Найти в Дзене

Велопрогулка в окрестностях Выборга. Фортификационные сооружения на мысе Бобовый. Рукотворные гроты у населённого пункта Раппатилы.

Движимый желанием ухватить за хвост находящуюся на излёте золотую осень, я решил съездить в окрестности Выборга, где буйство красок на фоне больших водных пространств воспринимается особенно остро. Кроме того, манили и новые интересные локации, информация о которых мелькала в интернете. Сев на субботнюю утреннюю электричку, я через два c лишним часа вышел на платформе Лазаревка, и сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по Приморской улице пересёк Южный район жилой зоны Выборга. Всё так же - без проблем, хотя дорога ремонтировалась и машины стояли в небольшой пробке, у меня получилось проехать мост, разделяющий пролив Витсатайпаленсалампи и Закрытую бухту. Вокруг наблюдалось много рыбаков из местных, и лично меня - заядлого рыболова, удивило и искренне порадовало большое количество подростков со спиннингами. Ну, а уже дальше - слева от Балашовского шоссе, началась жилая зона: преимущественно частные дома, через которые предполагалось заехать на мыс. Собственно, улица с названием "Цве

Движимый желанием ухватить за хвост находящуюся на излёте золотую осень, я решил съездить в окрестности Выборга, где буйство красок на фоне больших водных пространств воспринимается особенно остро. Кроме того, манили и новые интересные локации, информация о которых мелькала в интернете.

Сев на субботнюю утреннюю электричку, я через два c лишним часа вышел на платформе Лазаревка, и сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по Приморской улице пересёк Южный район жилой зоны Выборга. Всё так же - без проблем, хотя дорога ремонтировалась и машины стояли в небольшой пробке, у меня получилось проехать мост, разделяющий пролив Витсатайпаленсалампи и Закрытую бухту. Вокруг наблюдалось много рыбаков из местных, и лично меня - заядлого рыболова, удивило и искренне порадовало большое количество подростков со спиннингами. Ну, а уже дальше - слева от Балашовского шоссе, началась жилая зона: преимущественно частные дома, через которые предполагалось заехать на мыс. Собственно, улица с названием "Цветущий мыс" и вела меня к цели - через частный сектор, со скальными выходами начавшимися по левую руку и кранами порта, маячившими далеко впереди чуть правее.

Первым интересным объектом, о котором, к слову, я не подозревал, оказался грот в скале прямо у дороги.

Относительно небольшой, он, к сожалению, оказался затоплен дождевой водой по щиколотку, поэтому исследовать его не получилось. Возможно, строили его для того, чтобы в песпективе устроить здесь пороховой погреб, надёжной защитой которому от вражеских снарядов служила бы естественная толща скального склона.

-2

Осмотрев его, насколько это было возможно, я немного сдал назад и по полудороге-полутропе через редкий, но очень атмосферный, с большим количеством скальных обломков лес, направился к оконечности мыса.

               Прежде
Прежде

Почерпнутая из интернета информация была довольно скудной и заключалась в том, что в конце мыса когда-то располагалась стационарная финская зенитная батарея. Метров через сто я увидел один из её орудийных двориков.

-4

Входивший в комплекс оборонительных сооружений, он неплохо сохранился.

-5
-6

Ещё немного дальше виднелось строение, которое по логике вещей могло выполнять функции защищённого командного пункта. С его большой плоской крыши, сливающейся со скалой, сквозь густую прибрежную растительность уже хорошо просматривался кусочек Выборгского Залива и портовая часть города. Впечатление было настолько сильным, что вопреки обыкновению я не стал исследовать фортификацию, а сразу двинулся дальше по утоптанной тропинке.

И буквально тут же - рядом с неким монотонно жужжащим сооружением с непрерывно вращающейся антенной, передо мной открылась возможность в полной мере насладиться окружающими видами.

-9

Кстати, места с таким рельефом местности - гладкими каменистыми поверхностями, отполированными отступающим ледником, в народе называют "бараньими лбами".

-11

Слева - среди камней за жёлто-красными зарослями кустов, оказалась ещё одна оборудованная позиция зенитной батареи, из-за бруствера которой был хорошо виден Выборгский залив.

-12
-13
-14
-15
-16

В процессе прогулки по мысу выяснилось, что его самая высокая часть буквально испрещёна окопами и ходами сообщения, проделанными прямо в скале.

Окопы в скальном массиве
Окопы в скальном массиве

Обнаружился и бетонный бункер, который можно заметить, только если подойти к к нему вплотную.

Ходы сообщения
Ходы сообщения

В общем, очень интересное и одновременно красивое в ярких красках осени место.

-19
Бункер
Бункер
Снова окопы
Снова окопы

Вдоволь насмотревшись на панорамы Выборгского залива, я отправился к следующей цели своего путешествия: укреплениям графа Чернышёва на острове Твердыш.

Проезжая через Выборг по крепостному мосту, внезапно поймал себя на мысли, что впервые фотографирую замок и башню Олафа с обратной стороны.

Башня Олафа
Башня Олафа
Анненские укрепления
Анненские укрепления
-24

После аннинских укреплений и старого финского кладбища улица Шестакова и Сорвальский мост вывели меня к высоченной земляной насыпи железной дороги. Поскольку альтернативных вариантов для её преодоления, кроме крутой лестницы не просматривалось, я привычно включил режим "вижу цель - не вижу препятствий". Неспешно, с великом наперевес преодолел!

Железнодорожный мост Дружбы
Железнодорожный мост Дружбы

Но сразу за ней - точнее, за частными домиками, меня постигло разочарование: эта часть острова, так заманчиво выглядевшая на карте, оказалась огороженной как территория парка Монрепо. При этом входа в сам парк не наблюдалось. Разумеется, при желании можно было найти условную "дырку в заборе"(точнее под забором), но заниматься ерундой не хотелось. Лучше как-нибудь в другой раз приедем cюда с женой и войдем в него с главного входа с гордо поднятыми головами :)

-26

Ещё раз взглянув - уже вблизи, на железнодорожный мост и Сайменский канал, я отправился в обратный путь. Откорректированный маршрут вёл меня к находящимся относительно неподалёку пороховым погребам, которые когда-то относились к крепости Выборг.

Сайменский канал
Сайменский канал

Переезжая через Сайменский канал, не удержался и ещё раз сфотографировал железнодорожный мост, который бдительно охранялся. Было хорошо слышно, как охрана вещала в мегафон: "Рыбаки! Отойдите от берега!" Имелись в виду те рыболовы на лодках, которые слишком близко подплывали к охраняемой зоне.

-28

У дорожной развилки пришлось притормозить для проверки документов. Проезжавшие легковые и грузовые машины проверялись пограничниками выборочно, но я-то был один, поэтому пропускать меня без проверки было никак нельзя :) Впрочем, всё прошло быстро: у меня провели наличие паспорта и прописки, поинтересовались - куда и зачем еду, после чего вежливо пожелали хорошего пути.

Уйдя на Калининское шоссе и съехав с трассы в мрачноватый хвойный лес, я миновал недостроенный артиллерийский сарай(с виду - непонятные руины), и, в итоге, быстро нашёл то, что хотел увидеть: фортификационное сооружение, встроенное непосредственно в толщу скалы. Входов у него оказалось два, один из которых был закрыт припаркованной тут же легковой автомашиной. Народу вокруг оказалось на удивление много. Кто-то, судя по наличию корзинок, пытался собирать ещё растущие грибы, но подавляющее большинство однозначно сделало ставку на погулять, попикниковать и полюбоваться на виды Защитной бухты и Сайменского канала.

Пороховые склады
Пороховые склады
-30

Поскольку лабиринт подземных помещений меня не интересовал от слова совсем, я быстро прогулялся к развалинам усадьбы Пиени-Хертуала, находящимся тут же рядом на берегу. Однако смотреть там, по-большому счёту, было не на что: от дома остался только невыразительный фундамент, который к тому же пытались переделать под свои нужды военные.

Ещё раз внимательно посмотрев на часы и прикинув тайминг, я решил, что времени у меня осталось ещё на один объект. Это с таким расчётом, чтобы не пришлось возвращаться в Выборг уже затемно... Езда по ночной трассе - удовольствие сомнительное.

В итоге, я решил по-быстрому смотаться до пещер в скальном массиве, расположенных недалеко от населённого пункта Раппатилы. На дорогу до них ушло около получаса. Вообще эти пещеры(всего их три) имеют рукотворное происхождение и планировались для использования в военных целях: скорее всего, для складирования боеприпасов. Наверху на скале есть и укрепления дореволюционных времён, но на их исследование у меня уже просто не было времени. Кроме того, надо было оставить что-то и на следующий раз :)

-31

Осмотрев все три подземных помещения - в одном из них, судя по лежащим на земле камушкам, свод со временем может осыпаться, я с чистой совестью направился в Выборг.

-32

Уже в электричке, подводя предварительные итоги по результатам поездки, я с удовлетворением отметил, что вроде бы научился правильно сораизмерять запланированный километраж поездки с лимитом отведённого на неё времени и собственными физическими возможностями. Правда, это работает пока только в одиночных веловыездах. В велопаре с супругой мне над этим ещё работать и работать :)

Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)

5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)

Впереди новые поездки и путешествия!