Источник: motorsportmagazine.com
15 декабря 2023 года
Пэт Симондс работал с тремя величайшими гонщиками Формулы-1 всех времён – недавно он рассказал об объединяющей характеристике, которая помогла им подняться над остальными
Автор: Джеймс Элсон
С каждым десятилетием в Формуле-1 новое поколение талантов становится золотым стандартом, к которому стоит стремиться.
Фанхио, Кларк и Лауда прокладывали путь в чемпионате мира первые 30 лет, но в последующие сезоны их сменили Сенна, Шумахер и Алонсо –один человек работал с тремя последними и стал свидетелем одной черты, которая их объединяет.
Пэт Симондс, один из великих инженерных умов, стоящий за целым рядом титулов Формулы-1, был краеугольным камнем команды, в которой каждый из этих гонщиков впервые сделал себе имя на вершине таблицы автоспорта.
Он был одним из основателей команды «Тоулман», в которой Айртон Сенна заявил себя миру потрясающей гонкой в Монако в дождливую погоду в 1984 году; он был с командой в обличье «Бенеттон», когда Михаэль Шумахер одержал свою первую победу в Формуле-1 в Спа, и был техническим директором «Рено» во время двух подряд блестящих чемпионских лет Алонсо в 2005/06.
Говоря речь в этом месяце на Фестивале автомобилей, литературы и искусства, проходившем в Силверстоне, Симондс подробно остановился на качестве, которое объединяло всех троих, но сопоставил его с разными временами, в которые соревновались легенды Больших Призов (и продолжают соревноваться).
«Если взять этих трех гонщиков, то на самом деле между каждым из них, с которыми я работал, было десятилетие», - сказал он. – «А десятилетие в Формуле-1 - это столетие в реальном мире, так что требования были совершенно разные».
«Когда был Сенна в сезоне-84, у нас не было никакого сбора данных».
«Мы полагались на то, что гонщик сообщит нам температуру воды, обороты на прямой, всевозможные данные – им пришлось бы смотреть на аналоговые датчики на приборной панели и запоминать цифры, когда те появятся».
Как сказал Симондс в интервью «Motor Sport» в 2017 году, Сенна в данном случае оказал неоценимую помощь команде, несмотря на то, что был «ошеломляюще неподходящим».
«В Айртоне я впервые встретил гонщика, которому не нужно было использовать весь свой мозг, чтобы управлять автомобилем, и у которого оставалось достаточно возможностей, чтобы думать о том, что происходит. Это было чрезвычайно ценно в эпоху, предшествовавшую записи данных».
Однако со временем этот навык должен был перейти в другие области автомобиля и гоночного мастерства.
«К тому времени, когда мы получили Шумахера 10 лет спустя, мы записывали огромное количество данных, и, честно говоря, с Алонсо мы знали о машине больше, чем сам гонщик».
Несмотря на все изменения, происходящие в быстро развивающемся мире Формулы-1, Симондс говорит, что у каждого таланта есть характеристики, необходимые для достижения успеха на самой вершине.
«Если ваш вопрос в том, в чём они были одинаковыми, ответ - это потрясающая самоуверенность», - предложил он.
«Я думаю, это касается не только автогонщиков, это верно для любого элитного спортсмена: эта невероятная вера в то, что они лучшие и что они победят».
«Временами они могут быть хрупкими, но, в конечном счете, я думаю, что среди гонщиков есть это ошеломляющее чувство уверенности – не все из них выигрывали чемпионаты, но все они разделяют ту же веру в себя».
Однако такая вера в собственные силы может быть компенсирована противоположными чувствами, когда человек не находится на арене битвы, о чём Симондсу говорит один конкретный пример.
«Михаэль был абсолютно великолепен за рулем, когда участвовал в гонках», - говорит он.
«Когда он не был таким, он мог сильно нервничать. Каждая ошибка, которую он совершал, случалась в такие моменты, как заезд в боксы в конце тестовой сессии; он увеличивал обороты двигателя или включал не ту передачу».
«Раньше он тоже очень нервничал на стартовой решетке. Выезжая на трассу к линии старта, мы идеально настраивали машину, он [ранее] был очень доволен этим – мы бы были в первом ряду или что-то в этом роде».
«Затем он подошел ко мне и сказал: "Я думаю, нам следует поменять передние стабилизаторы поперечной устойчивости».
«Таким образом, механики «Бенеттон» точно знали, что делать, когда я отдавал им приказ определенным образом, когда он говорил что-то подобное - они начинали убирать источник шума! [Фактически ничего не меняя.]»
В интервью «Motor Sport» в 2017 году Симондс подчеркивает, чем Алонсо также отличался от своих предшественников в Энстоуне.
«Если бы машина была не совсем подходящей, Фернандо иногда не выкладывался полностью», - сказал он.
«Как командный игрок, он иногда подводил себя, и у меня никогда не складывались с ним такие отношения, как с Михаэлем, – ни у кого в команде этого не получалось. Он был немного одиночкой, и это передалось в другие команды».
«Он хорошо подходил для эры спринтов, потому что был таким неутомимым. Но не стоит недооценивать его способность адаптироваться. На правильной машине он ещё мог выигрывать титулы».