— Первое и самое важное правило: Телефоны в стенах академии строго запрещены.
Начальник факультета проводит со слушателями, прибывшими в военную академию на повышение квалификации, вводный инструктаж. Он записал в свой блокнот около 10 пунктов правил, но чаще всего он повторял одно и тоже.
— Телефоны с расширенными мультимедийными возможностями строго запрещены.
Ни для кого не секрет, и не новость, что телефоны с выходом в интернет, фотокамерами и gps — могут стать причиной разглашения конфиденциальных и секретных сведений воинских подразделений. Поэтому с телефоном в руке в режимных и служебных помещениях лучше не попадаться.
***
Наш выбранный командир учебной группы предложил нам два варианта решения телефонного вопроса.
— Либо по прибытии до занятий сдаем телефоны в ячейку в сейфе на факультете, либо просто не приносим их сюда.
Большая часть офицеров, как и я, решили отдавать телефоны на временное хранение в ячейку. Всё-таки трудно передвигаться по большому городу без интернета и Яндекс карт. Да и расстояния большие. Скучно.
Я время в поездке использую по большей части для написания статей.
К примеру, за последнюю дорогу туда и обратно (три часа) получилось создать вот эту публикацию.
***
Решено было, что собирает телефоны у всего офицерского состава, относит их на хранение в факультет и по окончании занятий приносит обратно — очередной дежурный.
Взяли список личного состава, вычеркнули из него старшего и начальника штаба (журналиста) и распределили дежурства.
Когда пришла очередь быть дежурным капитану Б., я напрягся.
В то утро перед убытием на занятия, у меня было легкое предчувствие, что телефон сегодня не брать. Но я себя не послушал.
Капитан Б. — это офицер средних лет бурятской наружности. Он прибыл к нам с Урала и с первых минут зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Форма мятая, оформил и привёз с собой не все документы для обучения, знаний в голове немного.
— Сколько Уставов в ВС РФ? — Спрашивал его подполковник.
— Не могу ответить. — Говорил капитан, после нескольких секунд раздумий и улыбался, что только злило наше временное начальство.
Капитан Б. относится к той категории военнослужащих, про которых говорят, что «с ним каши не сваришь», «сы в глаза — божья роса» или «как об стенку горох». Знал я и в курсантское время таких товарищей, который младшим командирам на адекватные замечания лишь горделиво выражался:
— «Меня нагибать, что небо красить» (т.е. якобы бессмысленно).
В то утро, когда капитан Б. должен был дежурить, он непринужденно прибыл в академию последним.
— Санёк, ты надеюсь помнишь, что ты сегодня ответственный? — напоминал ему наш майор.
— Ответственный? — переспросил он, видимо не понимая, как это он может быть за что-то «ответственным.
— Ну да. За телефоны, литературу, ноутбук и порядок в аудитории.
— Ааа… Ты про это. Да, да, помню.
Капитан Б. он же Саня собрал наши телефоны и понес их общей стопкой, как мы предполагали, в ячейку на шестом этаже факультета. Мы также предполагали, что Саня знает куда идти, куда класть и отдавать ключ на хранение.
Телефоны у офицеров самые разные. От видавших виды стареньких андроидов до последних моделей айфонов.
Не прошло и двух минут, как дежурный капитан вернулся в кабинет, успешно сдав наши запрещенные смартфоны.
— Сдал? — Спросил у него наш старший.
— Да. — Сухо ответил Саня.
И все почему-то не обратили тогда внимания, что он уж как-то слишком быстро преодолел расстояния в двести метров по улице и шесть этажей туда и обратно.
***
По большому счету, мобильные телефоны, если занятия не предусматривают работу со сведениями составляющими государственную тайну, можно и не сдавать.
Никто тебе ничего не скажет, если твой смартфон будет лежать в кармане в авиарежиме. Просто не доставай его или хотя бы не попадайся на глаза командованию.
Ходили байки, как один майор, повышавший квалификацию ранее, наплевал на требования и сидел в аудитории на перерывах между занятиями в интернете. В какой-то момент в кабинет зашёл некий лейтенант. Майор не обратил на него внимания. (Понятное дело, кто будет остерегаться лейтенанта?) Лейтенант, как оказалось был из службы защиты гостайны. Он подошел к нему и молча записал его в некий список. К вечеру майора отчислили, а позже объявили НСС (неполное служебное соответствие «насос»).
***
Занятия окончились. Старший убыл на вечернее совещание к командованию и должен был вернуть нам наши мобильники.
— Алё, — звонит он спустя пол часа — Позовите сюда Санька. Не могу открыть нашу ячейку. В какую он положил? В тринадцатую? Так я её и пытаюсь открыть. Как будто ключ не от неё.
Капитан Б. тяжело вздохнув, и нехотя побрёл на помощь к майору.
— Тоже мне старший. Ключик повернуть не может. — Бурчал он.
Проходит 10 минут, 15, 20 — товарищей, и самое главное телефонов, нет.
— Ну что? Вы где? — Звонит им другой наш одногруппник. Уже давно настало время уходить из этих душных стен.
— Да тут вообще анекдот. — Сообщал нам майор.
Оказывается, наш дежурный, выйдя от нас с телефонами, по дороге увидел некий шкаф с ячейками, стоящий на первом этаже нашего здания. Он не придумал ничего лучше, как запихнуть в этот первый попавшийся шкаф наш ценный груз. Нужный же ящик и тот, который безрезультатно пытался вскрыть майор, находился в соседнем корпусе и на шестом этаже.
— Проблема в том, — заканчивал анекдот старший — что шкаф, в который он засунул телефоны куда-то делся.
— Чего? — закричал обладатель новенького айфона последней модели — Он что, реально «недалекий»?
Начались поиски. Все искали шкаф. Прошло пол часа, час. Результат поиска отрицательный.
О нашем приключении узнал дежурный по академии и начальник факультета. Первый смеялся и только разводил руками, говоря, что понятие не имеет, где наши телефоны и шкаф. Второй, начфак начал с угроз и оскорблений, но выругавшись сказал:
— Знаете, я каждый раз думаю, что меня уже ничем нельзя удивить. Как вдруг, раз! И я снова поражен!
Начальник факультета ругался, удивлялся, плевался, заставил почувствовать себя беспомощными, но его телефонная книга и связи в академии оказались очень к стати.
Спустя полтора часа телефон вернулся ко мне в руки, и я смог написать этот рассказ.
***
Перефразируя слова начальника факультета, подытожу.
— Я каждый раз, после написания очередной статьи думаю, что уже рассказал обо всём. Как вдруг, раз! И военная служба со своим «кадрами» вновь подкидывает мне что-то новенькое.
Вот ещё один мой очерк про армию.
Честь имею!