Чем ближе 31 октября, тем больше на меня сыплется реклама вечеринок, посвященных Хеллоуину. Дело в том, что я подписана на афишу мероприятий для детей. Кажется, все окрестные детские центры конкурируют друг с другом за возможность предложить мне "адское веселье", "леденящие душу конкурсы", мастер-классы по рисованию ведьмы на метле и тому подобное. Но это ладно, зацепило меня другое. В одном из объявлений предлагалась фотосессия с "любимыми монстрами". То есть, подразумевается, что монстров мы любим. Тренд сейчас такой значит: любить монстров. В интернете нашелся даже конкурс рисунка "Мой любимый монстр" - для детей до 14 лет (фитнес-центр один проводит). Ну что тут сказать, образы всякой нечисти свойственны культурам многих народов, куда без них. Образы эти изначально должны были быть жуткими, чтобы понятно было, вот оно зло, вот опасность. Ими и детей-то пугали, чтобы те в опасные места не забредали из любопытства (в лесу леший, в омуте водяной, на кладбище вампир). Но все течёт, всё изменяется, и вот ведьмы, вампиры, оборотни и иже с ними стали героями литературных произведений, а потом и на киноэкраны шагнули, причем с большим успехом. И что любопытно: они ведь уже успели стать героями положительными! К тому же любовь к монстрам очень удачно наложилась на тему толерантности, и вот уже чудовища правят бал! Мотив охотников за привидениями и борцов с вампирами уходит в прошлое: теперь с нежитью надо уживаться. Детям предлагается им подражать, и не только на Хэллоуин.
Ну и, конечно, бизнес тут как тут: купите искусственную паутину, наклейки с летучими мышами, светодиодный череп, руку зомби, накладные клыки, тарелочку червей... Всё, не могу! Хватит с меня хэллоуинской атрибутики, 31 октября я предлагаю вспомнить другой праздник — День Реформации в Германии. Да, это государственный праздник, причем в большей части земель выходной. 31 октября 1517 года августинский монах и по совместительству доктор богословия Мартин Лютер выразил несогласие с практикой продажи индульгенций, санкционированной самим папой Римским! И запустил таким образом процесс, расколовший Европу на два лагеря и круто изменивший ход истории. Насчёт того, каким образом Лютер обнародовал свои взгляды, мнения разнятся. Но есть легенда, что он прибил лист с тезисами на дверь замковой церкви в Виттенберге, где собственно и сам проводил службы.
Пока историки спорят, прибивал Лютер тезисы к двери, или не прибивал, художники рисуют так, как видят. Иллюстраций и картин на эту тему множество. Самое главное сами тезисы. В перепечатанном виде они стремительно разлетелись по друзьям и студентам богослова и буквально взорвали Виттенберг.
Тезисы, конечно, заслуживают внимания. Для понимания общественного резонанса приведу один из них: "Индульгенции, которые провозглашаются проповедниками как имеющие «высшую благодать»,—воистину считаются таковыми лишь постольку, поскольку они дают прибыль". Тут нужно пояснить, что доход от продажи определенного вида индульгенций шел на строительство собора Святого Петра в Риме.
Денег требовалось просто неимоверное количество, и продажа грамот была поставлена на широкую ногу. Но что Лютера возмущало больше всего — проповедники обещали верующим выкупить души их умерших родственников из Чистилища. Чтобы заплатил денюжку, и душа почившего сразу попадает прямо в рай. Вот Лютер и заявил: "Отнюдь не по-христиански проповедуют учащие, что для выкупа душ из Чистилища или для получения отпустительной индульгенции — вовсе не требуется искреннего раскаяния". Упрекнуть папу Римского, что он поступает не по христиански, было практически самоубийством. Для таких безумцев прямой путь был на костёр. И первым делом Лютеру прислали буллу с отлучением от церкви. А он её... сжёг. Публично.
После этого всем стало ясно, что обратного пути нет. И гореть бы Лютеру на костре, но у него нашлись могущественные защитники, готовые поспорить с самим императором. Князьям было выгодно поднять вопрос о нечестном обогащении римской церкви. Созвали совет в Вормсе, пригласили императора. Защитники советовали Лютеру отречься от своих взглядов — скандал ещё можно было уладить. Лютер отрекаться отказался. Император объявил его вне закона. А вот арестовать упрямого монаха он не мог: не на императорской земле рассматривалось дело. Вот она какая, феодальная раздробленность! Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый спрятал начинающего реформатора в своем замке Вартбург. Чтобы не терять время, Лютер перевел Библию на немецкий язык, количество его сторонников выросло настолько, что составило полстраны, и началось. Крестьянская война, раскол, война князей с императором, Тридцатилетняя война. В конце концов протестантизм стал отдельной ветвью христианства. Тезисы, кстати, были отлиты в металле и теперь украшают ту самую дверь.
Так что если вас 31 октября будут поздравлять с Хэллоуином, поздравьте в ответ с Днём Реформации - оригинально выйдет!