Давно не было статей по железу. Сегодня попытаюсь исправить. Ровно 2 года назад я решил, что мне надоели допиленные с помощью псевдо-AI-ИИ фотографии с камеры телефона. Захотелось лучше разобраться в фотографии и получать более интересные снимки. Поэтому я купил себе беззеркальную камеру Sony ZV-E10, которая как раз была новенькая на тот момент и позиционировалась компанией как лучшая камера для блогеров. Посмотрим что из этого получилось... В конце статьи будут фотографии, сделанные мною на данную камеру. А еще больше фотографий есть в моей группе уличного фотографа Halo Photo.
Цена: тогда и сейчас
Сразу с цены камеры. На 2022 год на AliExpress камеру можно было найти за 56 396 ₽. Сейчас уже камера казалось бы не является новой, но цена в среднем выросла на 10К, что я считаю уже не особо адекватным.
В магазине DNS сейчас (в конце 2024) я встречал эту же камеру даже за 80 000 руб. Ну они известные барыги, поэтому брать у них я не советую. Вы всегда можете найти нужную вам электронику дешевле на AliExpress, OZON, WB.
Технические характеристики
Конечно же эта информация есть везде, например можно почитать на официальном сайте Sony. Но всё же основу нужно написать. Это кроп-камера (НЕ FullFrame), которая имеет CMOS-матрицу Exmor формата APS-C (23.5×15.6 мм) на 24,2 МП (эффективное значение, общее — 25МП). По заявлению на сайте производителя даже кроп-матрица в 10 раз превышает размер матрицы на среднем смартфоне. Кстати, благодаря этому камера создает гораздо лучший эффект боке (даже с kit-объективом) в отличие от телефона.
Есть возможность менять оптику, байонет Sony E — байонетное крепление объектива для беззеркальных фотокамер серии Alpha NEX и видеокамер серии NXCAM компании Sony. Это то, что отличает камеру от предыдущей версии Sony ZV-1.
Очень хороший звук камера пишет со встроенного направленного трёхкапсульного микрофона (в комплекте есть ветрозащита - пушистик).
Есть поворотный TFT-экран формата 3:4 неплохого качества, но небольшого разрешения. Экран откровенно глупый. Про него пишут, что он сенсорный, но меню тыкать в экране нельзя. То есть вся «сенсорность» экрана заключается в выборе точки фокусировки. И всё (!). Это явный минус.
Два исполнения камеры: белый и черный корпус.
Скорость синхронизации вспышки: 1/160 с.
Есть возможность электронного затвора.
При серийной съемке может записывать максимально - 11 кадров в секунду.
Формат записи фотографий: JPEG (DCF 2/0, Exif v2.32, совместимость с MPF Baseline), RAW (ARW 2.3). Размеры изображения: 6000×4000 (24 МП), 4240×2832 (12 МП), 3008×2000 (6 МП).
Формат записи видео: XAVC S: MPEG-4, AVC/H/264
Формат записи аудио: XAVC S: LPCM 2 канала.
Возможности фокусировки: 425 точек фазовой автофокусировки / 425 точек контрастной автофокусировки.
Диапазон светочувствительности фокуса: EV-3-EV-20 при эквиваленте ISO 100 и установленному объективе со светосилой F/2.0.
WiFi и Bluetooth имеется, версия 4.1 (диапазон 2.4 ГГц). С помощью беспроводного интерфейса можно установить связь со смартфонам. С телефоном камера взаимодействует легко. Приложение по управлению камерой с телефона не блещет настройками, но следить за процессом съемки можно. Чтобы работало, нужно подключиться к камере как к WiFi точке.
Есть разъем для наушников, разъем для микрофона, USB-C и micro-HDMI для вывода изображения.
Здесь я выписал вам самые важные технические характеристики. Остальные можете почитать на сайте Sony.
Комплект и упаковка
Камера-тушка, объектив Sony E 3.5-5.6/PZ 16-50 OSS, один аккумулятор NP-FW50, наплечный ремень, кабель с разъемами USB-A на USB-C (2.0), ветрозащита.
Корпус и эргономика
Весит камера 343 грамма. Мне понравилась возможность подключения фейковой батареи. Т.е. в камере есть резиновая заглушка для вывода провода из батарейного отсека. Выглядит это вот так:
Для стационарных съемок вполне крутая штука.
Камера компактная и довольно легкая (с kit-объективом), но за компактность приходится платить тем, что её не слишком удобно держать в одной руке. Хотя и для этого есть специальные приспособы, решающие данную проблему... Тот факт, что они продаются по конским ценам... это другой вопрос.
В целом корпус сделан из качественного пластика и некоторых металлических кнопок-крутилок. Но спустя 2 года стало плохо работать кольцо приближения (T-W). Это меня огорчило, ведь с камерой обращался бережно. Да, есть дублирующая функция на объективе, но кольцо еще используется в навигации по меню, и альтернативы для меню в виде других кнопок нет (когда нужно показать всех фото за месяц - "отдалить"). И как тогда быть?... Очень странно, что в камере за 55К-65К перестают работать важные кнопки.
4К на минималках — оно нам надо?
По сути у нас есть такие режимы:
◼ XAVC S 4K (25 FPS или 100 Мбит/сек)
◼ XAVC S FHD (50 FPS или 50 Мбит/сек)
◼ Замедленная съемка (либо 4К - 25 FPS 100 Мбит/сек, либо FHD - 100 FPS 60 Мбит/сек)
И это я считаю минусом, ибо не очень понятно как быстро между этими режимами переключаться. Пояснения в меню вообще НЕ интуитивные.
Может еще возникнуть вопрос: «А что 25 FPS это будет замедленная съемка?» Да, это будет замедленная съемка в 4 раза. Т.е. настройки контринтуитивны настройкам на телефоне (чем больше FPS, тем сильнее замедление).
Ну и самое что обидное, так это то, что 4К не поддерживает 60 FPS - такой вот минимально сглаженный стандарт, который можно сейчас снимать на телефонах в такой же ценовой категории. К примеру, мой основной телефон сейчас Xiaomi 12X, я брал его за 35К на Aliexpress, и он может 4K 60 FPS и 8K 24 FPS. И это с учетом оптической стабилизации.
И казалось бы, так зачем нужна цифровая беззеркальная камера начального уровня за 50-70К, если есть телефоны, которые лучше? Ответ не так прост, как кажется на первый взгляд. Всё неоднозначно.
Почему Sony ZV-E10 лучше телефона за такую же цену и даже дороже?
Итак, я имею на руках фотоаппарат Sony ZV-E10 и телефон Xiaomi 12X. С помощью каждого из них можно делать хорошие снимки. Но матрица камеры APS-C (23.5×15.6 мм) примерно в 7.5 раз имеет большую площадь, чем матрица камеры SONY IMX766, 1/1.56″ телефоны Xiaomi 12X (субфлагман 2022 года).
Какие бывают матрицы (наиболее популярные):
- Самые маленькие матрицы - 1 / 3.2″. Используются они чаще всего в дешевых компактных фотоаппаратах. Их соотношение сторон составляет 4:3, а физический размер - 3.4 * 4.5 мм.
- Матрицы 1 / 2.7″ с соотношением сторон 4:3 и физическим размером 4.0 * 5.4 мм применяются также в недорогих компактах.
- Матрицы 1 / 2,5″ относятся к тому же сегменту камер, что и предыдущие две позиции. Они имеют соотношение сторон 4:3, а размер - 4,3 * 5,8мм.
- Матрицы размером 1 / 1,8″ с соотношением сторон 4:3 и геометрическим размером 5,3 * 7,2 мм применяются в более дорогих компактных камерах. Их можно встретить в устройствах среднего и выше среднего ценового диапазона.
- Размер матриц 2 / 3″ имеет соотношение сторон 4:3, а физический размер 6,6 * 8,8 мм. Часто они применяются в дорогих компактах с не сменной оптикой.
- Матрицы размером 4 / 3″ - физический размер 18 * 13,5 мм и соотношение сторон 4:3 применяются в дорогих камерах.
- DX, APS-C - это формат матриц с соотношением сторон 3:2 и размером около 24 * 18 мм. Эти матрицы применяются в полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камерах. Широкое распространение они получили благодаря относительной дешевизне и хорошем качестве снимков.
- Полнокадровая матрица имеет размер 36 * 24 мм. Её соотношение сторон 3:2, а по размеру она соответствует 35 мм кадру. Такие матрицы дорого обходятся в производстве и применяются в профессиональной фототехнике.
- Среднеформатные матрицы имеют формат 60 * 45 мм с соотношением сторон 3:2. Такие матрицы сшиваются из нескольких более простых, что непременно сказывается на стоимости такого производства. Применяются исключительно в дорогих фотоаппаратах.
Чем больше матрица, тем больше света она получает. Чем больше матрица, тем больше изоляции между соседними пикселями и меньше утечка тока, меньше нагрев, а, следовательно, меньше цифрового шума на снимке. Особенно это актуально ночью, когда камера повышает ISO (усиление и чувствительность пикселей). На маленькие матрицы попадает мало света, значит их чувствительность требуется усилить большим током, от чего усиливаются и сопутствующие полезный сигнал шумы.
В любом случае, вы можете посмотреть сравнение фото и видео, отснятые на Sony ZV-E10 и IPhone 15 pro и убедитесь, что камера всегда лучше (если руки из правильного места растут).
Многое зависит от объектива. На Sony ZV-E10 можно менять объективы. И я пробовал фотографировать с телеобъективом Tamron 70-300mm F/4.5-6.3 Di III RXD, и хочу сказать, что снимки удаленных объектов получались шикарные. Размытие (эффект боке) тоже. Т.е. на телефон такое не снять. Какой бы ни был у вас камерофон.
Подборка №1 на Tamron // Подборка №2 на Tamron // Подборка №3 на Tamron
📷 Учебные материалы и настройка камеры
📷 Онлайн справочное руководство по ZV-E10 на русском языке
📷 Инструкция на английском языке (187 страниц)
Можно ли заработать с помощью бюджетной камеры?
Да, можно. На самом деле неважно какая у вас камера. По своему опыту я понял, что нужно всегда учиться снимать. Можно снять плохо даже на самую дорогую камеру. А можно снять хорошо даже на дешевый фотоаппарат. Я смог взять Sony ZV-E10 на коммерческую съемку свадьбы и успешно сделать 700 фотографий и 50 Гб видео. Заработал я правда копейки по меркам фотографов, но я понял основной принцип — не бояться и делать (!). Со временем всё получится. Вы можете превратить ваше хобби фотографии в дополнительный (или основной) заработок. И для этого не обязательно покупать сразу же технику на 1 000 000 рублей. Попробуйте начать с малого и прокачивайте свой навык фотографа, свою наблюдательность. Ну и конечно же технические знание о свете, цвете, отражениях, геометрической оптике, физике света.
Примеры фотографий, снятых на Sony ZV-E10
Понравилась статья? Поставьте лайк, подпишитесь на канал, напишите комментарий! Вам не сложно, а мне очень приятно :)
Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK
Лучший канал для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в telegram