Найти в Дзене

Как Апулей книгу написал и сам себя в суде защитил

Мифы и вся эта древняя литература нас интересуют редко – личная жизнь такая насыщенная, что боги бросают интриги и достают попкорн, когда у нас приключается новый поворот сюжета. Но некоторые истории и у нас вызывают аппетит. Вот, например. Жил-был писатель Апулей. Ну как писатель – стихи, философские трактаты, переводы, а потом раз – и роман в 11 книгах, «Метаморфозы». Был он, кстати, африканцем, потому что жил в римской провинции Африка, примерно там, где сейчас Алжир. На месте не сидел, путешествовал, учился в Афинах, а в Риме писал речи для судебных процессов (запомним этот момент). Дело было хорошее, потому что истцы и ответчики, если хотели выиграть суд, заказывали речи у хороших писателей и учили наизусть. Как-то раз во время путешествия Апулей встретил однокурсника и отправился к нему в гости. Он в тот момент еще и приболел, и хозяева его подлечили, всячески обиходили и утешили. Утешением занималась мать однокурсника, богатая вдова Пудентилла, лет на 15 старше утешаемого. А ко

Мифы и вся эта древняя литература нас интересуют редко – личная жизнь такая насыщенная, что боги бросают интриги и достают попкорн, когда у нас приключается новый поворот сюжета. Но некоторые истории и у нас вызывают аппетит. Вот, например.

Жил-был писатель Апулей. Ну как писатель – стихи, философские трактаты, переводы, а потом раз – и роман в 11 книгах, «Метаморфозы». Был он, кстати, африканцем, потому что жил в римской провинции Африка, примерно там, где сейчас Алжир. На месте не сидел, путешествовал, учился в Афинах, а в Риме писал речи для судебных процессов (запомним этот момент). Дело было хорошее, потому что истцы и ответчики, если хотели выиграть суд, заказывали речи у хороших писателей и учили наизусть.

Профиль Апулея на медальоне V века н.э. (фото из Википедии)
Профиль Апулея на медальоне V века н.э. (фото из Википедии)

Как-то раз во время путешествия Апулей встретил однокурсника и отправился к нему в гости. Он в тот момент еще и приболел, и хозяева его подлечили, всячески обиходили и утешили. Утешением занималась мать однокурсника, богатая вдова Пудентилла, лет на 15 старше утешаемого. А когда он выздоровел, они сыграли свадьбу. Родственники невесты были чрезвычайно недовольны и, дождавшись удобного случая, подали на жениха в суд.

Видимо, не читали его резюме.

Родственники обвинили Апулея в незаконном занятии магией. Дескать, прорицал, колдовством совратил вдову, хранил дома магические и опасные для жизни предметы. И это только кажется, что последнее обвинение, про предметы – так, для красоты добавили. Оно давало основание обвинить человека по части 6 «Закона Корнелия об убийцах и отравителях»: «Смерть или прямая угроза жизни в результате противоправных действий через преднамеренную хитрость». То есть, это означало покушение на преднамеренное убийство и угрозу здоровью, и каралось такое смертью.

Написанная Апулеем «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии» цитируется до сих пор. Блистательное опровержение магических преступлений удачно сочеталось с тонкими комплиментами образованности, справедливости и тонкому уму председателя суда. Оправдали Апулея. Хороший был писатель.

Так вот. Если вы не забыли, Апулей известен еще и как автор романа «Метаморфозы». Произведение это переводили и переиздавали много веков подряд. Вдохновлялись им и заимствовали из него идеи и фрагменты все, кому не лень: Рабле, Сервантес, Вольтер, Дефо (да, тот самый, который «Робинзон Крузо»).

Сюжет «Метаморфоз»: молодой человек Луций, увлечённый женщинами и мистикой, оказывается в местности, знаменитой своими колдунами. Он узнает, что жена хозяина дома Памфила, в котором он живет (ничего не напоминает?) — ведьма. Её служанка прячет его, и на его глазах Памфила с помощью волшебной мази превращается в сову и улетает на свидание к возлюбленному. Луций тоже хочет полетать, и служанка достаёт ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает банки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.

Дальше уже не так интересно: претерпев множество злоключений, от тяжелого труда до сексуальных домогательств одной знатной дамы (опять ничего не напоминает?), юноша просит богов о помощи, и его спасает богиня Исида. Просветленный и превращенный обратно в человека, Луций становится ее жрецом.

Чему мы из этого можем научиться?

Во-первых, теперь ясно, откуда в «Пиноккио» тема ослов, и почему служанка булгаковской Маргариты, расшалившись, мажет волшебным кремом соседа Николая Ивановича.

Во-вторых, когда вам кажется, что дополнительные строчки в резюме – это ерунда, и не понимаем, чем поможет опыт выращивания роз, если вы баллотируетесь в мэры, то вспомните Апулея, живущего во II веке.

Ольга Морозова