Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Мини-сериал “Конец парада” (2012, Parade's End): Всё меняется в один миг

Оглавление

“Конец парада” – это драматический мини-сериал режиссёра Сюзанны Уайт и сценариста/драматурга Тома Стоппарда, который упростил сюжет по сравнению с оригиналом, сосредоточившись больше на любовном треугольнике.

Сюжет основан на серии из четырёх романов английского писателя и поэта Форда Мэдокса Форда (Ford Madox Ford). Первый роман был опубликован в 1924 году – “Каждому своё” (Some Do Not), “Больше никаких парадов” (No More Parades) – в 1925, “Человек может защищать” (A Man Could Stand Up) – в 1926, “Последнее сообщение” (Last Post) – в 1928.

Тетралогия Форда Мэдокса Форда
Тетралогия Форда Мэдокса Форда

Форд Мэдокс Форд объяснял, что целью создания этого масштабного романа было "предотвращение всех будущих войн".

В 2012 году телерадиокомпания BBC выпустила сериал из пяти серий “Конец парада”, главные роли в нём исполнили Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch), Ребекка Холл (Rebecca Hall) и Аделаида Клеменс (Adelaide Clemens). Это история любви на фоне приближающейся Первой мировой войны, это портрет эпохи с драмой и нотками юмора, здесь есть разнообразие двуличных людей и особо выделяющийся среди них джентльмен, который из последних сил старается остаться благородным.

Сюжет

вариант постера к мини-сериалу "Конец парада" (2012)
вариант постера к мини-сериалу "Конец парада" (2012)

Англия. История начинается в 1908году, когда сотрудник министерства статистики Кристофер Тидженс (Бенедикт Камбербэтч) женился на светской львице Сильвии Саттертуэйт (Ребекка Холл). Сильвия, выходя замуж, уже была беременна – то ли от своего женатого любовника Джеральда Дрейка, то ли от Кристофера. Невзирая на это, Кристофер принял ребёнка.

Счастливого брака у Кристофера и Сильвии не сложилось. Она продолжила свой неразборчивый образ жизни, открыто встречаясь с новым поклонником Питером “Потти” Пероуном и халатно относясь к воспитанию сына Майкла.

Зная об изменах жены, Кристофер отказывается от развода с ней, для него это дело чести – он твёрдо придерживается убеждения, что респектабельные мужчины должны следовать кодексу поведения, так называемого “парада”, необходимого для самоуважения и социального положения. То есть раз они вступили в брак, значит, нужно его сохранять и не выносить свои проблемы на публику.

Однажды установки Кристофера начинают подвергаться серьёзным испытаниям. Во время игры в гольф он выручает молодую суфражистку и дочь писательницы Валентину Уонноп (Аделаида Клеменс), которую преследует полиция. Между Валентиной и Кристофером возникает очевидная симпатия.

Валентина Уонноп (в исполнении Аделаида Клеменс) и Кристофер Тидженс (в исполнении Бенедикта Камбербэтча)
Валентина Уонноп (в исполнении Аделаида Клеменс) и Кристофер Тидженс (в исполнении Бенедикта Камбербэтча)

Мысли и впечатления после просмотра

Грядущая Первая мировая война создаёт фон для кардинальных изменений в истории, поскольку английский мир сменяется хаосом и кровавой бойней в 1914 году.

Единственный, кто говорит, что грядёт война, – это Кристофер. У него аналитический склад ума, на основе фактов он делает выводы, но это звучит неправдоподобно, потому что всё вокруг в британском обществе выглядит хорошо и благополучно. Визуально это тоже подчёркивается – размеренные дни британской знати, литературные вечера, игры в гольф. Валентина Уонноп разве что вносит нотку хаоса – молодая суфражистка ратует за равноправие полов.

Правда, Великобритания до Первой мировой войны почти сто лет жила в мире и процветании. Неудивительно, что слова Кристофера звучали как брюзжание занудного статистика. Но Великобритания оставалась технологически развитой страной, несмотря на прогресс США и Германии. Английские фабрики были оснащены паровым оборудованием, она стала промышленным центром Европы, поставляя сырьё для производства товаров на продажу. Британские судостроители были самыми загруженными в мире, в середине 1800-х годов суда по каналам были вытеснены поездами и железными дорогами, что стало ещё одним местным достижением.

Так что в истории “Конец парада” описывается очень интересный исторический период, когда благополучие прерывается, иллюстрируя идею того, что ничто не вечно. Кодекс чести, “парад”, Кристофера Тидженса не выдержал испытания реальной жизнью – это касается не только его личной жизни, но и профессиональной; однажды Тидженсу приказывают подделывать военные статистические данные в угоду руководства, что толкает его к увольнению и отправке на фронт в 1914 году. Первая мировая война изменила общество. Подъём среднего торгового класса положил конец аристократии, которая делала всё, что ей заблагорассудится – это тоже в некотором роде “конец парада”. "Конец парада" отсылает к военному термину parade, означающему порядок, жизнь по правилам и дисциплину. А его окончание сигнализирует о том, что завершается эпоха и её система ценностей.

Бенедикт Камбербэтч в роли джентльмена Кристофера Тидженса– это особый интерес сериала. Актёр создал внушительного героя, который держит внимание. Это сдержанный, умный, благородный человек. Он очень въедливый, его дотошное внимание к деталям и приверженность своим идеалам выдаёт в нём зануду, в то же время это не умаляет его удивительного обаяния. Его кодекс подвергается настоящему испытанию, потому что он оказывается между красивыми, по-своему необычными женщинами. Актёр Бенедикт Камбербэтч говорил, что Кристофер Тидженс – любимый герой, которого ему когда-либо приходилось играть. Неуклюжий и некрасивый, мало, у кого вызывающий симпатию, всё, за что он ратует, рушится – и личная жизнь, и общество.

Сильвия Саттертуэйт, его жена, эгоистичная и местами глупая, но она знает себе цену и умеет пользоваться своим очарованием, что в неё трудно не влюбиться.

Сильвия Саттертуэйт (в исполнении Ребекки Холл)
Сильвия Саттертуэйт (в исполнении Ребекки Холл)

Валентина Уонноп – она наивная, искренне верит в чистые отношения (потому её действительно расстраивает правда об отношениях между её подругой Эдит и писателем Винсентом МакМастером), при этом она целеустремлённая. Она не боится отличаться в своих взглядах – в то время, когда женщины согласны быть просто домохозяйками, она отстаивает точку зрения, что женщины способны на большее. Валентина олицетворяет всё новое и прогрессивное в быстро меняющемся английском обществе. По искренности и твёрдости убеждений Валентина похожа на Кристофера. Они оба в этой истории как не от мира сего.

Сам Кристофер, оказавшись между двумя женщинами, должен будет сделать выбор. Сильвия – это быть верным себе, но оставаться рогоносцем. Валентина – это конец “парада”, но быть рядом с любимой женщиной.

Пусть любовный треугольник – это банальный троп, но Форд Мэдокс Форд внёс в него интересный элемент, он логично встроил его в общую обстановку в обществе с его неизбежными переменами. Так треугольник лишается приторности и становится приземлённым. Англия меняется с приближением Первой мировой войны, так и Кристофер изо всех сил пытается сохранить свои непоколебимые моральные принципы во всё более аморальном обществе.

-5

Также в сериале есть эпизоды с юмором, сдержанным изысканным английским – неловкий этюд за завтраком с болтливым викарием, который сильно не в себе; появления генерала Кэмпиона, раздающего задания и сетующего на обстановку; история со слухами – как люди складывают небылицы на основе вскользь увиденных моментов. Речь идёт о Кристофере, чья репутация пострадала из-за таких слухов, которые даже приводят к трагическим последствиям. Это не то, чтобы смешно, скорее горько-иронично, но всё же сделано очень незанудно.

“Конец парада” помимо всего прочего – стильный и красивый. Потрясающей красоты планы английской природы, искусно оформленные вступительные титры с отсылкой к калейдоскопу, чтобы подчеркнуть, как время и обстоятельства меняют ход жизни людей, плюс частое включение зеркал, которые дают отражение того же человека, но намекая, что это вторая его – изменённая обстоятельствами – версия; красивый гардероб, подобранный Шиной Напье (Sheena Napier) и завоевавший премию BAFTA, и безупречные интерьеры, разработанные Манолито Гласом (Manolito Glas) и Барбарой Херман-Скелдинг (Barbara Herman-Skelding).