Найти в Дзене
Маргарита

«Враки, или завещание барона Мюнхгаузена». Роднуля Константин Хабенский

Эх, легко мне писать тексты язвительные и ругательные. Сложнее хвалить, да еще аргументированно… Впрочем, попробую. Итак, про спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» (Московский художественный театр им. А.П. Чехова). Прошло уже больше недели с тех пор как я, надев платье и сгенерировав более-менее нормальное настроение, направилась в театр. Сподвигла меня к этому подруга Катя, заблаговременно купившая билеты. Ее приезд в Москву – всегда большой праздник. Тем самым она положила начало претворению в жизнь моего гениального плана. Дело в том, что мне пришло в голову, что, пока мы все еще живы и относительно здоровы, и раз уж я живу в Москве, надо сходить посмотреть вживую на всех любимчиков, которых я когда-то видела в кино. На людей, чьи лица и роли сформировали меня как личность. Среди таковых – три М и один Х. Миронов, Машков, Меньшиков и Хабенский. Хотя, знаете, Миронова и Хабенского я вживую уже видела. Миронов приезжал в Набережные Челны (!) на Фестиваль театров малых го

Эх, легко мне писать тексты язвительные и ругательные. Сложнее хвалить, да еще аргументированно… Впрочем, попробую. Итак, про спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» (Московский художественный театр им. А.П. Чехова).

Источник фото: https://culture.shkolarinasharapova.ru
Источник фото: https://culture.shkolarinasharapova.ru

Прошло уже больше недели с тех пор как я, надев платье и сгенерировав более-менее нормальное настроение, направилась в театр. Сподвигла меня к этому подруга Катя, заблаговременно купившая билеты. Ее приезд в Москву – всегда большой праздник.

Тем самым она положила начало претворению в жизнь моего гениального плана. Дело в том, что мне пришло в голову, что, пока мы все еще живы и относительно здоровы, и раз уж я живу в Москве, надо сходить посмотреть вживую на всех любимчиков, которых я когда-то видела в кино. На людей, чьи лица и роли сформировали меня как личность.

Среди таковых – три М и один Х. Миронов, Машков, Меньшиков и Хабенский.

Хотя, знаете, Миронова и Хабенского я вживую уже видела.

Миронов приезжал в Набережные Челны (!) на Фестиваль театров малых городов. Ну а я приезжала из Казани с «журналистским десантом», фотографировать это дело. Сама напросилась! Июнь 2021 года…

Хабенский же приезжал в Казань открывать театральную студию «АРТХАБ». Это аж 2017 год! Можно сказать, что Константин поспособствовал тому, чтобы я стала «великим фотохудожником». Помню, тогда я впервые набралась наглости, взяла в руки редакционный фотоаппарат и сказала: «Там это… Хабенский приезжает, вы как хотите, а я пошла на его пресс-конференцию». А ведь робкая была, нерешительная...

Ну а до этого всего был Костя Хабенский из экрана телевизора, который буквально наше все. Начиная с «Улиц разбитых фонарей» (которые я не смотрела, но когда-то попала на одну из серий, в которой у его героя, молодого полицейского, был какой-то кризис – то ли ранение, то несчастная любовь, то ли все сразу – и тут стало понятно, почем фунт лиха…), продолжая «Женской собственностью» и «Дозорами», «Адмиралом» и заканчивая «Методом» и «Праведником».

Поэтому я шла в театр, зная и ожидая, что встречу там… родного человечка. Знаете, да, этот феномен? Когда долго человека видишь в кино и на ТВ, он кажется родным. Знакомое лицо, которое меняется со временем, дарит все новые впечатления. И кажется, что лицо это, виденное стократно, и тебя в ответ должно узнавать. Странный эффект, порой пугающий. Так, наверное, фанаты и рождаются. «Ну как же, я тебя знаю, и ты признай меня!»

МХТ им. А.П. Чехова (он же бывший МХАТ, тот самый, великий!), украв нас с Катей с Камергерского переулка, погрузил в зелень коридоров. Там стены покрашены такой же матовой краской, как у меня на кухне. Только на кухне цвет «под Третьяковку», а тут более болотный оттенок. Я, пару раз не удержавшись и приложившись пальцами к зелени стен, почувствовала себя пусть и не как дома, но уютно. Публика фланировала по кругу коридоров, шла по лестнице на второй и третий этажи. Люди в меру пафосные, кстати. А я не могла отделаться от мысли, что помещение похоже на театр «Мастеровые». Наверное, из-за того, что свежий ремонт. Хотя зданию самому, такое чувство, тысячу лет.

Нас пустили в Музей МХАТ, причем совершенно бесплатно. Мы в него просто перетекли из коридора. Не знаю, всегда ли и всех ли так пускают перед спектаклем, или только нам так повезло?

В Музее костюмы, афиши и макеты декораций из спектаклей. Последние понравились особенно, как будто в волшебную коробочку заглядываешь, а там свет горит. Работали же люди без три-дэ технологий! В общем и целом – удивительно.

В Музее стоят старая вешалка и рояль. И скрипят полы. Тихо так, благоговейно. Засмотрелись, пришлось хранителям нас выгонять, ибо второй звонок, пора в зал.

Как же длинно пишу, добраться бы до спектакля!

А в зале – ба! Как же он похож на казанский ТЮЗ! Показалось, что вот сейчас ворвутся толпой школьники, сядут на задах и будут шептаться и светить телефонами весь спектакль. Но нет, школьникам на билеты сюда денег не хватит…

Стулья старые, деревянные, сбоку еще и откидушки есть (все время падают).

И, наконец, занавес с чайкой открывается, и начинается фантасмагория длиной 3,5 часа. Я, признаться, заранее была в ужасе. Потому что длинные спектакли – это вообще не мое, я начинаю засыпать, ворчать, чесаться, сползать со стула. Но нет, нормально.

Фабула проста: в городе рухнул мост, прибив своего создателя. Барон Мюнхгаузен хотел улучшить жизнь горожан, хотя многие были против. Но получил увечья, сложно совместимые с жизнью. И вот лежит он, фактически умирая, а рядом с ним самые близкие – жена, бывшая жена, сын, адвокат бывшей жены и бургомистр (по совместительству друг). Рядом славный и верный слуга. Сидят, ждут, пока барон помрет. Атмосфера непринужденная, буднично обсуждают текущие дела. Зрителям в зале смешно, а мне не очень. Я, знаете, в последнее время к смерти очень серьезно отношусь...

Но тут случается внезапное: выясняется, что какой-то англичанин написал про барона книгу, и она как-то очень сильно продалась, и теперь у нищего доселе барона куча денег. Естественно, обстановка из непринужденной становится донельзя раскаленной: жена вспоминает, что она прям жена и любит барона. Бывшая жена с ней солидарна в плане любви, а вот еще и сын взрослый, как же, готов приобщиться к семейным ценностям! Адвокат готов помочь бывшей жене, главное – нужно немедленно правильно составить завещание. А бургомистр не о себе, о городе радеет, городу деньги тоже не повредят.

И так бы и делили они труп барона, только тот очнулся, сунулся в английскую книгу и пришел в негодование. Мол, все не так было, все враки, сейчас я вам всю правду расскажу.

Тут мне реально стало слегка страшно. Потому что барон чудаковатый. А чудаковатый Хабенский это кто? Правильно, Меглин из «Метода». Он что, сейчас прибьет кого-нибудь?! Костя, НЕ НАДО!

И вот. В ближайшие три часа барон рассказывал. Все то, что мы и так знаем: и про вызволение из болота за волосы («У меня сильные руки!»), и про охоту на оленя с помощью вишневых косточек, и даже про межзвёздные перелеты на воздушном шаре. Да у него просто посттравматический синдром, господа!

А потом еще пришел Герцог, и того заставили стрелять из катапульты из баронских портянок и играть в игру (как это вообще произошло?!) Герцог сначала делал вид, что он августейшая особа, а потом оказался славным малым и украл всю сцену, вызвав рев и овации зала.

Но только это надо видеть и слышать, ибо по содержанию все это есть презабавнейший бред, а по сути своей – набор чистых эмоций, в которые зрители в конечном итоге оказываются ПОЛНОСТЬЮ втянуты. И рассказать про которые просто нереально.

И вот вы уже скачете с бароном на коне, гоняетесь за турками, едете в Россию и летите. И вам при этом очень хорошо. Потому что вы внезапно как в сказку попали.

Постановка интересная. Актеры не стесняются подходить к краю сцены, а то и вовсе проходят в зал (везет тем, кто в партере, а мы были именно там). Привет от режиссера спектакля Виктора Крамера Сергею Женовачу, наверное, тот любил такие вещи.

И ВСЕ, абсолютно все играют замечательно. Не так, мол, вот Костя у нас звезда, пусть он и отдувается. Нет. Играют так, как будто кино смотришь, в котором все снято с первого дубля. Кстати, они все звезды, почти 100 процентов состава театра ныне знакомы нам по фильмам и сериалам. Я не могу не отметить Кристину Бабушкину, которую мы, неискушенные зрители, знаем исключительно как жену генерала из «Беспринципных». А она актриса замечательная, такая колоритная и точная в интонациях! Ну, в общем, все, все хороши.

И все это под песни Чаек.

Прекрасны декорации. Они крутятся, поднимаются и опускаются. А уж когда начинается полет на воздушном шаре (а он действительно появляется на сцене в полном размере!), и герои взбираются все выше и выше... я вспоминаю про охрану труда и пытаюсь отследить, пристегнулись ли они хоть к чему-нибудь (Катя сказала, что да).

А потом крушение – и барон умирает. И становится так одиноко. Возможно, это был просто предсмертный бред? Кто ж знает…

У меня после спектакля осталась светлая грусть. Меня как будто водичкой родниковой прополоскали. Как будто кто-то, действительно давно знакомый, а то и родной, подошел и пожал мне руку. Ощущения – удивительные, но как их можно описать в строгой рецензии к спектаклю?

А кто-то сзади, на соседнем ряду, маялся, ерзал и сползал со стула. И шепотом шипел: «Когда мы уже домой пойдем?» Ну не понравилась история людям…

Мне не хотелось из зала уходить. Где-то там остался винтик от моего бинокля. На память МХАТу. Может, еще вернусь?

Я, кстати, фильм Захарова с Янковским не смотрела. Потому что я люблю Янковского, но не люблю Захарова. Поэтому, насколько спектакль на фильм похож, сказать не могу.

Тот самый Мюнхгаузен, 1979

Постановку же с Хабенским к просмотру истово рекомендую.