Найти в Дзене

Решение КХЛ разочаровывает. Лига подставила всех болельщиков и российский хоккей

Я был не прав. Признаю. Решение КХЛ разочаровывает. По-настоящему и искренне разочаровывает. Это, конечно, не такое разочарование, как от победы зла над добром. Дело здесь не в таких этических категориях. Просто КХЛ поступила несправедливо. Непоследовательно. О чём речь? О свежем заявлении лиги. Приводим его текст. «Лига приняла решение наложить денежный штраф на «Спартак» за поведение болельщиков, а также вынести предупреждения в адрес СКА и лично его главного тренера Романа Ротенберга. 1. Организованных массовых кричалок с использованием нецензурной лексики со стороны фан-сектора «Спартака» в адрес хоккейного клуба СКА выявлено не было. В то же время скандирования болельщиков «Спартака» носили оскорбительный характер. Согласно п. 4.8 и 4.10 Правил поведения в Спортсооружении (Приложение №6 к Техническому регламенту КХЛ) зрителям запрещается «использовать нецензурные, оскорбительные, дискредитирующие слова и выражения, а также жестикуляцию» и «оскорблять других лиц, в том числе с испо
Сафонов Александр, «Чемпионат»
Сафонов Александр, «Чемпионат»

Я был не прав. Признаю.

Решение КХЛ разочаровывает. По-настоящему и искренне разочаровывает.

Это, конечно, не такое разочарование, как от победы зла над добром. Дело здесь не в таких этических категориях.

Просто КХЛ поступила несправедливо. Непоследовательно.

О чём речь? О свежем заявлении лиги. Приводим его текст.

«Лига приняла решение наложить денежный штраф на «Спартак» за поведение болельщиков, а также вынести предупреждения в адрес СКА и лично его главного тренера Романа Ротенберга.

1. Организованных массовых кричалок с использованием нецензурной лексики со стороны фан-сектора «Спартака» в адрес хоккейного клуба СКА выявлено не было. В то же время скандирования болельщиков «Спартака» носили оскорбительный характер. Согласно п. 4.8 и 4.10 Правил поведения в Спортсооружении (Приложение №6 к Техническому регламенту КХЛ) зрителям запрещается «использовать нецензурные, оскорбительные, дискредитирующие слова и выражения, а также жестикуляцию» и «оскорблять других лиц, в том числе с использованием средств поддержки и атрибутики, и совершать иные действия, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию человека или группы лиц, юридического лица».

КХЛ осуждает поведение болельщиков «Спартака». В соответствии с Дисциплинарным регламентом принято решение наложить на «Спартак» денежный штраф. Также лига проведёт консультации с руководителями «Спартака» и СКА по недопущению некорректных действий со стороны болельщиков обоих клубов.

2. На основании видеоматериалов установлено, что игроки СКА в ответ на скандирования болельщиков «Спартака» использовали жесты. КХЛ расценивает это как нарушение обязанности клуба, предусмотренной пп. 1.19 п. 1 ст. 55 Спортивного регламента КХЛ: «Не допускать со стороны должностных лиц и специалистов Клубов (Руководителей клубов, Хоккеистов, Тренеров, обслуживающего персонала) действий, провоцирующих конфликтные ситуации на хоккейной площадке, агрессивное поведение Болельщиков, беспорядки на Спортсооружении».

В связи с этим лигой принято решение вынести предупреждение в адрес СКА о недопустимости таких действий игроков в дальнейшем.

3. Высказывания на послематчевом флеш-интервью и пресс-конференции главного тренера СКА Романа Ротенберга содержат эмоциональную окраску и личные суждения, которые не соответствуют действительности. Лига расценивает это как нарушение обязанности клуба, предусмотренной пп. 2.5 п. 2 ст. 20 Регламента по маркетингу и коммуникациям КХЛ: «Во время пресс-конференции главный тренер каждой команды обязан дать развёрнутый комментарий к прошедшему Матчу (о ходе Матча, действиях Хоккеистов, выполнении тренерских установок и т. д.), а затем, соблюдая нормы корпоративной этики и воздерживаясь от проявления эмоций (включая употребление ненормативной и иной бранной лексики), ответить на вопросы Аккредитованных представителей СМИ».

КХЛ приняла решение вынести предупреждение СКА и его главному тренеру Роману Ротенбергу о недопустимости подобного поведения.

КХЛ приняла решение вынести предупреждение СКА и его главному тренеру Роману Ротенбергу о недопустимости подобного поведения. Также лига рекомендует руководителям СКА обратить особое внимание на последовательную линию поведения главного тренера по дискредитации КХЛ и принять меры для недопущения подобного», — говорится в заявлении КХЛ.

Когда на матче «Спартак» — СКА болельщики москвичей зарядили кричалку «СКА — позор российского хоккея», уже в тот момент стало понятно, что красно-белые обречены. Их точно накажут. Их точно оштрафуют. А так, глядишь, и ещё какие-нибудь санкции применят.

Было, однако, интересно, как КХЛ обоснует своё решение и каким именно оно в итоге окажется.

И когда решение огласили, даже показалось, что в нём есть логика, что в нём есть смысл, что оно направлено на сближение и примирение двух враждующих клубов — что само по себе совершенно неплохо.

А затем, немного подумав, осознал: сегодня, 27 октября 2024 года, российский хоккей приобрёл прецедент, который в конце концов приведёт к полнейшей цензуре и запрету на выражение личного мнения со стороны болельщиков.

И это по-настоящему кошмарно.

Так в чём заключается главное противоречие в выводах КХЛ?

Лига в своём заявлении позиционирует кричалку болельщиков как «оскорбление». Но фанаты «Спартака» не сказали ничего оскорбительного. «Позор» прежде всего является частью нормативной лексики — то есть не относится к нецензурной, бранной или сниженной лексике. Оно всё ещё остаётся литературным, в пределах нормативной лексики. А означает оно оценку — пусть и негативную, но всё же оценку. И уж тем более не порочит честь, достоинство и деловую репутацию СКА.

Поэтому КХЛ в своём решении абсолютно неправа.

А оправдывать её заявление — лицемерное занятие. Почему? Всё просто: оно устанавливает отвратительный прецедент. Теперь каждое негативное оценочное суждение может приводить к штрафам клубов. На данный момент КХЛ не выработала чёткой стратегии, что считать оскорблением, а что оным не считать — ведь, судя по прецеденту, значение с точки русского языка, видимо, не учитывается.

К сожалению, это явно приведёт к тому, что болельщики будут говорить меньше, меньше высказываться. Будут бояться санкций — для себя или клуба.

Или же клуб будет ограничивать фанатов, боясь санкций для себя.

А не высказываться, молчать, бояться говорить о своих чувствах и мыслях (в рамках закона) — это билет в один конец. Печальный конец.

В любом случае КХЛ не должна поощрять инициативы, направленные на ограничение свободы слова. Люди должны иметь возможность свободно высказываться.

Ведь, как мы уже выяснили, болельщики «Спартака» не сказали ничего оскорбительного.

А их негативная оценка в адрес СКА — это в первую очередь повод для санкт-петербургского клуба и лиги задуматься, почему такое отношение вообще существует.

***

Что касается других решений КХЛ, то и к ним возникают вопросы.

Хорошо, вынести предупреждение хоккеистам — понятный шаг. Нужно было привлечь внимание к такому провокационному поведению, но штраф или дисквалификация — слишком суровое наказание. Всё-таки нужно учитывать, что игроки не показывали неприличных жестов.

Но вот наказание в адрес главного тренера санкт-петербургского клуба вызывает огромные вопросы – и они становятся ещё больше, когда сравниваешь его с санкциями в адрес московского клуба.

Наставник СКА обвинил болельщиков «Спартака» в произношении матерных слов на трибунах. Иными словами, он обвинил их в административном правонарушении — ведь употребление нецензурной лексики в общественных местах карается законом.

КХЛ прямым текстом в заявлении отмечает, что свидетельств такого поведения московских фанатов выявлено не было. То есть, вероятно, слова главного тренера санкт-петербургской команды можно расценивать как клевету — а это также должно быть наказуемо.

Но КХЛ в его адрес выписывает лишь предупреждение.

А «Спартак» штрафует за кричалки, в которых нет никаких оскорблений.

О чём тут ещё можно говорить?

Конечно, это здорово, что лига решила не оставлять без внимания слова наставника СКА. Но, но, но…

***

Вот и выходит, что решение КХЛ вышло совершенно разочаровывающим. Несправедливым, непоследовательным и абсолютно деструктивным — для людей, для клубов, для самой лиги и для нашего хоккея.

Вот что такое «позор».