмов, в самых разных жанрах пользовавшиеся неизменным успехом у зрителей. Назову только несколько наиболее запомнившихся и полюбившихся зрителям:
Думаю, что эти и многие другие фильмы, в которых снялся, Николай Петрович смотрели, и будут еще долго смотреть, восхищаясь прекрасной игрой замечательного актера.
28 февраля 2005 года Николай Караченцов попал в страшную автомобильную аварию, от последствий которой так и не смог оправиться. В течение 13 лет он постоянно лечился, проходил курсы реабилитации, но вернутся в профессию, к сожалению, не смог. Единственный фильм, в котором он снялся после аварии в эпизодической роли это «Белые росы. Возвращение» (Беларусь).
Скончался великий русский актер 26 октября 2018 года буквально несколько часов не дожив до своего семьдесят четвертого дня рождения.
Похоронен на Троекуровском кладбище, участок №6. По желанию родных на надгробном памятнике изображен в образе графа Резанова, ставшем вершиной его творчества.
Сегодня Николаю Петровичу исполнилось бы 80, но, к сожалению, его нет снами уже 6 лет. Вечная Вам память глубокоуважаемый АКТЕР и благодарность за Ваши роли.