Найти в Дзене

Впечатление о выставке «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства»

В октябре 2024 года мне посчастливилось побывать на выставке «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства», которая проходила во Всероссийском музее декоративного искусства. В этой статье делюсь с вами своими впечатлениями и воспоминаниями из прошлого. Аннотация к выставке на сайте музея очень точно описывает, что ожидает её посетителей: Десятки экспонатов, семь залов — история большой страны, сотканная из традиционных народных мотивов, советских идеалов, представлений о счастье и изобилии. Спорт, космос, труд, целые города… Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания – подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали новый смысл традиционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами здесь представлены и решен

В октябре 2024 года мне посчастливилось побывать на выставке «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства», которая проходила во Всероссийском музее декоративного искусства. В этой статье делюсь с вами своими впечатлениями и воспоминаниями из прошлого.

Аннотация к выставке на сайте музея очень точно описывает, что ожидает её посетителей:

Десятки экспонатов, семь залов — история большой страны, сотканная из традиционных народных мотивов, советских идеалов, представлений о счастье и изобилии. Спорт, космос, труд, целые города…
Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания – подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали новый смысл традиционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами здесь представлены и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта.
-2
-3

Представленные ковры отличались удивительным разнообразием тем. С одной стороны, можно было увидеть образы кочевников, чьи жизни — это вечное движение, путь без начала и конца. С другой стороны, на коврах были изображены спортсмены, бодро шагающие навстречу светлому будущему. Охотники, искусно ориентирующиеся среди барханов в поисках добычи, тоже нашли своё отражение в произведениях. А фантазийные миры и космические дали, такие близкие и одновременно такие далекие, словно напоминали о бесконечных просторах вселенной.

-4

Когда выходишь из выставочных залов, не можешь сдержать улыбку. Невозможно было остаться равнодушным к ярким краскам и жизнерадостным сюжетам.

Иногда, глядя на ковры, кажется, что ты переносишься в жаркий летний день, где светит солнце, плывут облака и поют птицы. И это впечатление ещё больше усиливается, когда вспоминаешь, что в день посещения выставки на улице стояла отвратительная осенняя погода.

-5
-6
-7

Цитата про этот ковер из аннотации к выставке:

«Конный пробег» – это грандиозный шедевр! В 1935 году туркменские колхозники-передовики затеяли маршрут из Ашхабада в Москву. Тогда тридцать участников на своих ахал-текинцах и иомудах безостановочно прошли сложнейший путь длиной 4300 км через пустыню Каракумы, плато Усть-Юрт и Поволжские степи за рекордно короткий срок - 84 дня. Ковер–шедевр запечатлел пробег – подвиг», – поделился Андрей Шаповалов, руководитель проекта и заместитель директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства.
-8
-9
-10

Удивительно, насколько впечатляющим может быть ковер, выступая в роли произведения искусства! Его монументальные размеры создают эффект масштаба, а прекрасная цветопередача и богатая палитра делают его ярким и красочным. Ворсовая текстура и детальная проработка придают ковру глубину и объ

-11
-12
-13
-14
-15

Изготовление ковра — это невероятно сложный и кропотливый процесс, требующий от мастера не только физических, но и душевных сил. Работа над ковром, особенно над мельчайшими деталями, требует постоянного внимания и сосредоточенности, а также многих часов, дней и недель, которые предстоит провести над станком. Я знаю случаи, когда на создание одного ковра уходило до нескольких лет!

Оправдывает ли результат затраченные усилия? На этот вопрос можно ответить по-разному. С течением времени эпохи сменяют друг друга, но ковры, созданные талантливыми художниками, продолжают восхищать и радовать глаз.

-16
-17

Это фотография настоящего шедевра — ковра «Рог изобилия», сотканного курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке в 1939 году. Хотя краски на фотографии кажутся блёклыми, ничто не может затмить высочайший уровень детализации и качество работы, которые были вложены в этот шедевр.

-18
-19

Увидев этот ковёр, мне сразу же захотелось отправиться на ВДНХ, прогуляться по широким проспектам и, наконец, заняться спортом. Признаюсь, энтузиазм по поводу спорта длился недолго, но вот просмотр пары-тройки фильмов про те времена и прогулка по ВДНХ все-таки состоялись.

-20
-21
-22
-23
-24

Еще одна цитата из аннотации к выставке:

«Казалось бы просто детские коврики – лошадки и медвежата с корабликами, а на деле – произведение искусства, сотканные с учетом тонкой детской психологии. На коврах мы видим веселые сюжеты, героев сказок, но при этом цвета использованы спокойные, приглушенные. В детской комнате ребенку ничего не должно мешать отдыхать», –  сказала Зулима Безирова, куратор выставки и хранитель отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства.
-25
-26
-27

Некоторые считают, что ковры не являются произведениями искусства. Действительно, для многих людей это скорее элемент интерьера, нежели объект, заслуживающий внимания.

Однако я вспоминаю, что всё моё детство, отрочество и юность прошли в окружении ковров. Они были повсюду: на полу, на стенах, в коридоре. Особенно мне запомнились ковры с насыщенным бордовым фоном и замысловатыми флористическими композициями. А ещё они были очень тёплыми, ведь все они были из шерсти.

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

Ковры занимали все стены выставочных залов. Из-за большого размера некоторые из них не помещались целиком, и их приходилось подгибать или заворачивать на угол. Благодаря этому зрители, которые казались такими маленькими на фоне этих монументальных произведений, могли по-настоящему насладиться, оказавшись в этом необычном пространстве.

-35

На одних коврах расцветали удивительные цветы, полные драматизма и не знающие увядания и забвения. На других коврах вырастали городские пейзажи с дымящими заводами и стремительно мчащимися грузовиками.

Были ковры, воспевающие красоту лета и весны. Были ковры, посвященные освоению космоса. И даже ковры с портретами, причём некоторые из них были изображены на фоне других ковров!

-36
-37
-38
-39
-40
-41

Если коротко: Пушкин - наше все! Даже если речь о Пушкине на ковре. ;)

-42
-43
-44

Этот чудесный ковер «Иртыш» вызвал у меня чувство гордости и радости, ведь он создан в моём родном городе Омске. Сложный сюжет, искусно переданный на ковровом полотне, радует глаз яркими красками и мельчайшими деталями. Этот ковер можно разглядывать бесконечно, каждый раз открывая для себя новые элементы.

Река Иртыш, скованная льдом зимой и свободно текущая летом, всегда была для меня символом того, что в жизни все течет и все меняется.

Артель «Художественные изделия» была хорошо известна в Омске в советское время. К сожалению, я не знаю, смогли ли ее наследие сберечь.

-45
-46

Организация выставки была выполнена с умом и мастерством. Об этом свидетельствует грамотно продуманное освещение и логичное размещение экспонатов. Создавалось впечатление, что история одного ковра плавно перетекает в историю другого, а каждый экспонат дополняет друг друга.

Несмотря на небольшую площадь выставочных залов и крупные размеры экспонатов, не создавалось ощущения загромождения. Между экспонатами оставался «воздух», что позволяло глазу отдыхать и находить новые объекты для изучения.

-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57

Что такое ковер? Это история, сотканная из нитей, но не из нитей времени, а из нитей ткани. Это пространство, где оживают города и деревни, дети и взрослые, животные и планеты. Это сгусток эмоций и переживаний, способный оказывать такое же сильное воздействие, как и любая художественная картина.

На мой взгляд, эта выставка доказала, что по коврам надо не только ходить. Ими надо любоваться, и их надо сберегать.

****

Отражая свет: 80 раскрасок и идей для рисования
Линии Индии: 80 раскрасок и идей для рисования
Цвет Японии: 80 раскрасок и идей для рисования
Слова рисуют: 80 раскрасок и идей для рисования
Абстрактно понятно: 80 раскрасок и идей для рисования
Первый штрих: 70 раскрасок и идей для рисования

****

Читайте также:

****

Смотрите также:

****

Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘

🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.