Найти в Дзене
Апология чуда

Самайн: языческий праздник, день страха и всех святых. История традиций. Danse Macabre

Как языческий Самайн превратился в христианский Хэллоуин и почему в день всех святых по улицам разгуливает нечисть? Такие вопросы возникают у каждого из-за изрядной путаницы, связанной с этими праздниками. В канун самого жуткого праздника в году нагоним жути и попробуем разобраться, с чем же его едят. История и традиции, легенды и народные поверья читайте в статье. Не все праздники колеса года уходят корнями в глубину веков, но Самайн таков. Он зародился в кельтской культуре как день начала зимы и отмечался по всей территории Британских островов. О сверхъестественной и страшной подоплёке Самайна известно из записей христианских монахов, появившихся только в X–XI столетии. Можно ли доверять таким свидетельствам? Мы будем, потому что именно таким этот праздник полюбился нам: мистическим и тёмным. Самайн приходился на новолуние между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. В этот день солнце закатывается за горизонт, забирая с собой свет и тепло, и напоследок отдавая людям поздн
Оглавление
Как языческий Самайн превратился в христианский Хэллоуин и почему в день всех святых по улицам разгуливает нечисть? Такие вопросы возникают у каждого из-за изрядной путаницы, связанной с этими праздниками.
В канун самого жуткого праздника в году нагоним жути и попробуем разобраться, с чем же его едят. История и традиции, легенды и народные поверья читайте в статье.

Связь Самайна и Хэллоуина

Не все праздники колеса года уходят корнями в глубину веков, но Самайн таков. Он зародился в кельтской культуре как день начала зимы и отмечался по всей территории Британских островов.

Языческий праздник Самайн

О сверхъестественной и страшной подоплёке Самайна известно из записей христианских монахов, появившихся только в X–XI столетии. Можно ли доверять таким свидетельствам? Мы будем, потому что именно таким этот праздник полюбился нам: мистическим и тёмным.

-2

Самайн приходился на новолуние между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. В этот день солнце закатывается за горизонт, забирая с собой свет и тепло, и напоследок отдавая людям поздний урожай.

На следующие полгода мир погружается в темноту, где балом правят духи и фейри. В эту ночь, ошалевшие от новой свободы, они могут особенно озорничать. Для того, чтобы защититься от них, в селениях разводили большой костёр – малую частицу спасительного света. От него зажигались домашние очаги, чтобы в течение зимы согревать и защищать домочадцев.

В день завершения года подводилась черта под делами людей. Считалось, что нарушивших обет (гейс) в этот день забирает смерть.

В этот же день решалась судьба вернувшегося в стойла скота. Какую-то часть люди могли прокормить зимой, остальных забивали. На животных костях друиды могли предсказывать будущий год.

Самайн и христианство

После распространения в Ирландии христианства (V век), традиция празднования Самайна сохранилась, хотя в ней и произошли перемены. Вместо того, чтобы пытаться запретить народное празднование, церковь наполнила его новым содержанием. Вместо потусторонних духов и фейри люди опасались теперь происков дьявола. Вместо плясок у костра появились молитвы за упокой усопших, вместо ряжения в нечисть – костюмы христианских святых.

Была и другая хитрость. В разных местах Британских островов отмечался день всех христианских мучеников. Дата у праздника была плавающей, поскольку отсчитывалась от Пасхи, и приходилась на лето. Ради борьбы с языческим суеверием в некоторых приходах этот праздник начали отмечать 1 ноября. В IX веке папа Григорий IV закрепил эту традицию для всей католической церкви

Итак, канун Дня всех святых:

All hallows Evening → All Hallows' Even → Hallowe'en → Halloween.

Сладости или пакости

Как Самайн связал смерть, семейные дрязги и сладости?

В этот вечер сквозь размытые границы миров к людям приходили их умершие предки. Был среди них кто-то вроде любимой бабушки, но были и те, кто не одобрял своих потомков или за что-нибудь обижался на них.

-3

Духов требовалось уважить и выпроводить восвояси. К ужину семья собиралась за столом, где находилось место и для невидимых гостей. Ужин проводили в молчании, чтобы не сболтнуть чего лишнего при потусторонних гостях. Всё, что оставалось от трапезы, выносилось за порог, чтобы духи могли забрать угощения с собой – духи, или соседи, обряженные в костюм. Сытые и подобревшие, благодарные за гостеприимство духи спокойно оставляли дом, не наделав никаких бед.

Со временем традиция откупаться едой от потусторонних гостей трансформировалась в калядование и стала детской забавой: «Сладости или гадости».

Фонарь скупого Джека

Так называется фонарик, вырезанный из тыквы. Тыкву с глазами знают все, да не всем известно, откуда она такая взялась. А дело было так…

-4

Жил в одной ирландской деревне скупой кузнец по имени Джек – заядлый прохиндей, хитрец и плут. В час расплаты дьявол пришёл за его душой. Тогда Джек попросил дьявола о последнем желании: ему захотелось съесть яблоко, висевшее на макушке дерева. Как только дьявол забрался на дерево, Джек написал на стволе кресты, и не отпустил нечистого до тех пор, пока тот не пообещал никогда не забирать его души.

Когда грехи не позволили Джеку попасть в рай, он и в аду не смог найти себе места. Не желая иметь никаких дел с хитрецом, а может, из мести, Дьявол выставил его за порог, на прощание подав уголёк из адского пламени.

Тогда Джек остался на веки вечные заточён в тени, предоставленный самому себе. Из репы он вырезал лампадку, поместил в неё уголёк и поныне бродит в тумане, освещая свой путь только этим фонариком и ожидая Судного дня.

Эта ирландская народная сказка зародилась около XVIII века. Позже переселенцы привезли её в Америку, где она наложилась на сюжет новеллы «Легенды сонной лощины» о всаднике без головы. Репа в американской интерпретации превратилась в тыкву. С тех пор именем Джека называют самый популярный атрибут Хеллоуина, который всё же не имеет никакого отношения к Самайну.

Пляска смерти или Danse Macabre

Пришедшие в наш мир сквозь разомкнутую границу, духи и души умерших проходят по нему в своей дикой пляске смерти – Danse Macabre. Если зазеваться неосторожно, они могут и тебя утянуть за собой.

Представление о смерти, как о безучастном палаче, который дышит Вам в спину, не интересуясь ни титулом, ни родословной, зародилось в средневековье по понятным причинам.

С IX века люди ожидали обещанного библией конца света. Зачем прикладывать усилия, надеяться и бороться, если не сегодня – завтра помирать? Должно быть, такие мысли сводили с ума. Несколько столетий такой жизни, и людям потребовалось перенести свой страх на пергамент, на холст – куда угодно, лишь бы вытеснить за пределы сознания. Так к XIV веку в искусстве появился новый лейтмотив – эстетика смерти.

Главная идея этой традиции – ничтожность человеческой жизни, всех земных страстей и достижений перед лицом неминуемого Рока. На картинах смерть изображалась в виде земледельца, поливающего поле человеческой жизни кровью, в виде могущественного царя, ведущего беспощадную войну с людским родом, в виде ловкого шулера, всегда обыгрывающего человека.

-5
-6

Самой популярной аллегорией стала такая: смерть ведёт за собой хоровод, в котором вынуждены танцевать все люди, независимо от сословий. За свою назидательность этот сюжет очень нравился католической церкви. Его разрешили изображать в храмах. С начала XV века он обрёл небывалую популярность, которой до определённой степени пользуется до сих пор.

Загадка: вам Danse Macabre никакой аркан таро не напоминает?